← 25 января 2025          27 января 2025 →          А сегодня?

26 января 2025 на Хабре было опубликовано 65 статей

Необычные проекты на базе «малинки»: что можно сделать своими руками


Источник.

Raspberry Pi — это настоящий клад для тех, кто любит мастерить и экспериментировать. С его помощью можно собрать всё, что угодно: умный дом, игровую приставку, робота или даже собственную метеостанцию. В этой статье я собрал самые крутые «малиновые» DIY-проекты, которые можно повторить (ну, большинство так точно). И если есть желание — расскажите о собственных идеях, которые вы реализовали или только собираетесь. Читать дальше →

Как далеко мы можем заглянуть в космос

Галактика JADEs-GS-z14-0 на вырезке из обзора JWST JADES кажется совершенно непримечательной, но тем не менее, она побила рекорд космических расстояний и наблюдений. Это первая галактика среди найденных галактик, существовавших уже в первые 300 миллионов лет жизни Вселенной, а это всего 2,1% от её нынешнего возраста. Со своей точки обзора в расширяющейся Вселенной эта галактика могла бы увидеть наш прото-Млечный Путь таким, каким он был примерно 13,52 миллиарда лет назад: когда нам было всего 2,1% от нашего нынешнего возраста.

Мы уже как-то изучали вопрос размера всей Вселенной. Учёные не могут сказать, конечна ли Вселенная или бесконечна, а если она конечна — какой у неё общий диаметр. Всё, о чём мы можем рассуждать более-менее определённо — это размер видимой Вселенной.

В этом вопросе часто возникает недопонимание. Если возраст Вселенной составляет 13,8 миллиарда лет (почему — об этом чуть позже), а скорость света действительно является пределом нашей космической скорости (ни один эксперимент этого пока не опроверг), то как далеко мы сможем заглянуть с нашей маленькой Земли? Ответ кажется очевидным: на 13,8 миллиарда световых лет, поскольку световой год — это расстояние, которое свет может пройти за год, и ничто не может двигаться быстрее этого.

К сожалению, как и многие другие ответы, которые кажутся очевидными, когда вы включаете свой здравый смысл, на самом деле всё не так. В действительности, если мы посмотрим на самый далёкий объект из всех, что мы можем увидеть, окажется, что он расположен гораздо дальше: на расстоянии 46 миллиардов световых лет от нас. Это может показаться невозможным, но это не так. Просто нужно взглянуть на картинку под другим углом. Читать дальше →

Просто пишите код. Часть 1

В последнее время я часто читаю статьи о том, как использовать микросервисы, но редко встречаю ситуации, где принятие решения об их использовании имеет правильное обоснование. В этой статье я попробую показать, как должно приниматься такое решение. Важно понимать, что решение принимается по каждому домену в отдельности, в зависимости от самого домена и от способа взаимодействия команд ответственных за домены.

Постарался создать простой чек лист для принятия решения о выделения в микросервис конкретного домена.

Читать далее

[Перевод] Порталы: как устроен расчёт видимости в Quake

Вы когда-нибудь хотели узнать, как работала предварительно вычисленная видимость в Quake? Я хотел, поэтому написал программу vis.py, воссоздающую этот алгоритм на Python. В этой статье представлена вся информация, необходимая для понимания vis, — инструмента, применявшегося в Quake, Half-Life и играх на Source Engine.

В процессе разработки Quake возникла проблема перерисовки (overdraw), то есть многократной записи одного и того же пикселя во время рендеринга кадра. Видимым остаётся лишь последний цвет, а все предыдущие записи оказываются лишней тратой ресурсов. Это плохо, если в вашей игре используется программный рендеринг, и так выжимающий последние соки из компьютера середины 90-х годов.

Как снизить объём перерисовки? Давайте начнём с высокоуровневого обзора возможных решений.

Читать далее

[Перевод] Операционная система в 1 000 строк кода (часть 3)


Перед вами третья часть серии статей, в которой мы пишем собственную небольшую ОС. В этой части мы реализуем аллокатор памяти, механизм её адресации с использованием таблицы страниц, а также переключение контекста и некоторые другие элементы системы.

? Навигация по вышедшим частям


Читать дальше →

Что такое EDR и с чем его едят? Беседа с руководителем управления развития технологий BI.ZONE EDR Виталием Моргуновым

Я продолжаю углубляться в мир кибербезопасности. На этот раз решил разобраться, что такое EDR, зачем нужны эти системы и какую роль они играют в защите корпоративного периметра. Чтобы получить исчерпывающие ответы, я поговорил с руководителем управления развития технологий BI.ZONE EDR Виталием Моргуновым.

В интервью вы узнаете, как EDR вписывается в концепцию Zero Trust, с какими системами его можно интегрировать и какие преимущества это дает компаниям. Желаю приятного чтения!

Читать далее

Не допустить разрывов: новые интернет-магистрали и меры по их защите

Последние пару десятков лет корпорации и правительства разных стран работают над расширением и укреплением глобальной интернет-инфраструктуры. Прокладываются подводные магистрали, которые соединяют города и континенты. Но участившиеся случаи их повреждений, как, например, обрывы кабелей в Балтийском море в ноябре 2024 года, показывают, что интернет нужно как-то защищать. Сегодня поговорим о новых оптоволоконных каналах связи и обсудим планы разных организаций по усилению надежности безопасности всемирной сетевой инфраструктуры.

Читать далее

«Корсары». Дополнения и модификации

Грандиозный удар по репутации «Акелла» перенесла с видимой лёгкостью. Ветки на форумах тёрлись безжалостно, коробочки с «Корсарами» 3 продавались тысячами. Невероятно, но самая провальная игра серии принесла больше всех денег! Настоящий Клондайк! Но надо было меняться, и в «Акелле» это понимали. После российского релиза игру доводили до ума для релиза за рубежом ещё практически год, и почти пофиксили все значимые баги. Но... То, что мертво, оживить невозможно... И поэтому не в странах СНГ «Корсары» 3 провалились в продажах, и понятно почему. В то время плохие игры не вытягивал хороший пиар, как в наши дни, да собственно и пиара-то особенного не было. По правде говоря, наибольший успех вышел-таки у «Пиратов карибского моря» благодаря всевозможным модам, но об этом позднее.

Читать далее

Управление проектами: дайджест публикаций #25

PMBOK 8, тупые задачи, ассертивная коммуникация, спасенные дедлайны, фокусированная коммуникация и всё интересное, что писали на этой неделе про управление проектами. Мы прочитали все публикации и выбрали для вас самые крутые и полезные. Читайте, сохраняйте и применяйте!

Читать далее

От теории к практике: как раскрыть потенциал NFC с помощью Flipper Zero

Все заметили, что технология NFC прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Однако, помимо очевидного использования этой технологии, за кулисами существует целый мир экспериментов и исследований для тех, кто хочет заглянуть внутрь технологии NFC. Одно из самых интересных устройств, попавших в мои руки - это Flipper Zero, идеально подходящее для работы с различными протоколами беспроводной связи. В этой статье расскажу о своём опыте, взаимодействия с технологией NFC с помощью Flipper Zero.

Читать далее

Боремся с водяными знаками Gamma AI на бесплатном тарифе

Все мы любим инструменты, которые упрощают жизнь. Gamma AI – один из них, особенно когда нужно быстро сделать презентацию. Но бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке, и в случае Gamma AI этим "сыром" становится водяной знак на PDF. Мелочь, а неприятно. Да и показать такое преподу такое себе… В общем, я решил, что с этим надо что-то делать.

Так родился Gamma AI Watermark Remover – простой инструмент, который берет PDF с водяным знаком и отдает чистый. В этой статье я расскажу, как я пришел к этому решению, какие технологии использовал, и с какими трудностями столкнулся. Будет интересно, с юмором, и надеюсь, полезно.

Прочесть

Релиз PDFsam (PDF Split And Merge) 5.3.0

Состоялся релиз открытого кроссплатформенного проекта для работы с файлами в формате PDF (разделение, слияния, извлечения страниц, смешивание и поворот) под названием PDFsam (PDF Split And Merge)...

Хакеры используют перехват Windows RID для создания скрытой учётной записи администратора

Северокорейская группировка хакеров использует технику перехвата главного контроллера идентификатора (RID) в Windows, чтобы заставить операционную систему обрабатывать учётные записи с низкими...

Проект Kiwi Browser закрыт, репозиторий на GitHub переведён в Public archive, часть браузера будет жить в Microsoft Edge

Команда Kiwi Browser сообщила об окончании поддержки проекта и переводе репозитория на GitHub в Public archive. Часть мобильного браузера для Android будет жить в Microsoft Edge. Последняя версия Kiwi...

Что не так с современной тревожностью? Как перестать беспокоиться и обрести душевное равновесие

Тревога — необходимая эмоция, но в современных условиях она всё чаще дает сбой. Как работает тревога, почему все чаще она переходит в бесконечную тревожность, почему существуют абсолютно различные стратегии в работе с тревогой и какая подойдет именно вам?

Читать далее

Государственные гранты для IT-проектов или почему финансирование достаётся единицам?

В 2019 г. активизировались Фонды и Министерства, занимающиеся выдачей грантов для IT?компаний, а с 2022 г. начался российский «IT?бум». Казалось бы, государство выделяет огромные средства на IT?проекты, но финансирование получают лишь единицы. Почему? Ошибки у большинства команд типичны. Будем разбираться постепенно и с примерами.

Читать далее

Пост @denis-19 — Космонавтика — 26.01 09:19

Лунный модуль Blue Ghost компании Firefly Aerospace сделал захватывающие снимки удаляющейся Земли, готовясь к выходу на лунную орбиту. Проект Blue Ghost был запущен в рамках миссии Ghost Riders in the...

Microsoft закрывает свой флагманский магазин в Лондоне

В следующем месяце Microsoft планирует закрыть свой флагманский магазин в Лондоне спустя почти шесть лет после его открытия. Чтобы лучше соответствовать фокусу на цифровом росте, корпорация решила...

Они были «Dot» в эпоху Dot-Com

Компания Sun Microsystems Inc. во время расцвета доткомов однажды с гордостью представила слоган «Мы — точка в доткомах».

Скотт Макнили (Sun Microsystems) – это Дженсен Хуанг (Nvidia) эпохи доткомов 1990-х годов. Он был на обложках журналов и в новостях во время зарождающейся эры интернета. Если сегодня Nvidia - это бьющееся сердце революции Gen AI, то в дни расцвета интернет-бума 1990-х годов Sun Micro была основой интернет-инфраструктуры. 

В Sun Microsystems работали самые умные инженеры и выпускались самые передовые продукты, будь то серверы, которые были основой для веб-приложений, или революционные инструменты Java, которые изменили представление о разработке программного обеспечения.

Sun Microsystems (SUN - Stanford University Network), компания, вышедшая из Стэнфорда, сформировала Кремниевую долину так, как это удавалось лишь немногим компаниям. Четверо 27-летних парней, Скотт Макнили (справа на фото), Энди Бехтольшайм, Винод Хосла и Билл Джой, основали Sun Microsystems в 1982 г.

Читать далее

Когда строишь карьеру дизайнера с помощью прогеров

Немного обидно, что в сфере дизайна всё развито не так, как у программистов. У кодеров комьюнити буквально цветет и пахнет: информации море, блогеров и экспертов полно, статьи, подкасты, вебинары – на любой вкус. Вдобавок куча тематических чатов, где можно получить оперативную обратную связь, услышать разные мнения, и даже роадмапы, которые буквально показывают, как шаг за шагом стать профессионалом.

Я лично сам прокачиваюсь, смотря блогеров–прогеров, узнаю КУЧУ полезной инфы, которая абсолютно применима к карьере дизайнера в ИТ.

Читать далее

Microsoft скоро уберёт простой способ загрузки всех бесплатных официальных тем Windows 10 и 11

Microsoft подтвердила скорое удаление официальной статьи поддержки, где компания размещает и поддерживает все пакеты визуальных тем для Windows 11 и Windows 10. Разработчик уже разместил баннер с...

Пост @dhprime — Интернет-маркетинг — 26.01 11:30

Стоит заметить, что если экстраполировать данные на весь 2024 год с учетом серой зоны, то рынок интернет-рекламы около 1 трлн. рублей ?Если отбросить нюансы, то Правительство ставит себе целью...

Как автоматизировать оборону города с помощью Kubernetes CI/CD Pipeline: защита от зомби через автоматические обновления

Ситуация. Вы сидите в высокой башне Фуфелшмерц Пакостин Корпорейшн, и вдруг во всем мире случается зомби?апокалипсис. Очевидно, что у гениального ученого где?то есть «инатор» для борьбы и выживания в таком случае.

Порывшись немного в кладовке, вы случайно находите главный сервер здания, где страшными буквами написано КуБеРнЕтИс СИ/СД Пипелайн (разумеется на русском). Слава Богу, что вас когда?то в универе пытались научить чему?то, и вы, вроде, что?то начинаете вспоминать...

Осталось только придумать, как с помощью этого сервера раскатить защиту башни на распознавание зомби, а не Перри...

Вспомнив наставления своего мастера (и английский алфавит) вы вспомнили, что КуБерНеТиС на самом деле отлично подходит для настройки непрерывной интеграции и доставке (CI/CD), чтобы автоматически обновлять защиту башни и мочить защищаться от зомби.

Читать далее

Мобильная разработка за неделю #572 (20 — 26 января)

В новом выпуске распознавание номеров телефонов для пикника и первая бета Android 16, не всеобъемлющее руководство по тестированию пуш-уведомлений и 5 лет React Native в Shopify, технический гайд по сторис, годовой отчет “Состояние мобильного рынка в 2024 году” от Sensor Tower и многое другое. Подключайтесь!

Читать дальше →

Windows 11 получила новый способ обмена файлами

Недавно выпущенная сборка Windows 11 22635.4805 из Beta Channel предлагает не только улучшения Snap и поддержку клавиатуры-геймпада, но и новый метод обмена файлами. Инсайдеры демонстрируют , что...

Переход на новое окружение

В этой статье я хочу рассказать историю о переходе на новое окружение – большой задаче, которую пришлось решать, будучи в роли Tech lead команды в одном из продуктов МТС. Статья может быть полезна как «новичкам»-руководителям, которые не знают, как подойти к решению больших и многоэтапных задач, так и просто сочувствующим.

Читать далее

Производитель 3D-принтеров Bambu Lab объяснил принудительное обновление тестированием

Производитель 3D-принтеров Bambu Lab на днях выпустила обновление прошивки, которое включает переработанную систему авторизации в облаке и локальной сети для защиты от хакерских атак. При этом доступ...

Почему обсуждение “чистой” зарплаты на собеседовании теперь теряет смысл?

С 1 января 2025 года в России вступила в силу новая, более сложная шкала НДФЛ — налога, который ежемесячно удерживается из нашей заработной платы.

???? Многие привыкли к фиксированной ставке в 13% и, обсуждая предложения о работе, мысленно вычитали ее, концентрируясь на том, сколько денег «получат на руки». Теперь же такие расчеты стали гораздо сложнее.

Читать далее

Энтузиаст раскрыл фишинговую атаку с использованием сервиса сокращения URL от Google

Энтузиаст рассказал о фишинговой атаке с использованием g.co, сервиса сокращения URL-адресов Google. Она позволяет злоумышленникам красть аккаунты Google. Автор поста поделился, что ему позвонила...

Обратимая амнезия

Злые языки поговаривают, что в арсенале спецслужб помимо препаратов вызывающих тяжелые инсульты, которые широко использовались в ходе буржуазной контрреволюции, появились вещества, которые в зависимости от потребности агента могут вызывать как временное, так и постоянное нарушение памяти.

Как правило при обнаружении таких пациентов родственниками, в ходе госпитализации в качестве диагноза выставляется инсульт, при возможности родственников обратиться к более квалифицированным специалистам диагноз сменяется на что-нибудь типа - глобальной транзиторной амнезии.

Читать далее

Пост @slavius — Информационная безопасность — 26.01 12:58

В соответствии с распоряжением Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, с 10:00 25 января до 23:59 27 января 2025 года белорусские хостинг-провайдеры ограничат доступ к...

AI-driven TDD — используем Code-LLM на максимум

С момента своего появления и по сей день подход Test-Driven Development (TDD) вызывает оживленные дискуссии в сообществе разработчиков, и до сих пор нет единого мнения о ее эффективности.

Но что будет, если совместить TDD и AI-генерацию кода? В статье я покажу:

Как соединить TDD и AI;

Как AI-driven TDD улучшает процесс разработки;

Как TDD влияет на качество сгенерированного AI кода.

А кроме того, попытаюсь немного поразмышлять относительно того, как будет развиваться область взаимодействия человека и AI в кодогенерации в ближайшие годы.

Читать далее

Идеи о системе ИИ: Система команд. Часть 1

Всем привет. Меня зовут Алмаз Хуснутдинов. Я делаю материалы, связанные с созданием ИИ. В этой статье я начну рассказывать про идею о некой системе команд, в основе которой лежит идея о детерминированности работы любой системы.

Содержание: Описание задачи из этой статьи, множественная логистическая регрессия, токенизация букв и слов, классификация слов, классификация команд, распознавание и выполнение команд.

Читать далее

Nevalang v0.30.2 — Потоко-Ориентированный ЯП

Вышла новая версия потоко-ориентированного языка программирования Nevalang - 0.30.2 , в этой версии исправлена компиляция (и кросс-компиляция) под Windows. Вот пример кросс-компиляции `neva build...

Разработка в VR: личный опыт и рекомендации

В этой статье расскажу о своём опыте работы в VR-шлеме, какие инструменты использую, и поделюсь советами по настройке. Возможно, это побудит вас попробовать такой формат работы и создать своё идеальное виртуальное рабочее пространство.

Читать далее

Пост @kirillkosolapov — Блог компании Amvera — 26.01 14:35

RabbitMQ и Memcached в Amvera Cloud C 14 января 2025 в Amvera Cloud доступны RabbitMQ и Memcached. Для создания достаточно выбрать необходимый сервис в разделе «Преднастроенные сервисы» и заполнить...

Мне удалили аденому простаты: как это было

Я попал на операционный стол по глупости. Точнее, только потому, что не знал того, что знаю теперь. Делюсь знаниями. Статья написана по свежим впечатлениям и жизненно необходима именно нам, айтишникам, потому что много сидим и мало двигаемся. Тема интимная, не публичная, но мне будет очень обидно, если кто-то ляжет под скальпель из-за того, что я постеснялся об этом написать.

Дисклеймер: я не врач и не даю здесь рекомендаций. Названия лекарств привожу не для рекламы, а потому, что мне их выписывал доктор. Основная часть данных получена из личного опыта, консультаций с четырьмя докторами, медицинской литературы и ChatGPT 4o. Лично мои мнения помечены как «думаю, что...».

Итак, что произошло

Десятого декабря у меня был юбилей. Через три дня, в пятницу 13-го (я не верю в приметы) пошли с коллегами в ресторан отмечать событие. Было хорошее настроение и хороший коньяк. Через два часа захотелось в туалет. Струя оказалась тоненькой. Через 15 минут пошел еще раз – она стала еще тоньше, а в очередной поход через еще 15 минут исчезла вовсе. Я подумал, что пора прекращать пить и надо идти домой, ждать когда алкоголь выйдет из крови. Но дома лучше не стало, хотя отрезвел полностью. Я не спал  всю ночь, искал решение в интернете и пробовал что-нибудь сделать – ничто не помогало. Утром в девять я был в больнице, в очереди к урологу. Было уже страшно, что лопнет мочевой пузырь или откажут почки. Когда вошел в кабинет доктора, не смог даже самостоятельно лечь на кушетку из-за резкой боли внизу живота. Доктор быстро вставил мне катетер в уретру и я наконец понял, что такое настоящее счастье, когда услышал звук бурного потока мочи в рядом стоящий тазик.

Читать далее

Немного поупражнялся с градиентами

Мысль о переходах цветов пришла мне на пробежке.

Я думал о том, что если есть шкала оценок приятия-неприятия по десятибальной шкале, можно сказать — мне нравится что-то от 0 до 10 баллов или мне что-то не нравится от 0 до 10 баллов. Неплохо было бы разукрасить это цветами от зеленого (нравится) до красного (не нравится), посередине желтым.

За 15 минут набросал код первого градиента.

Читать далее

Java для Sega Mega Drive — возможно ли это?

В этом проекте я хотел ответить на вопрос: возможно ли написать игру на Java для Sega Mega Drive/Genesis. Не хочу раскрывать спойлеры, но ответом будет «да».
Несколько лет назад я повстречал проект Java Grinder, который позволяет писать код для различных ретро процессоров на Java, в том числе для Sega Mega Drive. По сути, он интерпретирует байт-код из файлов .class, полученных после компиляции, в код на Ассемблере 68K. Если файлу класса нужны другие файлы классов, то они тоже считываются и обрабатываются. Все вызовы методов API записываются в выходном коде, либо как встроенный ассемблерный код, либо как вызовы предварительно написанных функций, выполняющих свою задачу.

Читать далее

Как разработчик попытался в геймдев

У меня за плечами несколько лет работы в IT, но в сферах, связанных с геймдевом, я никогда не работал. Но это не помешало мне поучаствовать в Tech Jam от Facepunch для ещё не вышедшей s&box. О том, как это было (и обо всех провалах в процессе), я и решил написать.

Читать далее

[Перевод] Новый искусственный интеллект распознает 97% заболеваний легких и может отличить пневмонию от COVID-19

Новая революционная модель искусственного интеллекта способна обнаружить различные заболевания легких по видеозаписям УЗИ с точностью 96,57%. И даже способна различать, вызваны ли отклонения пневмонией, COVID-19 или другими состояниями.

Читать далее

Пост @sokolovps — Блог компании Online patent — 26.01 15:10

Можно ли внести в Реестр отечественного ПО базу данных? Можно.  В  Реестре  уже сейчас содержится несколько десятков самых разнообразных баз данных. Назовем лишь некоторые из них:...

Прагматичное функциональное программирование в Java

Прагматичное функциональное программирование в Java при помощи монады XResult<T>, которая сочетает в себе свойства Optional<T>, Result<T> и Either<L,R>

Читать далее ...

Раздел OSINT (разведка): Что такое Github Dorking?

Здесь вы узнаете, как повысить свой уровень в OSINT, будут приведены примеры и готовые поисковые запросы.

(Вы можете дополнить меня, если я что-то забыл в комментариях).

Читать далее

Мой путь к быстрой и понятной архитектуре, или зачем я выбросил агрегаты из DDD?

Данная статья затрагивает некоторые аспекты при выборе подхода к проектированию предметной области для сложных корпоративных систем. В ней исследуются причины возникновения классических подходов и их анализ, для возможного улучшения. Это моя первая статья на данную тему.

В начале хочется сказать, что предложенная концепция не пытается претендовать на роль какой-то панацеи и уж тем более на роль единственно верной, она так же имеет рад своих преимуществ и недостатков. Это скорее попытка переосмыслить опыт, который накопился у меня за несколько лет проектировании корпоративных систем. Материал изложен в виде вопросов и попыток на них ответить.

Читать далее

Пост @denis-19 — Учебный процесс в IT — 26.01 16:16

Европа может привлечь «таланты с другой стороны Атлантического океана» после избрания президентом США Дональда Трампа. Об этом заявила президент Европейского центрального банка Кристин Лагард. «Нам...

DeepSeek — очередной квантовый скачок в развитии AI

????, запомните эти слова.

Пока скептики в области ИИ продолжают размышлять о том, что ИИ никогда не обретет сознание и останется лишь имитатором интернета, небольшая китайская компания совершила прорыв. Они создали думающую модель всего за $6 млн. Всё это произошло, пока американские гиганты вроде Google и Meta ковыряли в носу (как и компании в Европе и у нас кстати тоже) тратили миллиарды.

Эта модель настолько хороша, что вероятно, превзойдет в способности размышлять многих читателей этой статьи.  

Читать далее

Представлен проект Steam Brick — Steam Deck 1 TB OLED без экрана, без контроллеров, только кнопка питания и порт USB

Инженер и разработчик под ником crastinator?pro представил проект Steam Brick. Это мод Steam Deck 1 TB OLED без экрана, без контроллеров, только кнопка питания и порт USB. Но......

Создание образа в Cloud-init

Всем привет! Это первая моя статья на Хабре, поэтому судите по всей строгости! Я рыскал по просторам интернетов и не нашел простой информации по созданию своими руками образа cloud-init, поэтому своими глазами изучал официальные маны и методом проб и ошибок теперь имею представление о том, как всё же запустить этот интересный и полезный инструмент!

Читать далее

Docker — все в одной «коробке»

Представь себе ситуацию, когда для включения компа тебе понадобилось бы отдельно включать монитор, клавиатуру, мышку, колонки и с толкача заводить БП в коробке с материнской платой. Так себе история. А так, нажал кнопку и всё включилось. С кодом можно сделать то же самое — собрать все под один “включатель” — Docker.

Читать далее

Космический лифт за 15 минут

Идея космического лифта звучит крайне фантастично, однако данная концепция всерьез прорабатывалась и исследователи продолжают исследовать эту область. Давайте же познакомимся с их наработками в этой статье!

И все без формул и расчетов!

Приятного чтения!

Читать далее

Зачем нужен шаблон Render props в React?

Не часто приходится встречать людей, которые понимают зачем он нужен и ещё реже попадаются проекты, в которых его используют. А шаблон-то очень полезный!

В этой статье вы поймёте как он устроен, зачем он нужен и на примерах научитесь его правильно применять.

Читать далее

Как работают криптовалюты

В этой статье разбираются принципы работы криптовалют на примере биткоина и эфира. Здесь объясняется, что такое блокчейн и почему он устроен именно как цепочка связанных блоков; что такое майнинг и зачем он потребляет столько вычислительных ресурсов; что представляет собой денежная транзакция и почему транзакции в блокчейнах такие медленные и дорогие; как работают системы «второго уровня» в сетях блокчейн-протоколов, и как они позволяют сделать транзакции быстрыми и дешёвыми; что такое смарт-контракт; как работают стейблкоины (такие как USDT); есть ли способ сделать свои денежные операции по-настоящему анонимными, и можно ли с помощью криптовалют выйти из-под контроля всесильных финансовых регуляторов.

Статья рассчитана на новичков и не требует никаких специальных знаний. В ней доходчиво излагается всё, что требуется для понимания криптовалют, вплоть до таких базовых концепций, как хэш и асимметричное шифрование.

Читать далее

Криптоанализ шифра Виженера. Как реализовать и взломать

Сказал как-то один французский дипломат...

Что же он такого мог сказать в 16 веке ? Разберемся в этой статье.

Читать далее

Google обязуется бороться с поддельными отзывами после пятилетнего расследования британского регулятора

Антимонопольный регулятор Великобритании достиг соглашения с Google о борьбе с поддельными онлайн-отзывами. Компания взяла на себя обязательство принять ряд мер. Управление по конкуренции и рынкам...

Как благодаря полётам в космос, лесозаготовкам и облакам появились современные СУБД

Редко можно встретить технологии, которые существуют более пятидесяти лет в стремительно меняющейся ИТ-индустрии. Пока одни разработки быстро теряют актуальность, базы данных продолжают играть ключевую роль. По мере увеличения объёмов данных растёт и потребность в инструментах для их обработки, управления и анализа. 

Первая СУБД, основанная на иерархическом подходе, была разработана ещё в 1960-х годах. В 1970-х появились реляционные системы, которые и сегодня остаются востребованными благодаря своей универсальности и эффективности.  

Сегодня обсудим, каким был путь развития СУБД.

Читать далее

Николай Никитин, лидер «Научного опенсорса» Университета ИТМО о том, чем открытые разработки могут помочь учёным

Месяц научного open source продолжается, и это — разговор с Николаем Никитиным, к.т.н и руководителем одной из лабораторий Университета ИТМО. @niclnno — энтузиаст открытой разработки. Он проводит тематические исследования и развивает сообщество «Научный опенсорс» с коллегами из ИТМО и не только.

Читать далее

Вранье и галлюцинации – ошибка или необходимая часть интеллекта?

Все знают, как большие языковые модели – такие, как ChatGPT, – галлюцинируют или даже врут. Такие ошибки могут создавать проблемы людям, активно использующим нейросети. Интересный и, может, неожиданный вопрос: это ошибка или это вообще-то необходимо для интеллекта?

В юности я хотел что-нибудь изобрести в области физики. Было много идей, и часто, спустя какое-то время, эти идеи разрушались и деградировали, так как я или чего-то не учитывал, или что-то отбрасывал или что-то не так понимал. Но чем менее критично я относился к собственным идеям, тем дольше они жили. Если хочешь что-нибудь открыть, то подобные идеи необходимы: открытия в физике или еще в чем-то – это предшествующая длинная цепочка интересных (и тем не менее ошибочных) гипотез.

Тогда я принял решение не врать самому себе и другим, чтобы цепочка идей быстрее разворачивалась и был больший шанс что-то изобрести. Но вот это и не стало получаться. С течением времени я стал замечать все больше багов в генерируемых идеях. Все время что-то не так понимал, искажал или забывал факты. И такое поведение, на мой взгляд, свойственно не только мне. Ошибки искажения и отрицание совершенно точно случившихся фактов я замечаю и у других людей. В полиции о таком говорят «Врет как свидетель».

Недавно я придумал объяснение этому.

Из нейролингвистического программирования и других источников по психологии вроде как известно (походу здесь я исказил факты, и это может быть уже моим мнением), что мозг воспринимает ограниченный объем информации. В жизни ежесекундно передаются тысячи миллионов событий-сигналов в мозг. Мозг сильно отфильтровывает их и строит упрощенную идеализированную модель происходящего. Отбрасывая при этом и важные факты, которые не вписались в эту идеализированную модель. 

Читать далее

Microsoft признала наличие бага в последних обновлениях Windows 10 и просит не беспокоиться об этом

14 января 2025 г. Microsoft выпустила очередные обновления безопасности для Windows 10 и 11. На днях компания признала , что в обновлении есть баг, но отметила, что пользователям не стоит о нём...

Исследование: ошибки ИИ сильно отличаются от человеческих

Исследователи Натан Сандерс и Брюс Шнайдер опубликовали статью , посвящённую ошибкам систем искусственного интеллекта. По их словам, большие языковые модели (LLM) могут выполнять множество задач,...

Callback рефы в React: что это такое и где можно применять

При разработке у нас зачастую возникает необходимость прямого взаимодействия с DOM-элементами. Для такого случая React предоставляет нам механизм рефов (refs), который позволяет получать доступ к элементам после того, как они зарендерятся. Чаще всего используются обычные объектные рефы через useRef (обзовём их так), но также существует другой подход — callback refs. Этот метод даёт нам дополнительную гибкость и контроль над жизненным циклом элементов, позволяя выполнять необходимые нам специфические действия в точные моменты привязки и отвязки элементов. В этой статье я хочу объяснить, что такое callback refs, как они работают, показать проблемы при их использовании и примеры их использования.

Читать далее

Как читается Schema в GraphQL API

Чтобы понимать, какие запросы можно отправлять в GraphQL API и что можно получить в ответе, нужно уметь читать его схему. Это как WSDL в SOAP API — описание всех доступных методов.

Да, программы типа Postman или Apollo сами считывают схему и показывают вам всё в красивом виде — просто ходи да «натыкивай» запросы. Но если само API ещё в разработке, чтение схемы поможет понять, что вас ожидает.

Поэтому в этой статье я расскажу, что такое Schema GraphQL API и как её читать.

Читать далее

Эмулятор NES в каждый проект! [0x00]

Добро пожаловать дорогой читатель. Сегодня я расскажу о проекте, который я разрабатываю некоторое время. Это эмулятор NES. Создаю его в виде библиотеки, чтобы можно было добавить его в свою сборку эмулятора, игры или залить в микроконтроллёр. В целом, меня тянет именно в электронику, которую я мечтаю постичь уже не один год. Сама разработка игр для NES меня не очень интересует, да и в игры я не особо люблю поиграть, а вот создавать какие-то сложные вещи мне хочется всё больше и больше, чем возиться с простыми задачами. До этого я начал разрабаывать эмулятор i386 intel процессора, но понял, что не хватает сил продолжать проект и нужно выбрать что-то более простое, и это простое как мне казалось, была разработка эмулятора NES. И так я начал его разработку.

Первым делом я нашел документацию и принялся расписывать в switch case ... опкоды. В отличии от i386 здесь каждый опкод имел один байт, что упрощало разработку. Начал этот проект в октябре 2024 года, а потом забросил. Когда вновь занялся им, то я почувствовал, что у меня пропало такое ощущение, когда тебе неинтересен проект, потому что он скучный в разработке. Это ощущение пропало и я просто начал писать и писать код. В первый день я написал все case в switch, а потом понял, что это будет медленно работать. Тогда я думал так, в switch выборка идет по бинарному поиску, но я не был уверен в том, будет ли такой же вестись поиск, если числа будут перемешаны в case.

На следующий день я решил переписать это творчество так, чтобы любой опкод выполнялся всего лишь вот так.

Читать далее

Сумматор, триггер, регистр, почти счётчик, и можно было-бы больше и лучше на асинхронной логике, но надо менять IDE

С чего стоит начать, с того, что IDE у меня пока Gowin 1.9.9.03 Education. Но если кто-то захочет посмотреть только файл Logisim Evolution, то для него это значения не имеет. Свободное время я как мог отдал этой работе, не забывая при этом отдыхать, без этого вообще никак. Исправил сделал доработку полного сумматора, отладил проект асинхронного счётчика в Logisim Evolution v3.9.0. Плата всё та же - Tang nano 9k. Все проекты в Zip папках. Это всё та-же асинхронная логика, тактирование тут применяется собственного изготовления и действует как замена сигнала согласования. И плюс своя версия языкового описания в структурном виде схем на базовых логических элементах (символы могут быть заменены на более визуабельные, просто на настоящий момент передать смысл описания и для чего оно такое и как это можно использовать). Всё ещё предположительно Fast триггеры и регистры (проект триггера архивирован). Если вам ещё не надоело читать - прошу далее, в конце ждёт видео (и ссылка на видео с рутуба) с работающим асинхронным шестнадцатиразрядным счётчиком на базе сумматоров и регистров.

Читать далее

Искусственный интеллект, научные открытия и инновации в продуктах

Попалось интересное исследование о последствиях внедрения ИИ в работу R&D лаборатории:

Toner-Rodgers, Aidan. 2024. "Artificial Intelligence, Scientific Discovery, and Product Innovation." MIT, December 25, 2024.

Интересно оно тем, что в нём рассматривается то, как ИИ вписывается в по-настоящему интеллектуальную сферу, а так же тем, что показывает не только изменения в эффективности исследований, но и влияние внедрения ИИ на самих учёных.

Его результаты можно отчасти экстраполировать и на другие похожие области, ту же разработку софта, об этом после разбора самой статьи.

Читать далее

← 25 января 2025          27 января 2025 →          А сегодня?