Что волнует фронтенд-разработчиков в 2025 году? Итоги исследования CFP для Frontend Conf 2025

Привет, Хабр! На связи программный комитет FrontendConf. Расскажем, как мы составляем программу нашей конференции и боремся за её актуальность — проводим исследования и общаемся с аудиторией.
FrontendConf = доклады + общение + опыт
Саму конференцию можно сравнить с продуктом, а участников — с пользователями, которые с его помощью достигают своих целей. Конференции — это не только доклады, но и получение опыта, общение с другими разработчиками, возможность завести новые знакомства, пообщаться с сотрудниками крупных компаний. При этом доклады остаются центральной частью мероприятия, причиной посетить именно эту конференцию и источником новых знаний.
Читать далееНизкоуровневое программирование под 8086 для любопытных, часть 1

В первой части мы:
- посмотрим, как работать с памятью и регистрами 8086
- узнаем, как написать простую программу на ассемблере прямо в отладчике
- изучим работу механизма прерываний и сделаем демонстрационный пример
Статья рассчитана на тех, кто имеет начальный опыт программирования, но хочет понять основы низкоуровневого программирования и многозадачности.
Примеры в бинарном виде доступны по ссылке https://github.com/galilov/habr/blob/main/asm-8086-galilov.zip.
Читать далееПьезоэлемент от зажигалки — источник рентгеновского излучения?

Вещи, которые окружают нас в жизни, бывает, что таят в себе дополнительный интересный потенциал, зачастую довольно неожиданный.
Например, все мы хотя бы раз в жизни пользовались зажигалками с пьезоэлектрическим элементом в качестве источника поджигающей искры.
Однако приходило ли вам в голову, что этот пьезоэлектрический элемент может быть использован в качестве источника рентгеновского излучения? Читать дальше →
RE: Как Microsoft задушил Delphi, создав .NET: история одного программиста и одного чемодана

Тема зацепила. Я сам учился на Delphi и писал на нём ПО для внутренней автоматизации, последний раз в 21
Успех и долголетие языка определяется не столько техническим превосходством, а сочетанием экосистемы, адаптации к трендам и способности формировать критическую массу разработчиков. И часто, наличием "за спиной" у среды разработка корпорации достаточно мощной, что бы её поддержка обеспечила и разработку продукта и поддержку экосистемы и популяризацию.
Закономерности развития конкурирующих решений в условиях капитализма имеют не меньшее значением чем киллер фитчи. Особенно, в ситуации с дельфи- когда и язык и фреймворк и IDE по слиты в единое целое
Пирамида боли или через что придется пройти кибербезопаснику, чтобы устроиться на работу

Рынок кибербезопасности растёт, но информации о том, как устроены собеседования в этой сфере, катастрофически мало. Статьи в открытых источниках либо поверхностны, либо устарели, либо написаны людьми, которые опираются на какие-то штучные примеры из свой жизни и карьеры. Эта статья — попытка закрыть пробел и дать структурированный гид для тех, кто хочет понять, через какие этапы придётся пройти как начинающему, так и матерому кибербезопаснику на пути к заветному офферу и работе мечты.
ИБшный рынок труда неразрывно связан с рынком IT, поэтому многие приемы и паттерны были переняты у старших коллег. Но, тем не менее, мир собеседований в кибербезе имеет достаточное количество нюансов, расхождений с оригиналом и самобытности, о которых стоит упомянуть.
Апрельская барахолка в Испании: интересные открытия и находки

Привет, Хабр! Ну что, очередная статья про мои находки на блошином рынке под Валенсией. В очередной погожий денек я отправился в это место, и не пожалел — нашел немало всего интересного. Сегодня обо всем и расскажу, так что прошу под кат. Читать дальше →
C# vs Angular: Универсальные принципы Dependency Injection

Dependency Injection (или DI) — концепция, которая настолько естественно вплелась в повседневную практику программирования, что, кажется, её игнорирование можно смело записать в список смертных грехов наравне с отсутствием контроля версии. Но почему же DI стал столь важным?
DI — это один из ключевых принципов, позволяющих создавать гибкие и сопровождаемые приложения. Философия подхода заключается в том, чтобы избавить код от ненужных деталей, которые связывают логические компоненты приложения слишком плотно. Компоненты перестают быть зависимыми от конкретных реализаций других частей системы — они лишь говорят, что им требуется, а DI предоставляет необходимые зависимости.
Теперь о цели: DI — это вовсе не про навык освоения модной технологии, а про универсальный архитектурный инструмент, понятие которого пересекается в совершенно разных экосистемах. Изучение DI в нескольких языках и средах помогает не просто улучшить понимание самой концепции, но и значительно расширяет взгляд на проектирование систем, приходит понимание, что, несмотря на разницу в синтаксисе, фундаментальные идеи стремятся к одним и тем же архитектурным целям.
Кому будет полезна эта статья? Если вы давно уже подружились с .NET с его IServiceCollection, но всегда хотели разобраться, что из себя представляют Angular Injectors, — добро пожаловать. И наоборот, если вы пишете код в TypeScript, но слово "Transient" у вас вызывает только вопросы, — прошу к прочтению. Мы разберемся, как похожие концепции адаптируются в двух разных мирах и почему их изучение в обеих экосистемах позволит вам лучше проектировать свои приложения.
Читать далееО граблях в архитектуре баз данных

Привет, Хабр!
В предыдущей статье мы говорили о тех ошибках, которые допускают начинающие администраторы при работе с PostgreSQL. А сейчас мы рассмотрим те грабли, на которые могут наступить начинающие архитекторы при построении структуры баз данных. Начнем с первичных ключей.
Мой опыт написания Unity Scriptable Render Pipeline, Часть 1

Scriptable Render Pipeline (далее SRP) в Unity - это бескомпромисная свобода и производительность по сравнению с универсальными, но слишком громозкими URP и HDRP. Результат? Noesis Render: кастомный пайплайн с декалями, продвинутым AO, поддержкой DLSS и FPS которые упираются в процессор. В первой части я обсужу общее состояние SPR и выбор лучшего пути рендера.
Читать далееКак запустить локально LLM, если ее веса не помещаются в [видео]память
Некоторые люди предпочитают пользоваться не только облачными сервисами, но и запускать LLM у себя дома. Например, так можно запустить дообученные модели без цензуры, или не посылать в облако свои личные документы. А то и запускать бесчеловечные эксперименты над LLM так, чтобы superintelligence/skynet потом это не припомнил.
Есть много моделей, оптимизированых для быстрой работы на устройствах с небольшой памятью. Но, к сожалению, веса самых продвинутых моделей, которые играют в одной лиге с лучшими онлайн моделями, занимают сотни гигабайт. Например, 8-битные веса Deepseek R1-671B занимают 700 гигабайт, квантованые q4 — 350 гигов. Можно квантовать и в 1 бит, размер тогда будет около 90 гигов, но такая модель почти бесполезна. Еще есть много качественных finetunes на основе Mistral-Large-instruct-130B, Qwen2.5-72B, llama3.3-70B, веса которых также не помещаются в память старших моделей видеокарт.
Читать дальше →Прадед киберпанка Сэмюэл Батлер: как описать искусственный интеллект и господство машин в викторианскую эпоху?

Искусственный интеллект в разных его формах к середине 2020-х годов успел стать привычной частью нашей жизни. В ХХ веке он большей частью оставался теорией и научной фантастикой — но был идеей популярной, активно обсуждаемой, вызывавшей и смелые надежды, и мрачные опасения. Но кому первому пришла в голову идея о том, что машина может обладать интеллектом, мышлением и даже подчинить себе людей? Ведь даже отцы-основатели кибернетики, создатели первых вычислительных машин, долгое время воспринимали их сугубо как инструменты для сложных расчётов. Как ни странно, первым эта идея пришла в голову не математику и не инженеру, а английскому писателю и философу Сэмюэлу Батлеру — причём, по иронии истории, в пейзажах из «Властелина колец». И идее этой он до крайности не обрадовался. Сейчас Батлер почти забыт за давностью лет, но следы его идей и текстов можно проследить в научной фантастике и сейчас — в том числе в виде важной отсылки-оммажа в «Дюне» Фрэнка Герберта. Читать дальше →
Крепления для полок, ручка для пылесоса и силовая броня из Fallout 4: что мне удалось создать при помощи AnkerMake 5M

Привет, Хабр! Это Сергей Ребров, автор команды техпиара в МТС. В октябре 2024 года я писал про AnkerMake 5M — продвинутый 3D-принтер с камерой, облачным хранилищем моделей и автонастройкой. Там была и распаковка, и первые пробы. Сегодня хочу показать, что мне удалось сделать при помощи принтера примерно за полгода использования. Ну и резюмирую, не жалею ли я вообще, что его купил. Публикация будет интересна начинающим энтузиастам 3D-печати и тем, кто хотел бы узнать побольше об этой модели принтера и ее возможностях.
Читать далееНе заряжается? Немного смекалки, пайки и устройство снова работает! Устанавливаем внешний чарджер в готовые устройства

Чуть больше двух лет назад, мой читатель с DTF подарил мне PlayStation Vita после сеанса купания и сдачи в трейд-ин. Изначально консоль была почти рабочей: после замены дрифтующих стиков, я с удовольствием играл в игры и временами откладывал консоль в коллекцию. С момента последней зарядки прошёл примерно год и консоль перестала заряжаться при общей работоспособности устройства — вода дала о себе знать. Что делать, когда на неизвестном устройстве выходит из строя чарджер и на него нет схемы? Читайте в статье!
Читать далееКак пугали геймеров до Resident Evil. 5 страшных игр до изобретения жанра Survival Horror

С годами мы привыкли некоторые жанры так или иначе ассоциировать с конкретными проектами. Говоря о рейсингах, мы так или иначе вспомним Need for Speed. Если разговор заходит о шутерах, то на ум рано или поздно придет серия Call of Duty.
И, к сожалению, когда кто-то говорит о страшных играх, то кто-нибудь да выскажется: «А вот Resident Evil был! Вот страшно-то как было, помните? Икона и родоначальник жанра, между прочим». И частично этот выдуманный мной собеседник окажется прав, творение Синдзи Миками действительно закрепило рамки жанра survival horror в индустрии.
Но ни первая, ни вторая часть... не были по-настоящему страшными играми. Умелыми оммажами на ужасы категории Б, да. Ненамеренной комедией, к слову, тоже. Но никак не ужасами.
И чтобы этот, безусловно, горячий тейк подтвердить, мы собрали 5 действительно пугающих игр, и все они вышли до общепризнанной иконы жанра.
Читать далее[Перевод] Vibe Coding — не оправдание для некачественной работы

ИИ-ассистенты обещают революцию в программировании, позволяя за минуты создать то, на что раньше уходили дни. Но за этой скоростью скрывается опасность — код, который выглядит рабочим, но разваливается при первом же необычном сценарии. "Vibe coding" требует не отказа от инженерной дисциплины, а нового уровня ответственности за то, что генерирует искусственный интеллект.
— 7 правил безопасного vibe coding
— Для каких целей подходит и не подходит vibe coding
[Перевод] Как Ханс Бете наткнулся на идеальные квантовые теории

К 1928 году специалисты по квантовой физике, казалось, были готовы разгадать последние секреты материи. Немецкий исследователь Вальтер Гордон применил зарождающуюся теорию квантовой механики к атому водорода, простейшему атому Вселенной, и выяснил, как именно он себя ведёт. Казалось, за этим непременно последует овладение всеми атомами.
Но этого не произошло. Когда квантовые частицы влияют друг на друга, их возможности переплетаются таким образом, что это превышает возможности физиков по предсказанию их будущего. Одинокий электрон атома водорода обозначил начало и конец пути поисках чётких ответов на физические вопросы; даже два электрона атома гелия обрекают на провал такие точные подходы, как у Гордона. Это ограничение, с которым физики борются и по сей день. Почти каждое квантовое предсказание является приблизительным.
Однако через три года после триумфа Гордона его соотечественник Ханс Бете нашёл поразительный способ обойти эту проблему. «Анзац» Бете, что в переводе с немецкого означает «исходная точка», а по сути – правильная догадка, как оказалось, идеально отражает поведение любого количества квантовых частиц, от одного электрона до бесчисленного множества электронов в тонком листе льда. Однако эта необыкновенная способность имеет свои ограничения, для понимания которых потребовались десятилетия.
Читать далееVitamin.tools, OneSpot, eLama или Telescope: чем отличаются компании и кому доверить свои деньги. БОЛЬШОЙ ОБЗОР

Если у вас по-прежнему нет 2 000 000 €, чтобы напрямую запустить таргетированную рекламу в телеграм, то единственный вариант – сотрудничество с сервисами, предоставляющих рекламный кабинет. Я сравнил условия 4х самых популярных и известных пополняторов: eLama, Telescope, Vitamin.tools и Onespot. На первый взгляд условия у всех ± одинаковые, но есть несколько отличий в мелочах, а мелочи это самое важное.
Читать далееБыл юристом, стал IT-специалистом: как выгореть и всё бросить, а затем запустить IT-студию с нуля — личный опыт

Иногда жизнь задаёт вопрос, от которого невозможно увернуться: «А зачем я всё это делаю?..»
Про выгорание, переломные моменты, холодные звонки, работа с компанией из Кремниевой долины и запуск своей студии с нуля. Если вы думаете о смене профессии, стоите на распутье или просто любите такие истории — вам точно будет интересно!
Читать полностьюМожет ли искусственный интеллект «понимать» и почему «думать» — это вредно

В статье осуществляется комплексный разбор феномена "понимания" применительно как к искусственному интеллекту, так и к человеку. Для наглядности предлагается авторский мысленный эксперимент "Два солдата" и кое-что в нагрузку.
Читать далее«Danil OS» или локальные веб интерфейсы

Эта статья расскажет о моём эксперименте по оптимизации моего рабочего пространства в macOS.
Примерно 10 лет назад я придумал одну идею — канбан-рабочий стол. Я понял, что иконки на рабочем столе были крутыми… в 1984 году. и втом числе поэтому 1984 не был как 1984) Но камон, за 40 лет кроме виджетов почти ничего не изменилось. Марк…
10 лет назад, узнав о системе канбан, я начал пользоваться Illustrator’ом и рисовал себе 4 колонки прямо на рабочем столе. Поверх них размещал стандартные стикеры, полностью отключив иконки рабочего стола.
Прошло много лет. Я немного выучил веб, и теперь у нас есть опенсорсный софт, который помог мне сделать то же самое, но уже более серьёзно.
Во-первых, Plash — программулька, которая ставит Chrome вместо бэкграунда.
Я также сделал на Python с FastAPI и Jinja и запустил себе уже настроенный канбан-рабочий стол.
Но как вы понимаете, на этом дело не кончилось.
Гуляя по интернету, я нашёл несколько исходников с открытыми лицензиями, которые я использовал в своём проекте.
Во-первых, Future Sticky Navigation with Glass Effect-от Benjamin Koehler. Это моя база: вертикальный слайдер с красивыми эффектами.
Тут тоже пришлось внести доработки:
— переход на православный CSS вместо Sass,
— реализация snapping и закрытия при нажатии на backdrop,
— добавление динамических ссылок в href и фреймов через
Пока что всё храню в LocalStorage и реализовал возможность выгрузки и загрузки списка айфреймов с их ссылками и названиями. Потому что к этому моменту у меня уже было больше пяти локальных серверов, и я решил обойтись без бэкенда там, где это возможно.
Как проект для друзей стал чем-то большим

Моя небольшая история о том, как личный проект для друзей неожиданно стал чем-то большим, чем я мог ожидать.
Читать далее[Перевод] Как /etc/hosts поломал редактор сайта

Когда я работал над техническим постом о ресолвинге DNS, то столкнулся с чем-то неожиданным. Каждый раз, когда я вводил пути к файлу hosts (/etc/h*sts
— здесь я намеренно его обфусцировал, чтобы не вызвать ту самую ошибку), редактор Substack показывал «Network Error» и отказывался автоматически сохранять черновик.
Личный бренд в IT: как перестать быть «невидимкой» и начать получать повышения, приглашения и создавать сайд-проекты
В IT принято думать, что имя делают строчки кода. Но когда ты уже senior, CTO или фаундер — код больше не говорит за тебя.
В этой статье расскажу, зачем специалистам и лидерам в IT личный бренд, какие заблуждения мешают его выстраивать, и как он влияет на доход, карьеру и входящие предложения. С конкретикой, кейсами и системой оценки. Без блестящих фотосессий.
Читать далееЧто делать, если устал быть фрилансером, а в найм не берут?

«Я мечтал быть свободным, а стал уставшим неврастеником» — такую фразу мне сказал Сергей на консультации. За его плечами — 4 года успешного фриланса в digital-сфере. В его кейсах — известные бренды, хорошие деньги и полная свобода. А ещё — отсутствие выходных, тревога, скачки дохода и выгорание. Он захотел «назад в офис», но получал вежливые отказы или полный игнор.
К сожалению, это довольно частая история. Фриланс — крутая ступень развития, но далеко не всегда конечная точка. Многие рано или поздно хотят вернуться в найм, и сталкиваются с рядом проблем. Давайте разберёмся, почему так происходит, и что с этим делать.
Почему люди вообще устают от фриланса? Причин на то несколько.
1. Хроническая нестабильность
Доход фрилансера может быть в два раза выше, чем в найме, но также легко может упасть в ноль. Когда заказов меньше, чем нужно, фокус смещается с развития на выживание. И не каждый готов жить в таком режиме!
2. Стертые границы личного и рабочего
Нет выходных, нет разницы между «домом» и «работой». Можно работать на кухне, в кровати, в поездке — но со временем это размывает границы и выматывает.
3. Эмоциональное выгорание
Фрилансер — это одновременно специалист, продавец, бухгалтер, клиентский сервис и маркетолог. И если не выстроена система, то это прямой путь к выгоранию.
4. Профессиональный застой и отсутствие перспектив
Нет команды, нет роста через других, нет среды для обучения. Человек может топтаться на месте или терять интерес к профессии. Также фриланс не всегда даёт ощущение движения вверх. Нет повышения, нет внутреннего карьерного роста. И многие начинают скучать по системности, команде, долгосрочным проектам.
Читать далееМини текстовая игра на Python (RPG)

Ходил бродил по просторам интернета и случайно наткнулся на статью о создании мини rpg игры текстового типа на python. И так как я очень люблю всяческие Hello world-ы, то не смог пройти мимо.
Ознакомившись со статьёй и комментариями к ней я решил тряхнуть стариной и повторить опыт автора в написании простенькой игры, конечно же модернизировав код и проверив его работоспособность.
Получилось у меня что-то типа этого:
https://gist.github.com/basimka/2a54ae0b256ecf057e2ebc839c718a66
Читать далееБаг на миллиард. Прибыли

Обычно, в своей работе я руководствуюсь принципом «бритвы Оккамы», в его радикольной стадии по Альтшуллеру — Идеальный объект — это объект которого нет, а его функция выполняется. С двух рук, как digital-самурай, кромсаю продукты до такой степени, пока не останется ничего лишнего на пути клиента к расставанию с деньгами. Однако, главным героем в этой истории, стыдно признаться, стал не мой профессионализм, а баг.
Читать далееПрофессия — аналитик: строим карьерный путь

Никто не хочет стать аналитиком. Мечтая о будущем, поступая в вуз, выбирая специализацию, мы думаем о чём-то глобальном: лечить людей, разрабатывать крутые игры, найти лекарство от рака, программировать, проектировать корабли и самолёты, работать на госслужбе, важно вышагивая по красным коврам… Быть аналитиком — это уже выбор после получения образования, который происходит довольно случайно: попросили на работе, нашёл вакансию с таким названием, попал в онлайн-школу, где не заладилось с программированием и т. д.
Между тем работа аналитика полезная, интересная, востребованная и неплохо оплачивается. Более того, скорее всего ИИ аналитиков не заменит, особенно топовых — пока что его «ум» не позволяет анализировать разрозненные данные и находить причинно-следственные связи в совершенно неожиданных срезах данных.
Читать далееАвтоматизированное создание проектов в Jira Server/Data Center
В этой статье я поделюсь результатами исследования, посвященного унификации процессов создания проектов в Jira, используя возможности автоматизации и API. Статья была написана с помощью GPT Deep Research в целях изучения различных подходов к унификации рабочих процессов и настройки проектов в Jira. Основная цель — собрать мнения и комментарии от других экспертов, чтобы понять, как они подошли к созданию стандартов и оптимизации процессов в своей практике. Буду рад услышать ваши истории и советы по унификации в Jira, а также обсудить лучшие методы для повышения эффективности и согласованности в работе команд.
Читать далееКак читать MIB файлы

Если для общения по SNMP со своими "железками" вы начинаете поиск не в документации бренда а ищете mib файлы для нее, эта статья не для вас.
Ну а если слова SNMP, Net-SNMP, snmpwalk, snmpget вам уже встречались, но открыв любой "*.mib" вы предпочитаете его закрыть и обратиться к какому либо из mib browsers - вам стоит это почитать.
Из чатов в игровые миры: как мессенджеры становятся новыми платформами для игр

Статья подготовлена при экспертной поддержке Сергея Михеева — руководителя отдела геймдизайна в AppFox. Тема и структура материала были разработаны на основе его идей и наблюдений за развитием гейминга в мессенджерах.
Когда-то мессенджеры были просто удобным способом переписки с друзьями, коллегами или бабушкой. Но сегодня Telegram, Discord и VK — это уже не просто каналы для общения. Это полноценные игровые площадки, в которые люди заходят не только за новостями или сообщениями, но и за эмоциями, азартом и новыми игровыми впечатлениями.
Почему так происходит? Давайте разбираться.
Читать далееРаботаем с Nats в PHP
Сегодня затронем такую неожиданную тему как работу с брокером сообщений Nats на PHP. Как оказалось, есть очень мало статей на эту тему, так что попробуем с этим разобраться и реализовать базовую работу с очередью.
Читать далееОт первых штрихов до 2D анимации прямо в Unity

От первых штрихов до 2D анимации прямо в Unity
Демонстрация поэтапного создания одного кадра новеллы
Всё собирается в движке
Детали "раскладываются" в Unity как набор спрайтов. Создаются кости, настраиваются меши (сетки), назначаются веса влияния костей на точки. Особенно сложно с лицом: в этой сцене, например, брови и глаза были объединены в один меш, чтобы передать гримасу. Меши век собираются по особой логике — там кости работают как рычаги.
Читать далееКак запустить локальную LLM (AI) в Android Studio

Привет! Если вы мобильный разработчик и следите за AI-трендами, наверняка задумывались о том, как интегрировать языковые модели (LLM) в свои приложения прямо из Android Studio. В этой статье я расскажу, как это можно сделать быстро и просто, не полагаясь на внешние API и облачные решения.
Читать далееGolang Top 15 ошибок

Golang Top 15 ошибок
Go – язык простой, но из-за кажущейся простоты многие разработчики совершают одни и те же ошибки, которые приводят к серьёзным последствиям в production. Ниже собраны 20 самых распространённых ошибок при разработке на Golang и рекомендации по их исправлению.
Читать далееУскоритель NICA в действии

Месяц назад, а именно 25 марта, в Дубне на ускорителе NICA стартовал первый сеанс исследований столкновения пучков ионов ксенона. На Хабре была статья, посвящённая планам на этот ускоритель, а теперь держите первые практические исследования.
Читать далее[Перевод] Параллельный ./configure

Извините, но в 2025 году — это просто смешно:
$ time ./configure: 13.80s user 12.72s system 69% cpu 38.018 total
Код как кисть: как Python превращается в художника с помощью генеративных алгоритмов

Можно ли научить Python рисовать? Эта статья — не сухой туториал, а настоящая история экспериментов с генеративным искусством. В ней рассказывается о создании цифровых картин с помощью случайностей, математики, шума Перлина и любви к визуальному абсурду. Много кода, немного философии и никакой нейросети — только чистый Python и жажда выразительности.
Читать далееГуманитарий среди технарей: как общаться, чтобы вас не захотелось замьютить

Как не оказаться «Барби»/«Кеном» в комнате с «Опенгеймерами»?
Привет, Хабр! Меня зовут Антон Смирнов, я веду телеграм канал Аналитика сегодня, вот уже более 8 лет руковожу различными командами разработки и я тот самый человек, который приходит к разработчику с задачей «ну ты там сам посмотри, как лучше сделать». Эта статья выросла из моего доклада для закрытого комьюнити Skillbox IT Experts, где мы обсуждаем, как делать крутые продукты, несмотря на разный профессиональный бэкграунд.?
Если вы когда-либо пытались объяснить фронтендеру, зачем «нужна ещё одна итерация ради пользовательского счастья», или слышали в ответ «это не баг, а фича», — значит, вы поймёте меня без слов. В этой статье — проверенные советы, как наладить контакт с технарями, не чувствуя себя героем комикса «Гуманитарий против Машины».
У меня гуманитарное образование (международные экономические отношения) и для большинства разработчиков я мыслю скорее как гуманитарий. При этом я руковожу продуктовой командой из 28 человек и в работе некоторых из них понимаю меньше 50%. Иногда это мешает, а иногда помогает: чтобы наладить диалог с технарями, совсем не обязательно самому быть инженером. Нужно просто понимать, как они думают, и уметь переводить «между мирами» бизнеса и разработки — об этом и будет статья.
Читать далееКак мы написали самый? быстрый 2.5D шутерный движок за историю человечества и как он работает

?Но это не точно. Мы не сравнивали, конечно. Но крайне вероятно, что действительно самый быстрый. И вообще, он ещё не в машкодах.
У нас был 6502-й, алгоритм Брезенхема, самый нелепищный и несуразный графический ускоритель и немного переключаемых страниц с маппером, в которые мы могли положить свои таблицы.
Единственное, что внушало мне опасение — это обратный квадратный корень, который даже самого Кармака довёл до состояния «ватзефак». Нету твари более нелинейной, внезапной, максимально зловредно меняющей зависимость выходных данных от всех входных данных в разных сочетаниях и пожирающей весь возможный диапазон входных значений, чем единица, делённая на квадратный корень из суммы квадратов.
Но я знал, что рано или поздно мы докатимся и до этой дряни.
Я не боюсь тебя, 1/√Архитектурное мышление, скорочтение и изучение чего-нибудь нового

Скорочтение — это не про то, чтобы глотать страницы книг. Обучение — это не про курсы. Архитектурное мышление — это не про чертежи систем.
В этой статье я расскажу, как скорочтение, обучение и архитектурное мышление на самом деле говорят об одном и том же: о построении непротиворечивой картины знаний.
Мы разберём, почему память — это не набор фактов, а сеть связей, как правильно готовить себя к обучению, и почему эффективное усвоение информации — это навык, доступный каждому.
И самое интересное — вы сами увидите, как архитектурное мышление проявляется там, где его меньше всего ждёшь.
Читать быстро?Приемы, шаблоны, утилиты Typescript: Циклы, счетчики, шаблоны строк разной длины
В данной заметке рассмотрю неочевидные приемы организации циклов при написании типов. И применю предложенный подход для утилиты типа, создающей шаблон строкового литерала заданной длины.
Старался сделать доступным для широкой аудитории.
Хотите знать больше?Правила игры меняются: как бизнесу продвигать себя в 2025 без риска быть оштрафованным

Почему отзыв, искреннюю рекомендацию или анонс могут посчитать рекламой и выписать штраф за публикацию без маркировки?
Существует ли грань, отделяющая рекламу от нерекламы?
Как теперь оформлять рекламу по бартеру?
Можно ли размещать рекламу в YouTube?
Вопросов много, ответы дала в этой статье.
Как обычно: с вас 3 минуты на прочтение, с меня актуальная информация.
Узнать, как продвигаться без риска штрафовВведение в ПЛИС- 2. Языки описания аппаратуры

Вторая глава из цикла "Введение в ПЛИС". В ней мы переходим от общих понятий к практике — начинаем изучать язык Verilog, его базовые конструкции и принципы проектирования. Материал остаётся доступным для новичков, но потребует больше внимания к деталям.
Читать далееИИ заменит педагога? Может ли ИИ создавать учебные курсы?

Недавно моя ученица посетила пафосную конференцию в Москве, с трибуны которой важные люди вещали о том, что ИИ заменит методистов, педагогов, рекламщиков: программы сами будут собирать учебные курсы и настраивать их продвижение, педагог в качестве говорящей головы будет не нужен, а люди будут самообразовываться.
Мне стало интересно, а так ли это на самом деле, и почему эти идеи так широко и публично озвучиваются?
Читать далееReact vs Vue – подробное сравнение и перспективы

В этой статье мы проведём подробный анализ современных практик frontend-разработки, сравним состояние React и Vue 5 лет назад и на текущий момент, а также попробуем спрогнозировать их перспективность в обозримом будущем с учётом развития LLM моделей и AI агентов. Посмотрим их экосистемы (Next.js и Nuxt, Redux и Pinia), использование в бэкенде, популярность решений в энтерпрайзе, а так же понимание разработчиками и LLM моделями.
Читать далееКак мы сделали гороскопы на данных NASA

Бред? Полнейший. Но гороскопы оказались подозрительно точными… Рассказываем, причем здесь ИИ и отбитые мемы.
Читать далееДолжны ли меняться иконки в программах, в зависимости от поколения?

Всем привет, кроме работы DevOps?инженером, я преподаю в детской школе программирования. У меня учатся детки разных возрастов, от 7 до 14 лет. И в процессе их обучения, я понял одну вещь — НУЖНО МЕНЯТЬ ИКОНКУ «СОХРАНИТЬ». Почему, спросите вы, ответ очевиден — нынешнее поколение детей, не знает, что такое «дискета» или floppy?disk.
Читать далееКак математик Джим Саймонс создал самый черный ящик индустрии по управлению деньгами

Математик Джим Саймонс - создал один из самых успешных хедж-фондов в истории. Financial Times назвала Джима Саймонса «самым умным из миллиардеров». По версии The Economist, он считается «самым успешным инвестором всех времён». Попробуем собрать информацию из разных источников и разобраться, в чем секрет его успеха.
САЙМОНС И КОМАНДА
Предки Джима Саймонса переселились в США из Российской империи в конце 19 века. Сам он родился в 1938 году и с детства увлекался математикой. Учился в Массачусетском технологическом (MIT), защитил докторскую в Беркли, преподавал в Гарварде. C середины 1960-х Саймонс занимался дешифровкой секретных кодов в Институте оборонного анализа США (IDA), откуда был уволен за критику вьетнамской военной кампании. После чего в 1968 году на 10 лет возглавил математический факультет Stony Brook University.
Читать далееFastExcelWriter — избавление от проклятия PhpSpreadsheet

Наверняка каждый php-разработчик, хоть раз сталкивавшийся с чтением или записью Excel-файлов, знает про библиотеку PhpSpreadsheet (в прошлом - PHPExcel). Это мощная библиотека на чистом php, которая позволяет читать, а, главное, создавать Excel-таблицы. И все с ней хорошо, пока работаешь с небольшим набором данных. Но при работе с большими файлами PhpSpreadsheet начинает чудовищно отжирать память, да и производительность резко падает, и php-скрипт, использующий библиотеку, часто просто отваливается по таймауту. И проблема - в архитектуре библиотеки.
Библиотека PhpSpreadsheet, казалось бы, спроектирована очень правильно: листы таблицы, строки, ячейки, прочие сущности - это все классы, стили, форматы и всевозможные свойства тоже состоят из классов. И когда создается таблица, то в памяти создается огромное количество связанных между собой объектов, им задаются свойства, выполняются всевозможные манипуляции, ячейки заполняются данными, всё-всё это держится в памяти, и пишется в файл только в момент сохранения.
И вот однажды, когда ресурсы на генерацию большого Excel-файла превысили все разумные значения, я начал искать альтернативу известной библиотеке. Альтернатива нашлась. В отличие от PhpSpreadsheet, тут все было упаковано в один класс, возможности по форматированию и стилям - скромнее некуда, но зато XLSX-файл создавался в разы быстрее, а потребление памяти было вообще копеечное. А все потому, что тут был реализован совсем иной принцип - данные не накапливались в памяти, а построчно сразу выводились в файл. Вдохновившись этой идеей, я и создал свою библиотеку FastExcelWriter.
Читать далееОшибки в Go: Обработка, Обертки и Лучшие Практики

Go предлагает уникальный и прямолинейный подход к обработке ошибок, отличающийся от try-catch в других языках. Он основан на явной проверке возвращаемых значений, что требует больших проверок, но ведет к более надежному коду. Рассмотрим основы, современные инструменты пакета errors и лучшие практики.
Читать далееБаг на миллиард. Прибыли

В декабре мои разработчики допустили ошибку в очередном обновлении продуктового сайта и это положительно сказалось на конверсии. Как хорошо, что никто, ничего не заметил, а виновники продолжают хранить молчание.
Читать далее«Куб ? Город: школьный игровой движок и зрячий ИИ-копилот»

Можно ли создать свой движок на Vulkan в 13 лет и обучить ИИ, который сам дорисует сцену по одному кубику?
Спойлер: да. Это история школьного геймдева, которая началась с Blender в 7 лет и выросла в MIA Engine NEO — движок с собственной ECS, Vision-CNN и LLM-копилотом. Никакой Unity, только VkPipelineBarrier и мечта «один куб ? целый мир».
Читать далееGo defer: что не сказали в книгах

defer
в Go — это мощный механизм для очистки ресурсов, закрытия файлов и разблокировки мьютексов. Вы наверняка слышали, что defer
делает код чище и безопаснее.
Когда вы открываете файл через os.Open
()
или os.Create()
, Go выделяет ресурс операционной системы — дескриптор файла.
Capi + talos в openstack? Не вопрос

Когда я был маленьким и глупым, в своей домашней лаборатории я развернул kuber?barick — его возможностей хватало на баловство с нейронками и обучением крутить поды, но при попытке поднять второй (например, для стейджинга) всё упёрлось в дефицит железа. Решил перейти на более автоматный подход: наткнулся на Talos и Cluster API (CAPI).
Установить capi talos в openstackОтопление дома на майнинге: как подобрать оборудование и рассчитать потребности
Всем привет!
В этой статье я бы хотел рассказать о подборе оборудования для отопления частных домов: какие критерии стоит учитывать при выборе устройства и как рассчитать их необходимое количество.
Первое, на что обращаем внимание — наличие на участке электричества 380В (трёхфазная сеть).
Второе — определяемся с потребностью дома в тепле для комфортного отопления в самые холодные дни зимы.
На теплопотери влияют утепление дома, регион проживания и тип системы отопления.
Пример привожу на стандартной схеме для дома площадью 100 м?:
Отопление — тёплый пол с шагом укладки 200 мм + 5–6 стальных радиаторов.
У большинства наших клиентов уже смонтирована система отопления с электро или любым другим котлом, поэтому часто можно определить потребности по мощности котла без отдельного расчета. В остальных случаях, для точности, требуется теплотехнический расчет.
Наш пример:
Дом из газоблока (пеноблока) толщиной 400 мм с утеплением.
Теплопотери в Уфе для такого дома — около 6 кВт (климат в Уфе резче и холоднее, чем в Москве).
С теплопотерями разобрались, теперь переходим к выбору оборудования.
Заходим на сайт калькулятора прибыли Bitcoin (BTC) + Fractal Bitcoin (FB). Я использую Траст пул, так как сам через него работаю. В калькуляторе вводим параметры устройства: хешрейт, потребление и стоимость электроэнергии.
Пример:
Antminer S19 PRO+ HYD — 198 TH/s. Стоимость нового около 190 000, БУ около 140 000
У всех Antminer S Hydro установлен стандартный блок питания на 6 кВт
Мой тариф на электроэнергию при потреблении до 6000 кВт?ч в месяц (около 8кВт) — 3,53 рубля/кВт?ч, свыше — 5,5 рубля.
Scalar на замену Swashbuckle в .NET 9 и как это готовить с Design API First

Рассказываю чем заменить Swashbuckle, который убрали из .Net 9, для создания страницы похожей на Swagger UI.
Читать далееРазгон устройств Antminer Hydro: особенности и преимущества прошивки
Майнинг на Antminer Hydro требует не только эффективного охлаждения, но и точного контроля параметров работы. Одним из ключевых инструментов для оптимизации производительности является прошивка , которая позволяет не только собирать детальную статистику, но и гибко настраивать режимы разгона. В этой статье мы подробно разберём, как работает прошивка, какие преимущества она даёт и почему важно соблюдать баланс между хешрейтом и энергоэффективностью.
Читать далееГрафика в Linux — как это вообще устроено

По мотивам недавних постов, затрагивавших тему графики в Linux - как оно вообще там сделано, и как работает, не углубляясь особо в детали.
Здесь не будет технических подробностей и нюансов настройки - так, чисто обзорно сверху по кочкам.
Зачем? Затем, что, как я вижу, сейчас не все пользователи Linux представляют, что именно скрывается за словами "графическая среда", и чем Gnome отличается от Wayland.
Scrum & Estimates! Погружаемся в теорию вместе, плюс кейсы из практики

В мире IT разработки программного обеспечения и управления проектами термин «эстимейт» или «оценка» означает наше лучшее “предсказание” о том, что и за какое время можно сделать. Это не точное предсказание, а скорее ориентир, который помогает принимать решения и планировать работу на проекте.
Но в каких ситуациях оценки действительно имеют значение?
Давайте подробнее разберемся…
Российский фриланс: почему FL.ru и Kwork теряют привлекательность

Рынок фриланса в России стремительно растёт. По данным Forbes, к концу 2023 года число фрилансеров достигало уже около 19 миллионов человек – за год прирост составил около 5 млн. PwC прогнозирует, что доля проектных работников в компаниях скоро вырастет до 20%, а объём рынка фриланса может перевалить за $100 млрд. При этом заказчики всё чаще объединяют исполнителей в группы (?«суперкоманды»?) и ищут многофункциональных специалистов. На таком фоне зарубежные платформы (Upwork, Fiverr и др.) стали менее доступными для россиян, а спрос на местные биржи вырос. Однако устоявшиеся площадки FL.ru и Kwork не успевают адаптироваться под новые реалии: старый интерфейс, жёсткая монетизация и хромающая модерация приводят к тому, что фрилансеры уходят на новые площадки.
Читать далее