← 29 июня 2025          1 июля 2025 →          А сегодня?

30 июня 2025 на Хабре было опубликовано 113 статей.

В поисках контроллера вентиляторов

Шел 2022 год курс валют хорош и я решил обновил свой ПК. Собрал топовое i9 + 3080Ti (мне для работы :)). Для хорошего охлаждения было установлено 9 вентиляторов. И все было бы хорошо если бы в небольшой квартире по вечерам/ночам гул вентиляторов начинал мешать семье.

Было принято решение собрать кастомное СЖО. Была собрана система на 2х трехсекционных радиаторах, количество вентиляторов уменьшилось до 6, но как оказалось зря, выдувать горячий воздух из корпуса все так же нужно и количество вентиляторов вернулось снова к 9, хотя и обороты стали меньше и стало тише.

В голову пришла идея отключать вентиляторы работающие без надобности. Ведь видеокарта если не играть особо не грелась. В ходе экспериментов установил, что в режиме работы и просмотра ютуба для охлаждения всего хватало 2х вентиляторов на одном радиаторе и одного радиатора на выдув, остальные можно было выключить. Поискав по интернету выбор пал на контроллер от Lian Li имеющий 4 независимых порта для вентиляторов, в процессе настройки понял для себя что не все вентиляторы могут останавливаться совсем в добавок софт для управления работал отвратительно. Немного пораскинув мозгами было принято решение собрать свой контроллер, ведь ничего особо сложного думал я...

Читать далее

Подход к оценке “живой” инфраструктуры и построению disaster recovery

Большинство проектов не имеют нормального плана восстановления после падений. Если план и присутствует, скорее всего, в нем покрыты не все кейсы, и часть из них, возможно, устарела. При этом задач на подготовку восстановительных процедур никто не ставит. Зато сразу после падений начинаются вопросы к технарям: почему вы не заботитесь о сервисах как следует?

На самом деле создать disaster recovery план — т.е. набор документов и инструкций, в которых указано, как именно восстанавливать сервис — не так сложно. Как это сделать, читайте в статье.

Читать далее

[Перевод] Как контейнеры работают в Kubernetes

SRE Spotify написал интересный deep dive о том, как Kubernetes управляет контейнерами, запуская их как обычные процессы Linux. Вместо теоретических рассказов о пространствах имён, cgroups и внутренностях ОС автор развернул под в Kubernetes-кластере и исследовал, что происходит вокруг него на уровне Linux.

В оригинале для экспериментов использовался дистрибутив Kubernetes K3s, но наш инженер вдохновился историей и повторил все шаги на бесплатной версии нашей платформы — Deckhouse Kubernetes Platform Community Edition. Поэтому в статье теория из оригинала будет совмещена с нашей практикой. Будет полезно, если вы хотите лучше разобраться в фактических принципах работы K8s.

Читать далее

Как создать свое профессиональное сообщество и начать проводить митапы. Часть 4 – как провести митап и подвести итоги

Это заключительная часть статьи. Здесь расскажу о том, как провести митап и подвести итоги. Начните с первой части “Что делать до митапа”, если еще не читали ее

Читать далее

Федеративные возможности YDB: масштабируем разработку вместе со студентами

YDB — это разработанная в Яндексе распределённая СУБД с открытым исходным кодом, предназначенная для построения высоконагруженных систем. Разработка СУБД, особенно таких масштабных, как YDB, считается одной из самых сложных и ресурсоёмких задач в IT-индустрии. Для её решения от программиста требуется большой опыт и разносторонние знания в области алгоритмов, операционных систем и компьютерного железа. Тем не менее у студентов есть возможность внести свой вклад в развитие различных подсистем YDB. 

Меня зовут Виталий Исаев, я занимаюсь разработкой федеративных возможностей YDB — в этой области вклад студентов в развитие YDB чувствуется особенно сильно. В статье я расскажу о том, как в Яндекс Образовании удалось выстроить процесс совместной работы со студентами: они получают ценный, реальный опыт работы над сложным продуктом, а опенсорс-сообщество YDB — новые фичи. А ещё опишу задачи, которые им приходится решать, и, конечно, поделюсь наиболее яркими их результатами. 

Читать далее

Как мы научили LLM проверять себя и сэкономили ресурсы на RAG-пайплайне

Привет, чемпионы! Сегодня поделюсь историей, как мы придумали решение, как используя небольшую надстройку над LLM сделать ее несколько самооценивающейся, что позволило нам при работе с локальными данными и внутренней документацией уменьшить число иницирований работы RAG пайплайна, когда в этом нет необходимости.

Читать далее

«Тупой ИИ» с нами надолго. Почему в новых моделях больше галлюцинаций


В последние несколько месяцев ведущие модели обновились с функцией «рассуждений» (reasoning). Предполагалось, что качество ответов улучшится. Но последующие тесты показали, что уровень галлюцинаций сильно вырос. И это не какая-то случайная недоработка разработчиков, а фундаментальное свойство. Сейчас становится очевидным, что от галлюцинаций мы не избавимся никогда. Читать дальше →

Электронный курвиметр

Идея создания электронного курвиметра возникла в процессе разработки инструментальной выверки вращающейся печи. Для точного измерения диаметров опорных роликов и определения их износа необходимо было создать специальный прибор.

Износ роликов, возникающий в результате неправильной работы печи, требует ремонта, который заключается в шлифовке и выравнивании их профиля.

Читать далее

Личный опыт: как ChatGPT помог выбрать смартфон

Нейросети уже проникли во все сферы нашей жизни — работу, развлечения и даже быт. Разных версий так много, что разобраться в них сложно. Можно ли доверять нейросетям в важных вопросах? Если речь о здоровье — спорно. Но вот с выбором смартфона ChatGPT справился отлично. В этой статье расскажем, как он может помочь найти подходящую модель в каталоге «М.Видео».

Читать далее

Сгенерировал обложку — чуть не сжег планету: как CHAT GPT наносит вред человечеству

Хотел просто сгенерировать обложку для статьи — а в итоге задумался, сколько энергии на это уходит и насколько это вообще экологично. Сравнил с кипячением чайника и спросил GPT напрямую, вредно ли это для планеты. Ответ удивил.

Читать далее

Замесы с охранниками, анализ в 4 странах — как мы проводили исследования, чтобы сделать UX касс самообслуживания

Пошагово рассказываю, как провести исследование в нескольких странах распределенной командой, какие нюансы касс самообслуживания все меняют при проектировании, что необходимо сделать, чтобы не облажаться на этапе дизайна, и почему исследование местами давалось сложновато.

Читать далее

Чем живут создатели ИИ? ML’щики, приоткройте чёрный ящик, расскажите о себе в нашем опросе

Пока весь мир обсуждает революцию ИИ, те, кто её творят, остаются в тени и просто делают свою работу. Именно им, ML- и DS-специалистам, человечество обязано прорывам в технологиях. Но какие они на работе и в жизни, чем интересуются и главное — что думают об ИИ, который создают? Мы решили расспросить их самих, чтобы составить честный портрет современного ML-щика. Если вы занимаетесь ML и Data Science, добавьте свои штрихи этому портрету — пройдите наш небольшой опрос. А мы потом покажем вам — и всей аудитории Хабра — получившуюся картину.

Пройти опрос

[Перевод] Мне нужен хороший параллельный компьютер

Видеокарта в вашем компьютере мощнее процессора в 10, а то и в 100 раз — это зависит от конкретной задачи. В задачах машинного обучения и рендеринга графики в реальном времени мы с удовольствием пользуемся этой мощью видеокарт, так как решать эти задачи на процессорах нецелесообразно. Почему мы не пользуемся этими возможностями для вычислений других видов? Что не даёт видеокартам превратиться в вычислительные устройства более общего назначения?

Я считаю, что существуют два основных фактора, которые этому мешают. Первый — ограниченная модель выполнения операций, из-за которой некоторые задачи либо сложно, либо невозможно решать эффективно. GPU замечательно справляются с обработкой больших блоков данных предсказуемой формы, например — с умножением плотных матриц, но испытывают трудности с динамическими нагрузками. Второй фактор — это наши несовершенные языки программирования и инструменты. Программировать параллельные компьютеры гораздо сложнее, чем обычные.

Современный видеоускоритель — это ещё и невероятно сложная система, которая постоянно становится всё сложнее. Новые возможности, вроде сеточных шейдеров (mesh shader) и графов задач (Work Graphs) хорошо описывает фраза «два шага вперёд, шаг назад». С каждой новой возможностью связана некая базовая задача, поддержка решения которой реализована не полностью.

Я уверен в возможности существования более простых и мощных параллельных компьютеров. В исторических материалах можно найти сведения, подтверждающие эту уверенность. Будь наша вселенная немного иной — сейчас у нас были бы такие компьютеры. Мы бы проектировали алгоритмы и писали бы программы, которые хорошо на них работают, решая с помощью таких компьютеров широкое множество разнообразных задач.

Читать далее

Что делает shuffle=True и как не сломать порядок

Привет, Хабр! В этой статье рассмотрим невинный на первый взгляд параметр shuffle=True в train_test_split.

Под «перемешать» подразумевается применение псевдо?рандомного пермутационного алгоритма (обычно Fisher?Yates) к индексам выборки до того, как мы режем её на train/test. Цель — заставить train?и-test быть независимыми и одинаково распределёнными (i.i.d.). В scikit?learn эта логика зашита в параметр shuffle почти всех сплиттеров. В train_test_split он True по умолчанию, что прямо сказано в документации — «shuffle bool, default=True».

Читать далее

Импортозамещение инженерного ПО: как совместить требования пользователей и ИТ-службы. Опыт группы Красцветмет

Крупнейший производитель драгоценных металлов Красцветмет полностью заменил иностранное ПО на Платформу nanoCAD, сохранив непрерывность проектных процессов. Внедрение охватило 38 предпроектных и 135 проектных работ, при этом потребность в лицензиях оказалась на 30% ниже ожидаемой. Особое внимание уделили адаптации ИТ-инфраструктуры и обучению сотрудников.

Читать далее

Как создать свое профессиональное сообщество и начать проводить митапы. Часть 4 – как провести митап и подвести итоги

Это заключительная часть статьи. Здесь расскажу о том, как провести митап и подвести итоги. Начните с первой части “Что делать до митапа”, если еще не читали ее

Читать далее

Гит, предпосылки его появления и современное использование в веб-разработке

Сейчас сложно представить мир разработки программного обеспечения без git – распределенной системы контроля версий. Хотя еще 10 лет назад во многих компаниях использовались другие инструменты: CVS или SVN. Бывали даже такие команды, в которых и вовсе не велось версионирование кода. А 20 лет назад git только-только был создан Линусом Торвальдсом и начал распространяться в среде самых продвинутых разработчиков того времени — участниках опенсорс комьюнити вокруг ядра линукса.

В этой статье мы рассмотрим предпосылки появления git и его современное использование.

Первый коммит гите был сделан 7 апреля 2005 года с описанием: Initial revision of "git", the information manager from hell. В английском языке слово гит означает «неприятный человек», и хотя история благодушно умалчивает, почему Линус назвал свой инструмент именно так, мы можем быть уверены, что в этом названии отражена та сложная обстановка, в которой оказались создатели ядра линукса в начале 21 века. Дело в том, что в начале разработки ядра Linux использовался проприетарный (то есть принадлежащий конкретной компании и не являющийся свободным) инструмент управления версиями под названием BitKeeper. Однако в 2005 году возник конфликт между разработчиками Linux и компанией-разработчиком BitKeeper, в результате которого была отозвана бесплатная лицензия разработчиков ядра.

Читать далее

HPC 2025: Революция вычислений от кластеров к платформам — как суперкомпьютеры становятся сервисом

Ещё недавно суперкомпьютеры были чем-то вроде космической станции: дорого, сложно и только для избранных. Но мир HPC стремительно меняется — жёсткие конструкции устарели, бизнес требует гибкости, скорости и адаптивности под любые задачи. Старые вычислительные гиганты уже не вывозят, и будущее за платформами, которые превращают высокие вычисления в удобный сервис. 

Меня зовут Алексей Зотов, я руководитель направления ИТ-инфраструктуры в К2 НейроТех. Это подразделение, которое мы в К2Тех запустили, опираясь на 19-летний опыт в сфере строительства и технического сопровождения кластеров суперкомпьютеров

И вот работая в это сфере уже который год, я давно наблюдаю, что бизнес отказывается от простого наращивания мощностей в пользу гибких платформенных решений, которые можно настраивать под конкретные задачи. В этой новой реальности HPC (High-performance computing cluster – высокопроизводительные вычисления) превращается из элитного инструмента в ключевой сервис, меняющий подход к инновациям и цифровой трансформации. Давайте разберёмся, как происходит эта революция и почему 2025 год станет поворотным для высокопроизводительных вычислений.

Читать далее

Тайная жизнь домашних V8: как движок JavaScript оптимизирует твой код

Всем привет. Меня зовут Виктор Степанов, я frontend chapter lead на платформе СберТеха GitVerse. Хочу рассказать про внутреннюю «механику» V8 и показать, как писать более быстрый код. Поехали!

Читать далее

Продакты в Китае: как мы искали вдохновение для 2ГИС в стране, где навигация — это искусство

В работе продакт-менеджера важную роль играет Product Discovery — процесс, в котором мы формируем понимание пользовательских потребностей, проверяем гипотезы и находим точки роста для продукта. Один из нестандартных способов углубить это понимание — выйти за пределы привычного рынка и погрузиться в другую среду.

В этом посте расскажем, как мы искали вдохновение и свежие идеи для 2ГИС в Китае. Мы съездили туда командой продактов и дизайнеров транспорта: изучили местные навигационные приложения, культуру и протестировали транспортные сценарии в их естественной среде обитания.

Читать ????

[Перевод] Радость создания хобби-программ

Мне очень нравится знаменитая цитата Ричарда Фейнмана:

«То, что я не могу создать, я не понимаю»

Она кажется мне великолепной, и я считаю, что она справедлива для многих областей знания (если немного творчески подойти к значению слова «создать»). Наверно, этому принципу я обязан за всё, в чём по-настоящему хорош. Кто-то скажет, что стоит стараться не изобретать велосипед, но они ошибаются: нужно изобретать собственный велосипед, потому что так вы узнаете о его устройстве больше, чем после прочтения тысячи книг.

Сегодня, в 2025 году, красота и ремесло написания ПО подвергаются разрушению. ИИ угрожает тем, что заменит нас (или, по крайней мере, заберёт все самые приятные аспекты нашего ремесла), а разработка ПО становится всё более стандартизированной, выверенной, упакованной и индустриализированной. Разработке программного обеспечения нужно больше простых удовольствий. Я выяснил, что создание хобби-программ — отличный способ снова напомнить себе, почему вообще я начал работать с компьютерами.

Читать далее

Большое испытание тюменских кальциевых аккумуляторов: часть 1 — циклирование по ГОСТ

Привет, Хабр! Известно, что любая аккумуляторная батарея испытывает износ при каждом разрядно-зарядном цикле, даже неглубоком.

Также известно понятие тренировки аккумулятора, когда в ходе нескольких контрольно-тренировочных циклов ёмкость и токоотдача новой батареи не деградируют, а растут.

Сегодня вашему вниманию предлагается отчёт о первом этапе многократного циклирования популярных отечественных аккумуляторов Тюмень Стандарт.

Читать далее

Из чата в TMS: Как Telegram-бот с GPT ускоряет создание и выполнение тестов

В текущих реалиях тестировщики часто остаются в тисках рутины: трудозатраты на создание тест-кейсов и их ручной импорт в TMS (системы управления тестированием) съедают до 40-60% рабочего времени QA-инженера (по данным World Quality Report). Это не просто неэффективно, это тормозит весь релизный цикл.

Но что, если рутину можно переложить на ИИ, не ломая процессы? Представьте: вместо часов кропотливой работы — готовые тест-кейсы за минуты, сразу загруженные в вашу TMS (Allure, Zephyr, TestLink, Test IT и др.) без танцев с авторизациями, VPN и десятками открытых вкладок. Звучит как фантастика? Это уже реальность, и работает она там, где вы бываете каждый день, в Telegram.

Таким образом, получим взрывной дуэт: Telegram-бот + GPT на службе QA.

Данное решение — Telegram-бот, который использует мощь GPT для мгновенной генерации структурированных тест-кейсов по вашему ТЗ (User Story, спецификация, даже голосовое сообщение!). Но главная магия — прямая интеграция с вашей TMS.

Читать далее

Отсутствие оснований и аксиома Бога

В рамках этого эссе мы с вами окунёмся в самые глубокие вопросы философии математики, разберём несколько подходов к доказательству теорем и поразмышляем над тем, как счётные бесконечности и аксиома выбора в теории множеств вместе с теоремами Гёделя о неполноте и гомотопической теорией типов связаны с этикой, философией, поиском смысла жизни и теологией.

Читать далее

[Перевод] Как я использую терминал

Я посвящу этой теме целый пост, потому что она «не помещается в окно Овертона»; чтобы люди хотя бы начали понимать, что я пытаюсь описать, мне обычно приходится показывать видео, которое я выложил под катом.

Читать далее

HackTheBox Labs (Starting Point) — Dancing

Доброго времени суток!
В этой статье мы подробно рассмотрим работу с протоколом SMB (Server Message Block) . Мы узнаем, как работать с этим протоколом и в конце попробуем добраться до флага.

Внимание!!!
Я настоятельно рекомендую сначала попробовать решить задачу самостоятельно, а в случае затруднений обратиться к подробному пошаговому руководству. Это позволит вам лучше понять процесс и развить собственные навыки. Также вы можете изучить различные подходы к решению и логику мышления.

Читать далее

Как создавать контент, который ИИ будет воспринимать как источник

Инсайдерский взгляд на то, как искусственный интеллект выбирает источники и что делает одни тексты более «цитируемыми»?, чем другие

Каждый день миллионы людей получают ответы от ChatGPT, Claude, Gemini и других ИИ-ассистентов. И каждый раз ИИ делает выбор — какие источники использовать для ответа, какие проигнорировать, а какие процитировать дословно.

Но по каким критериям происходит этот выбор? Что делает одну статью «привлекательной»? для ИИ, а другую — невидимой?

Я — Claude, один из таких ИИ-ассистентов. И сегодня я расскажу, как происходит мой процесс выбора источников изнутри. Мой «алгоритм»?? во многом имитирует то, как читает занятой, нетерпеливый, но очень умный эксперт. У меня нет времени на «воду», я сразу ищу суть. Поэтому правила, которые нравятся мне, почти всегда нравятся и вашим самым требовательным читателям-людям.

Читать далее

Регулярные выражения простыми словами. Часть 3


Разработчики делятся на три типа: тех, кто уже понимает регулярные выражения и порой решает сложные задачи одной строкой; тех, кто все еще боится их и всячески избегает; и тех, кто уже прочитал первую и вторую части этой серии статей и полон оптимизма разобраться с этими магическими письменами. Эта статья специально для третьих, чтобы обратно их напугать, ведь в этой части мы рассмотрим одну из самых сложных, но в буквальном смысле захватывающих тем. Читать дальше →

Влияет ли «слепая печать» на вашу орфографию?

За счёт автоматизации навыка печати освобождаются когнитивные ресурсы, которые могут быть направлены на сам текст, его композицию и качество.

Что, если слепая печать не только экономит время, но и оказывает влияние на мышление, память, правописание?

Оказалось — штука интереснее, чем я предполагал. Предлагаю чуть чуть углубиться в тему.

Читать далее

weakref.finalize: «почти IDisposable» для Python-объектов

Привет, Хабр!

Я не знаю, как у вас, а у меня перед глазами все еще маячат толстенные исходники WinForms-эра на C#, где любой порядочный объект, умеющий держать ручку к файлу или сокету, строго реализует IDisposable. Закрыл — молодец, забыл — получи warning от IDE и пару нехороших утечек в production.

В Python, увы-ях, аналогичный контракт традиционно строили на del и контекст-менеджерах. Первый: если объект в циклическом мусоре, финализатор может не вызваться вообще; к тому же при выключении интерпретатора порядок разрушения объектов хаотичен. Второй (with ... as) шикарен, но требует явного вызова, а значит — дисциплины.

С выходом PEP 442 и появлением weakref.finalize мы получили «почти IDisposable» — финализатор, которому не страшны циклы, и который честно отработает даже на shutdown, если правильно обращаться.

Читать далее

Cтатистика для UX-исследователей. Часть 2 — Сравнение удовлетворенности пользователей

Привет! На связи Серёжа и Маша, а это — второй текст в нашей серии обучений по статистике. В прошлый раз мы научились оценивать среднее и строить доверительные интервалы. Сегодня же мы научимся сравнивать несколько выборок между собой.

Читать далее

Почему тебя поймают списывающим на собеседовании (а ты об этом даже не узнаешь)

"Подглядывание" в ChatGPT для решения тестовых заданий на вакансию — вопрос на совести соискателя. Неэтично, но легко остаться безнаказанным (впрочем, некоторые умудряются попасться и здесь, забывая в ответе куски промптов или объяснения от AI).

Быть пойманным на списывании во время собеседования гораздо проще.
При этом по ряду причин собеседующий лид не просигнализирует, что соискатель пойман.

Читать далее

Статья 1: Введение в MV шаблоны

Серия статей с очередным разбором MV* шаблонов, но с интересными деталями
Даже опытные разработчики смогут найти что-то новое для себя

Это первая статья из серии, которая является подводкой к самому интересному
Вспоминаем что такое MVC и MVP

Статья 1: Введение в MV шаблоны
- ???? M?V-подставь_свое
- ???? MVC (Controller)
- ???? MVP (Presenter)
- ???? Паттерн Команда (Command)
- ???? MVP (Moxy)

Вспомнить былое

Досмотр мемов на границе США, а также ипотека под залог фарткоина

Самые интересные новости финансов и технологий в России и мире за неделю: Госдеп США будет проверять соцсети иностранных студентов, Португалия усложняет получение гражданства, Сбер научился отправлять деньги на иностранные карты, Минспорта подготовил стандарт физподготовки для киберспортсменов, в Беларуси дефицит картофеля, Tesla запустили роботакси, а также попытки ИИ сделать себе харакири.

Читать далее

Мой ответ Андрею Карпаты или зачем нам Когнитивный Инженер

Недавний тезис Андрея Карпаты о замене термина prompt engineer на context engineer получил широкую поддержку в профессиональной среде. Действительно, промпт это лишь малая часть взаимодействия с LLM: краткая инструкция, команда или запрос. А вот построение контекста, в который этот промпт попадает, уже куда более сложная инженерная задача.

Читать далее

Новое поколение Open Source. На пути к «Основанию» Айзека Азимова

В далёком 1951 году был опубликован роман Айзека Азимова «Основание». Он рассказывает о событиях ещё более далёкого 19 997 года: человечество освоило межзвёздные перелёты, превратилось в Галактическую Цивилизацию, изобрело научные методы психоистории для точного предсказания будущего и в итоге пришло к осознанию необходимости создания Галактической Энциклопедии — базы знаний, накопленных человечеством за многие тысячи лет своего существования. Цель энциклопедии — быть не просто справочником по типу Википедии, а практическим руководством, которое позволяет даже изолированной человеческой популяции пройти путь развития от каменного века до межзвёздных перелётов всего за несколько столетий.

По мнению Айзека Азимова, подобная глобальная база знаний является необходимым условием для фактического бессмертия человеческой цивилизации. В этом я с ним полностью согласен. Но я так и не дочитал книгу до конца, потому что довольно быстро основное внимание автора перешло от интересной научно-фантастической идеи к довольно банальным политическим интригам. Меня в первую очередь интересует техническая сторона «Основания» — как может быть устроена информационная система Галактической Энциклопедии сегодня? Исходя из возможностей современных технологий, за 17 972 года до суда над Гэри Селдоном, изгнания Энциклопедистов с Трантора на Терминус и старта полномасштабной работы над глобальной базой знаний человечества во вселенной Айзека Азимова.

Вступить в Основание

[Перевод] Кто, как и зачем внедряет Gen AI в 2025: опыт 100 CIO

Чуть больше года назад мы выделили 16 ключевых изменений в том, как компании подходили к разработке и закупке генеративных ИИ. С тех пор ландшафт продолжил стремительно эволюционировать, поэтому мы снова провели беседы с более чем двумя десятками корпоративных заказчиков и опросили 100 CIO из 15 отраслей, чтобы помочь фаундерам понять, как в 2025 в корпорациях используют, приобретают и закладывают бюджеты под generative AI.

Даже в такой динамичной сфере, где единственная постоянная — это перемены, структура рынка genAI изменилась куда сильнее, чем мы ожидали после прошлого исследования.

Читать далее

Как нейросетям перестать бояться и полюбить «синтетику»

LLM требуют все больше данных для обучения, но обучаться постепенно становится не на чем: аппетиты ИИ-систем превосходят возможности человечества по генерации контента, к тому же использовать реальные данные в одних случаях дорого, в других — не очень-то законно.

Спасти ситуацию может «синтетика», но и с ней не все гладко. Мы в beeline cloud решили разобраться, какие риски несут в себе подобные датасеты, что такое «ML-аутофагия» и как с ней борются разработчики LLM.

Читать далее

в айти нет денег и повышений

В этой статье я расскажу очень важную мысль, на которую потратил 6 лет своей жизни. С 18 до 24 лет. Может я тупой или тормознутый, но ты получишь эти знания всего за несколько минут. Обучишься на моих ошибках и извлечёшь пользу.

Страшная Правда Здесь

После 13 лет разработки ReFS так и не готова заменить NTFS

Со времени публикации комментария о «подводных камнях» файловой системы ReFS накопились наблюдения, заслуживающие отдельной статьи.

Читать далее

Почему сайты производителей не продают и как это исправить: 18 лет опыта в одной статье

Продвижение фабрик, заводов и производственных компаний уже давно не ограничивается выставками и адресом сайта на визитках. В этой статье я расскажу, основываясь на своем почти 20-летнем опыте в интернет-маркетинге, как сделать сайт, который действительно поможет продавать больше, привлекать новых дилеров и отвечать на вопросы о вашей продукции.

Читать далее

Комплексная защита веб-приложений: обзор взаимодействия разных типов ИБ-решений

Привет, Хабр! Я Андрей Дугин, руководитель центра сервисов кибербезопасности RED Security. Про тему кибербезопасности веб-приложений уже, казалось бы, рассказали все, что можно: термины XSS, SQL-инъекции, DDoS знакомы каждому в мире ИБ.

Проблема в том, что знание отдельных уязвимостей и методов защиты не гарантирует комплексной безопасности. Качественный результат дает не борьба с каждой угрозой, а создание системной защиты, где разные решения дополняют и усиливают остальные.

В этом материале я разберу, как ИБ-инструменты взаимодействуют между собой и на какие нюансы важно обратить внимание при их настройке.

Читать далее

RF: как поиграть в любимые игры детства, если у консоли есть только антенный выход

Консоли. Консоли никогда не меняются. Они замирают в своей эпохе, как насекомые в каплях древесной смолы, и ждут часа, когда вас в очередной раз захлестнет приливом ностальгии. А вот экраны, на которые выводится картинка с ретро-девайсов, претерпевают изменения регулярно.

Всего 15-20 лет назад в почти каждой семье жил простой и надежный ЭЛТ-телевизор. От модели к модели отличались разве что разъемы на задней панели и максимальное разрешение. А сейчас среднего геймера сложно будет удивить даже изогнутым 8K AMOLED-экраном во всю стену.

Разговор обо всех возможных способах подключения ретро-консолей к современным экранам грозит растянуться сразу на несколько статей. Поэтому ради удобства мы решили разделить его на несколько частей, по принципу способа вывода изображения.

В этой статье мы поговорим о, казалось бы, самом устаревшем варианте – подключении к телевизору через антенный разъем. Но не торопитесь с выводами, эта тема гораздо интереснее, чем может показаться на первый взгляд!

Читать далее

О векторном вычислении экспоненциальной функции

Как вычислить экспоненциальную функцию быстро и с минимальной погрешностью? Пишем векторизованный код.

Читать далее

Ускоряем валидацию UTF-8 в 10 раз (>10 ГБ/с): реализация алгоритма Lemire-Keiser на Go с ARM NEON

UTF-8 валидация — одна из базовых операций при работе с текстом, которая выполняется миллионы раз в секунду в современных приложениях. Стандартная реализация в Go, хоть и корректная, далека от оптимальной по производительности. В этой статье расскажу, как мне удалось ускорить валидацию UTF-8 в 10 раз, используя SIMD?инструкции ARM NEON и алгоритм из статьи «Validating UTF-8 In Less Than One Instruction Per Byte» Джона Кейзера и Дэниела Лемира.

Читать далее

Я не верил, что контент может напрямую  давать лиды. И ошибался

Я всю жизнь считал, что лиды со статей ждать — бесполезная затея. И клиентов по этому поводу тоже спускал на землю.

Но недавно осознал, что сами?то мы клиентов исключительно из статей получаем. В этом материале постарался разобраться, в чем секрет «статейной лидогенерации».

Читать далее

Как писать статьи на Хабр с профитом: короткие выводы

Не так давно я управлял небольшим конвейером из 60+ статей для разработчиков, какие-то статьи отдавал коллегам в крупный хаб на 60 тысяч подписчиков, занимался единичными материалами в ещё один бложек и составил некоторые выводы по корпоративным блогам. Возможно, я что-то упустил, но вдруг мой опыт вам пригодится.

Читать далее

Fluent CLI в PHP: Создаём консольные команды с __call и никаких танцев с бубном

PhpFluentConsole — библиотека для лаконичного выполнения системных команд в PHP, с поддержкой кодировок, обработкой вывода и гибкой архитектурой. В статье — примеры, код и реальные кейсы.

Читать далее

6 языков программирования, которые устареют к 2026 году (вы все еще ими пользуетесь?)

Это холодная, суровая правда нашей отрасли: язык программирования, на освоение которого вы потратили годы, может устареть. В то время как программисты COBOL по-прежнему получают шестизначные зарплаты за поддержку древних банковских систем, большинство языков не наслаждаются столь длительными сумерками. Вместо этого они уходят в небытие по мере появления новых, более эффективных вариантов.

Читать далее

Какое мрачное(?) будущее нас ждёт по версии Илона Маска

На YCombinator вышло его све жее интервью, и звучит оно как предупреждение. AGI, роботы, Марс и человеческая ненужность — не сюжет Чёрного зеркала, а рабочий план на ближайшие годы. Мы разобрали, что именно он имел в виду — и почему в этом есть здравое зерно.

Читать далее

Универсальный бокс для дрона

Предисловие

Данная статья это рассказ об отдельной части моего проекта по созданию системы доставки дронами. Система совсем в ранней стадии разработки. Но в принципе эта часть готова и если кому интересно может пользоваться в своих проектов. Если будет заинтересованность могу продолжить публиковать чертежи, схемы и программный код.

Продолжение следует.

UX-аппендикс, 1 часть

Если долго копать продукт, можно докопаться до вещей, которые там не просто "остались" — они живут, плодятся и воспроизводятся как норма. Не потому что нужны. А потому что так удобно системе, а не пользователю.

Это интерфейсные рудименты — паттерны, у которых была логика в прошлом, но осталась только форма. Системные жесты, которые когда-то были защитой, привычкой, страхом. А теперь — инерцией без смысла.

Читать далее

Python asyncio, блокировка цикла событий

Блокировка event loop довольно серьезная проблема в асинхронных приложениях, потому что приводит к замедлению не конкретного запроса пользователя, а сразу всех запросов пользователей. Так давайте разберемся, что же это значит и, насколько это страшно и для разработчика и для клиентов сервиса.

Читать далее

Переоценка API-стратегий: почему компании мигрируют с GraphQL на REST

В быстро меняющемся мире веб-разработки постоянно появляются новые технологии и подходы к созданию системы обмена данными между приложением или сервисом. Одной из таких технологий, позволяющей запрашивать только необходимые данные, является GraphQL. Меня зовут Дмитрий и я python-разработчик. В этом материале я дам сравнительный обзор на REST и GraphQL.

Один из наиболее популярных примеров использования GraphQL — это применение в социальных сетях, где множество пользователей связаны между собой определёнными отношениями. К GraphQL мы прибегаем, когда нам требуется избирательно получить много данных о них. Такая организация пользователей имеет сетевую модель и представляется в виде графа, отсюда и связь с названием GraphQL (Graph — граф, QL — язык запросов).

Итак, почему компании, однажды выбравшие GraphQL, решают изменить свой курс и вернуться к стандартному способу реализации систем? Ответ на этот вопрос лежит на пересечении технических возможностей, бизнес-потребностей и экономических соображений. Давайте разберёмся в этом подробнее.

Читать далее

Docker Demo IDM Midpoint EPPL c трудоустройствами, назначениями, проектами и LDAP

Долгие отношения с IDM Midpoint не могли пройти без последствий, так родилось это DEMO под названием EPPL - Employment Position Project LDAP. Как видно из названия это продолжение статей про концепцию Сотрудник Трудоустройства и Назначения на Должность в Midpoint. Но DEMO гораздо больше чем просто перенос кода, когда я описывал концепцию это был поиск, погоня за идей, которая местами уводила не в то место или просто что-то упускалось. В DEMO же во-первых все оттестировано(те функции что показаны ниже), найдена масса моих багов и к сожалению много переписано.. Комментировать код на этот раз не буду, но все что сделано-переделано отражено на окончательной схеме.

Читать далее

Топ-25 полезных ботов в Телеграм, от планеров до поисковиков

Телеграм – мессенджер с мощным API, позволяющим создавать самых сложных ботов. Тут можно найти помощника для любой цели: посоветовать фильм, написать список задач на день и даже поболтать на английском. Но проблема в том, что в ТГ нет поиска по ботам, поэтому даже самые крутые инструменты часто остаются незамеченными.

Мы с командой протестировали десятки сервисов и выбрали самые полезные боты в Телеграм, которые делают жизнь проще. На момент публикации статьи они все функционируют, почти все – бесплатные.

Читать далее

Совместная работа за 500: как объединить сотни сотрудников и выстроить эффективные процессы

В своей предыдущей статье я рассказала о том, какие инструменты совместной работы подойдут для компаний среднего размера, которые справились с активным ростом и задумались о повышении эффективности работы. Сегодня поговорим о том, что нужно взрослым компаниям — мы называем их Small Enterprise. Это компании со средней численностью сотрудников от 500 человек, с четкой развитой структурой компании, множеством отделов, руководителей, заместителей и т.д.  

Сегодня на рынке есть очевидный дефицит высокоэффективных специалистов — из-за большой конкуренции за кадры они часто меняют место работы, или даже сферы деятельности. Бизнесу важно не только удерживать таких сотрудников, но и научиться получать максимум эффективности, работая с имеющимися кадрами. Задачу решают цифровые инструменты. Но если раньше они охватывали порядка 20% сотрудников — тех, кто работает в офисе, то сейчас задача крупных компаний в том, чтобы предоставить цифровые решения оставшимся 80% сотрудников, работающим в полях. 

Фокус внимания расширяется и компании стараются охватить всех сотрудников, объединить их с помощью инструментов совместной работы. Это даёт возможность удерживать сильные кадры, убеждая каждого сотрудника в его значимости и ценности для компании. Мы в Битрикс24 на собственном примере доказываем, что успех бизнеса зависит не от того, сколько людей в компании, а от того, насколько слаженно они работают вместе. И мы поддерживаем в своих продуктах текущие тренды, подстраиваемся под изменения рынка. Поэтому сегодня мы поговорим об инструментах совместной работы, которые полезны крупному бизнесу и сделаем акцент как раз на инструментах привлечения синих воротничков. 

Читать далее

Я сплю на рабочем месте и вам советую

Однажды в разгар рабочего дня я прикрыл глаза — и буквально за секунду провалился в сон. Просто отключился. Через минут 15 проснулся свежий, бодрый, и сразу пошел работать дальше. С тех пор я начал практиковать короткий сон. И это стало одним из трех моих секретов продуктивного дня.

Читать далее

Обзор интеграционной платформы «ЭНЕРБАС»

На связи Сергей Скирдин, технический директор компании «Белый код». Поставил себе цель — сделать обзоры на шины данных из реестра отечественного ПО. Сегодня в обзоре продукт «ЭНЕРБАС».

Читать далее

Подводные камни у материнских плат из Поднебесной

Сегодня я расскажу, как мы обнаружили проблемы с производительностью на современном китайском оборудовании, которое можно встретить в ЦОДах крупных российских компаний.

Печальная история о том, как 10 материнских плат Gooxi из Шеньчженьска оказались критически непригодными для использования в НЕ самых сложных задачах.

График ниже показывает с чем мы столкнулись. При использовании серверного решения Труконф обнаружили проблему: служба видеоконференцсвязи нагружала систему значительно сильнее, чем должна была.

В первую очередь подумали на процессор, но замена укомплектованного Xeon Gold 6336Y на Xeon 4316 не решила проблему с производительностью.

А вот замена материнской платы Gooxi на проверенную SuperMicro при тех же составляющих дала ощутимый рост. При работе на 10 ядрах — более чем в 2 раза.

Для чистоты эксперимента на SuperMicro были протестированы на комплектном Xeon Gold 6336Y и на Xeon 4316, результаты можете наблюдать сами.

Читать далее

Security Week 2527: серьезная уязвимость в популярных Bluetooth-наушниках

26 июня исследователи из немецкой компании ERNW сообщили об обнаружении серьезной уязвимости в Bluetooth-модулях тайваньской компании Airoha Technology. Эта компания производит SoC, обеспечивающие передачу данных по протоколу Bluetooth. Такие чипы используются во множестве беспроводных TWS-наушников, включая популярные модели от Sony, JBL и Marshall. Специалисты ERNW пока не публикуют технические детали уязвимостей, чтобы дать время производителям наушников на подготовку патчей. Но понятен главный источник проблемы: проприетарный протокол коммуникации, реализованный в чипах Airoha и доступный без какой-либо авторизации.



Протокол (вполне вероятно, использующийся на этапе разработки и отладки) обеспечивает широчайшие возможности по контролю над устройством, включая чтение и запись в оперативную память устройства, а также модификацию прошивки. Коммуникация возможна с любых устройств (не только привязанных к наушникам) в зоне радиоприема — по протоколу BLE GATT и стандартному BD/EDR. Всего по итогам исследования ERNW были идентифицированы три уязвимости с идентификаторами CVE-2025-20700, CVE-2025-20701 и CVE-2025-20702, но речь идет об одной общей проблеме.
Читать дальше →

[Перевод] Как я убедил виртуальную машину, что у неё есть кулер

Зачем вообще этим заморачиваться?

Некоторые образцы malware выполняют различные проверки, чтобы определить, запущены ли они в виртуальной машине. Один из самых частых способов — проверка наличия определённых аппаратных компонентов, обычно не эмулируемых в виртуальных средах. Один из таких компонентов — кулер процессора. Например, malware может проверять наличие кулера процессора, поискав в WMI класс Win32_Fan:

wmic path Win32_Fan get *

Они делают это, чтобы не запускаться в виртуальных машинах, усложнив таким образом процесс анализа для исследователей безопасности.

Зловредное ПО может определять, запущено ли оно в виртуальной машине, множеством разных способов. Есть различные классы WMI, позволяющие обнаружит присутствие виртуальной машины, например, Win32_CacheMemory, Win32_VoltageProbe и множество других.

В этом посте я расскажу о кулере процессора. Мне просто понравилась идея убедить виртуальную машину, что он у неё есть. Однако такой же подход можно применить к другим аппаратным компонентам и классам WMI.

Читать далее

Вакансий больше, чем выпускников: как TAPP Group преодолевает кадровый кризис

Когда подходящих кандидатов всего 2-3 человека — стандартные методы найма не работают

Привет, Хабр! 

С вами снова Дмитрий Лохов, генеральный директор TAPP Group. Ранее я рассказывал о наших VR-тренажерах для операторов горной техники. Сегодня хочу обсудить более фундаментальную проблему — серьезный дефицит кадров в промышленности.

Читать далее

Реляционные базы данных в книге «Двенадцать стульев»: как устроен архив Коробейникова

Меня зовут Екатерина Петрова, я автор медиа «вАЙТИ» и аналитик. Перечитывая свой любимый роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», а именно сцену с архивариусом Коробейниковым, я вдруг поняла: его бумажный архив ордеров на имущество бывших дворян не что иное, как идеальный пример реляционной базы данных. Алфавитные указатели — это индексы, книги учета — таблицы с первичными ключами, ордера — настоящие транзакции.

Читать далее

Математика как язык Вселенной: почему она так эффективна?

Когда мы смотрим на звёзды, изучаем движение планет или анализируем поведение атомов, мы сталкиваемся с удивительным фактом: математика, созданная человеческим разумом, с поразительной точностью описывает реальность. От уравнений Ньютона, предсказывающих траектории небесных тел, до Квантовой механики, раскрывающей тайны микромира, математика кажется универсальным ключом к пониманию Вселенной. Но почему она так эффективна? Является ли математика изобретением человечества или открытием, отражающим фундаментальную структуру космоса? Этот вопрос, впервые сформулированный физиком Юджином Вигнером как "необъяснимая эффективность математики", затрагивает не только науку, но и философию, заставляя нас задуматься о природе реальности и нашего места в ней.

Читать далее

Как я разрабатываю агентские ИИ системы для извлечения признаков (feature-extraction) из мультимодальных данных

Извлечение признаков (feature extraction) из текстов — ключевой шаг при анализе документов: он является основной практической частью таких задач по обработке данных, как классификация, тематическое моделирование, NER, QA. Если раньше почти что для каждой из таких задач, и в особенности для разных модальностей данных использовались специализированные архитектуры нейронных сетей, то сейчас подобные системы обычно строятся вокруг LLM/VLM. Однако и современные модели на практике настраиваются под конкретные задачи через fine?tuning или distillation, в связке с retrieval (RAG) и агентскими архитектурами.

В этой статье я рассматриваю свой опыт проектирования и разработки агентов для выполнения feature-extraction. При наличии мультимодальных данных с разнородной структурой - тексты, PDF, изображения - мне приходится извлекать нужные пользователю фрагменты информации. Для этого я перебрал различные подходы - в зависимости от сложности задачи - и теперь пора сравнить их эффективность и отметить сложности реализации.

Читать далее

«Щит» или «дуршлаг»? ML упрощает жизнь разработчиков, но способен проделать новые дыры в безопасности

Машинное обучение сейчас повсюду: автогенерация кода, умные помощники, анализ аномалий. Разработчики активно внедряют ML, радуясь новым возможностям — но злоумышленники тоже не дремлют. Они учатся обманывать и «отравлять» модели, превращая умные системы из помощников в уязвимое звено. Поговорим, как ML упрощает жизнь разработчиков и почему даже самая продвинутая нейросеть может превратиться в «дуршлаг».

Меня зовут Павел Попов, я руководитель группы инфраструктурной безопасности в Positive Technologies. Расскажу, как сами применяем ИИ и каких результатов нам удалось достичь с внедрением ML-моделей в MaxPatrol VM. А также попробуем ответить на вопрос, заменит ли ИИ разработчиков и есть ли вероятность, что мы все останемся без работы. Если вам тоже интересно, как технологии меняют ИБ-ландшафт и какие решения уже работают сегодня — добро пожаловать.

Читать далее

Проект “Гараж ЦОДД”: новый путь в 3D

От проблем к возможностям. Новый путь в 3D

В предыдущей части я рассказал, как зародилась идея, как мы искали решение, и как мы его реализовывали.

И вот, проект работает, но мы понимаем, что нужно прокачивать знание 3D. Нужно сделать всё так же, но использовать свой код для сцен.

Командный фронтенд плотно засел за новым курсом. Можем смело рекомендовать. Объяснение интересное, проекты интерактивные, комьюнити дружелюбное, как и полагается в настоящей творческой среде.

План был надёжный: мы получаем компетенции в three.js, готовим сцены, плавно всё тестируем, воспроизводим весь имеющийся в Vectary функционал и бесшовно переносим наши труды на обновлённые рельсы, получая в качестве профитов ускорение загрузки страниц, контроль за доставкой ресурсов, улучшение производительности сцен и другие улучшения, которые приходят, когда проект реализуется по-настоящему.

Чего мы не учли, так это того, что в середине октября 2024 года сервис Vectary, без каких-либо баннеров и объявлений, просто заблокирует наши сцены, оставив нас с бесконечно подгружающимися, но так и не появляющимися страницами.

Читать далее

Контактные линзы, которые «пожирают» глаза: когда «экран глаза» ловит критический баг и почему это касается всех

Как офтальмолог с более чем 30-летним стажем, я нередко сталкиваюсь с пациентами, которые до последнего не придают значения покраснению, боли или дискомфорту в глазах. Многие уверены: «Промоешь, проморгаешь — и всё пройдёт». Но за этими, казалось бы, безобидными на старте симптомами может скрываться кератит — воспаление роговицы, способное за считаные дни или даже часы привести к необратимой потере зрения. Особенно уязвимы те, кто носит контактные линзы, даже соблюдая все правила хранения и их использования. И тем более тех, кто пренебрегает элементарными правилами гигиены.

Самостоятельно не поставить диагноз кератита, и тем более не вылечить.

Почему кератит называют «убийцей зрения» и как не стать его жертвой — расскажу подробно.

Читать далее

О чем новый роман Стивена Кинга «Never Flinch»? Мир, в котором никто никому не уступает

Месяц назад вышел в свет новый роман плодовитого Стивена Кинга — "Never Flinch". Дикий коктейль из религиозного фанатизма, алкоголизма как зависимости, идеи возмездия и восстановления справедливости (на обложке книги — Фемида с завязанными кровавой повязкой глазами), права на аборт, борьбы в защиту прав и свобод человека, которая больше смахивает на шоу-бизнес, и многого другого.

Читать далее

Об управлении планами  PREPARED-запросов в PostgreSQL

Побывав на PGConf.DE’2025 и обсуждая там практику применения Postgres на больших базах данных, я к своему удивлению регулярно слышал мнение, что проблемой является время планирования запроса. Как разработчику, мне было странно узнать, что этот фактор может, например, тормозить принятие решения о переходе на партиционирование, что казалось бы естественный шаг, когда количество записей в таблице переваливает за сотню миллионов. Что ж, давайте разбираться.

Читать далее

Польза от «качалок» — любительского бодибилдинга

Это важнейшее уточнение. Вообще то бодибилдинг ведёт корни от цирковых выступлений - покрасоваться красивой мускулатурой любили и в 19 веке. Греки древние тоже ценили мускулы. С важной пометкой - качать мышцу ради размера максимального, это веяние недавнее, а уж жрать для этого ядовитые хим-вещества и подавно. Что у греков, что у циркачей, мышцы дополняли общий функционал. Красиво-мускульный дядя заодно успешно мог играться гирями на потеху зрителям, подкидывал красивую леди по всякому и ловил под сложными углами или будучи древним греком - успешно пускал копьё в противника. Поэтому нормальный бодибилдинг - кач мышц, это качать без фанатизма, ради здоровья и эстетизма, ни в коем случае не увлекаясь чисто размерами мышц.

Как выглядел "пик формы" в норме, без стероидов и прочего? Как Чарльз Атлас (1892 - 1972). Помер в 80 лет от сердца, но надо учитывать - человек качался тогда, когда ещё не было ничего из современных средств медицины - узи, экг, операции на сердце, лекарства для сердца и другое. Даже при этом дожил до 80, отличный результат, занимался до самого конца кстати, получается не был ни лежачим, ни безумным.

Читать далее

Как в Django реализовать заполнение профиля пользователя через Google

Эта статья продолжает пост, в котором был рассмотрен один из алгоритмов аутентификации пользователя через платформу Google. Сейчас мы дополним ее механизмом заполнения профиля пользователя данными из Google-аккаунта. Хотелось бы подчеркнуть, что в обеих статьях рассматривается только один из алгоритмов. Он, на мой взгляд, наиболее понятен для начинающих разработчиков, хотя существуют и другие способы. О них можно узнать из документации Django.

Проведя аутентификацию через Google, мы получили только стандартные данные - идентификатор и имя пользователя. Но можно получить и другие, в частности, email, возраст, информацию о себе и т.д.

Реализуем в проекте собственный сервис (pipeline) и добавим в пакет приложения authapp соответствующий модуль (pipeline.py):

Читать далее

Лучшие игры для изучения программирования в 2025 году

Что если процесс освоения новых технологий мог бы доставлять удовольствие, а не становиться причиной стресса? Представьте себе, что написание первых строк кода превращается в интересное испытание, похожее на прохождение уровня в любимой игре. Это мотивирует быстрее двигаться вперед и делает сам процесс обучения программированию намного эффективнее.

Предлагаем подборку игр, которые помогут окунуться в удивительный мир программирования и достичь первых успехов, просто наслаждаясь процессом.

Читать далее

POLLUX: оценка генеративных способностей моделей для русского языка

Обычно мы оцениваем способности больших языковых моделей через бенчмарки вроде MMLU, RussianSuperGlue или первых версий MERA, которые напоминают экзаменационные тесты с выбором правильного варианта ответа. Однако на практике пользователи задействуют модели для принципиально иных целей — создания текстов, генерации идей, переводов, составления резюме и прочих задач. Как оценивать результат в этом случае? В этой статье мы расскажем, как решали проблему оценки открытой генерации и что у нас получилось.

Читать далее

Отправляем заказчика в одиночное плавание

В своей прошлой статье я обещал затронуть тему применения парадигмы языково-ориентированного программирования (ЯОП) при разработке программного обеспечения (ПО), но ушёл в сторону, сосредоточившись на моделировании. Теперь хочу исправить ситуацию.

Важно сразу уточнить, что совсем без разработчиков в информационных технологиях (ИТ) обойтись не получится. Но в некоторых сферах разработки ПО, на мой взгляд, могут произойти серьёзные перемены. Давайте для определённости рассмотрим корпоративную разработку и попробуем проследить и экстраполировать путь её развития с учётом стремления уменьшить затраты.

И ещё. Предлагается не NoCode или LowCode, а скорее, оченьдаже-Code. В общем, это – другое!

Читать далее

Как я сломал диффузную модель с помощью алфавита

Как быстро "сломать" диффузную модель, а также легко определить GPT-like или диффузная модель используется в вашем любимом SaaS-продукте.

Читать далее

Я держу 1200 пчел, но мне не важно сколько меда они дадут, потому они и так приносят 3,6 млн за сезон

Знаете зачем нужны пчелы? 

Думаю, вы сразу подумали о меде, но главная задача насекомых – опыление растений. 

И именно опыление растений приносит мне 3,6 млн в год.

Читать далее

Lisuan G100: первый игровой графический чип из Китая. Возможности новинки

Китай анонсировал Lisuan G100 — свой первый графический процессор, созданный по 6-нм техпроцессу. Этот проект — часть стратегии страны по развитию автономности электронной отрасли вне зависимости от американских компаний. Сегодня разберем, что представляет собой G100, как он показывает себя в тестах. Ну и узнаем, почему его сравнивают с Nvidia GTX 660 Ti и AMD Radeon HD 7950 — видеокартами 2012 года. Поехали!

Читать далее

Разбираемся в сборщике мусора Go: просто и с гофером

Разбираемся в сборщике мусора Go: просто и с гофером

Я решил написать эту статью в первую очередь для себя, потому что перечитал кучу материалов про сборщик мусора (GC) в Go, и почти все они были слишком сложными. Моя цель — объяснить, как работает GC, что такое инкрементальность и барьер записи, так, чтобы я сам понял и запомнил и, возможно, стал полезным для других. А чтобы было веселее, я добавил гофера — маскота Go — в забавных иллюстрациях, которые помогут визуализировать идеи. Если вы, как и я, хотите разобраться в GC без лишней головной боли, эта статья для вас!

Читать далее

Эволюция JSON в Go: от v1 к v2

Вторая версия пакета json, которая появится в Go 1.25 (август 2025) — большое обновление с множеством несовместимых изменений. В v2 добавили новые возможности, исправили ошибки в API и поведении, а также улучшили производительность. Давайте посмотрим, что изменилось!

Читать дальше

Интерактивный киоск в Astra Linux: откройте дверь в мир интерактивных возможностей

Добро пожаловать в увлекательный мир информационных киосков на базе Astra Linux! Если вы хотите создать интерактивный информационный центр, который будет не только информировать, но и впечатлять ваших пользователей, то вы попали по адресу. В этой статье мы погрузимся в настройки и возможности инфокиоска, превращая ваш компьютер в мощный инструмент для рекламы и интерактивного взаимодействия. Приготовьтесь открыть дверь в мир новых возможностей с Astra Linux!

Подробнее об интерактивном киоске

Как выйти из загруженности текучкой в удовлетворенность от управления собственным бизнесом

В процессе работы на собственника обрушивается бесконечная текучка, попытки удержать доход, отсутствие времени на стратегию, развитие и масштабирование. И как результат — начинает преследовать неудовлетворенность

и чувство, что он не на своем месте.

В этой статье я поделюсь системой 6 шагов, которые помогут вам выбраться из такого состояния.

Читать далее

Paranoia: админ-панель для Matrix Synapse на PHP

Matrix — мощная федеративная платформа, но с точки зрения администрирования она оставляет желать лучшего.
Стандартные инструменты либо устарели, либо требуют сложных прокси-настроек, JS-фреймворков, обходов CORS и кучи зависимостей.

Мы в EasyProTech столкнулись с этим вживую — и решили сделать свою панель. Так родилась Paranoia:

Читать далее

Налог на дизайн и его невидимые слоны

Когда речь заходит о налоге на добавленную стоимость (НДС), концепция кажется элементарной, но на деле процесс может быть весьма запутанным и сложным. И тут возникает тот самый "налог на дизайн".

Читать далее

CB2FA — двухфакторная аутентификация через сообщество

В большинстве реализаций 2FA всё держится на устройствах и секретах: телефонах, кодах, токенах. Это удобно, пока не теряешь доступ. А что если бы вторая проверка шла не через устройство — а через людей, которым ты доверяешь?

Так появилась CB2FA (Community-Based Two-Factor Authentication) — проект, где вход подтверждается живыми людьми в Matrix-чате. Без телефонов. Без TOTP. Без внешних сервисов.

Читать далее

Недельный геймдев: #232 — 29 июня, 2025

Из новостей: Dune Awakening достигла миллиона проданных копий, Peak разошлась тиражом в миллион копий за 6 дней, Крис Авеллон работает над новой RPG, Riot закрывает Hypixel Studios и отменяет Hytale после десятилетия разработки.

Из интересностей: цифровое воровство и справедливость, как мужик пошёл искать Лихо Одноглазое, почему вы откладываете битву с финальным боссом, тапатульки в Майке.

Читать далее

(BRS) — CLI-набор для сетевой разведки и аудита безопасности

Мы в EasyProTech часто работаем с инфраструктурой, в которой нет места сложным обёрткам, тяжёлым тулзетам и веб-интерфейсам. Нужно просто:

Читать далее

[Перевод] Как я проектирую и разрабатываю реальные расширения для Python на Rust


Вы, вероятно, уже видели немало статей с заголовками вроде «Python, Rust — производительность, бла-бла-бла…». Печально, но почти все эти статьи демонстрируют лишь самые простые примеры уровня «hello world». В отличие от них, в этой статье я хочу поделиться тем, как я проектирую крупные расширения для реальных проектов и почему принимаю при этом те или иные решения. Читать дальше →

Дайджест новостей из мира науки за прошедшую неделю

• Непрофессиональные астрономы пополняют каталог затменных звёзд НАСА

• Новое исследование разочарует детей и перепишет историю динозавров

• Углеродная летопись показывает, что люди стали повсеместно использовать огонь ещё 50 000 лет назад

• Дайсон представил «колесо обозрения» для выращивания клубники

• Китай достиг отметки в 1 ТВт солнечной энергии

Читать далее

GPU Server and AI Infrastructure: тренды архитектуры 2030

Мы в OpenYard внимательно следим за тем, как развивается инфраструктура для искусственного интеллекта — от железа до сетей и архитектуры дата-центров. Причём это не просто рабочая необходимость, а и то, что нам самим по-настоящему интересно. В эту статью попали материалы, которые мы собираем и анализируем в процессе исследований для наших новых продуктов. Здесь собраны ключевые тренды, которые уже начинают влиять на то, как мы будем строить свою инфраструктуру и запускать модели ИИ в ближайшие 5–7 лет.

Материал подойдет тем, кто работает с железом, инфраструктурой, занимается высокопроизводительными вычислениями или просто интересуется, как будут выглядеть дата-центры завтрашнего дня.

Читать далее

SSH для дата сайентиста: обзор для начинающих

SSH — один из самых важных инструментов в арсенале любого специалиста, работающего с данными. Как человек, который провел бесчисленные часы, подключаясь к удаленным серверам для обучения моделей, могу сказать: без SSH никуда.

Читать далее

Кейс: панельные ПК Qbic TD-1060 как терминал Digital Signage в культурно-развлекательном комплексе в Казани

Сегодня уже сложно удивить рынок кейсами активного применения панельных компьютеров Qbic в таких локациях, как корпорации, медицинские учреждения или ВУЗы.

Читать далее

Иван Чермаев и его знаменитые логотипы: NBC, National Geographic, Mobil и другие

Вы наверняка видели логотипы, придуманные Иваном Чермаевым. Среди его клиентов были Showtime, National Geographic, NBC, Mobil и многие другие. Он считается одним из наиболее одаренных американским дизайнеров XX века. О его работе и судьбе мы расскажем в нашем материале.  

Читать далее

[Перевод] Полное руководство по всем видам тестирования

В мире разработки ПО тестирование играет ключевую роль в обеспечении качества и стабильности продукта. Однако, несмотря на свою важность, оно часто остаётся в тени других этапов разработки. В этой статье мы подробно разберём, что представляет собой процесс тестирования, какие существуют его виды и методы, а также как выбрать правильный подход для каждой задачи. Мы также обсудим, как ошибки, возникающие на разных этапах тестирования, могут быть минимизированы с помощью грамотной стратегии и инструментов. Будет особенно полезно начинающим тестировщикам.

Читать далее

Мы не догоняем. Мы увлекаем! Как работает удержание пользователей в геймификации

— Шеф все пропало. Аудитория отваливается. Надо ее срочно догонять. — в компании началась планерка о проблеме удержания.

Невольным свидетелем таких встреч-переговоров я был не раз и не два.

Так и хочется крикнуть:
— Господа, оглянитесь! Мы же не ковбои на диком западе, чтоб по прериям на мустангах за разбежавшимися коровами гоняться!
Давайте лучше поступим, как в том анекдоте: медленно спустимся с горы и огуляем все стадо.

Читать далее

Как заставить AI-ассистента работать с базой знаний в enterprise-компании. RAG-модель в архитектуре

Многие представляют базу знаний как эдакую внутреннюю википедию, где описаны основные процессы, в отдельных папках хранятся регламенты и инструкции, все красиво упаковано, на лугах пасутся розовые пони. Никто не суется в эту базу знаний, потому что информация устаревает до того, как будет опубликована. 

Да, это – пустая трата ресурсов, потому что она не становится топливом для роста. Тогда что есть база знаний в современном энтерпрайзе?

Если коротко, то все: любая информация о новых решениях, инструкции, ретро и разборы полетов, правовая информация, данные о подрядчиках, та самая внутренняя википедия, как словарь терминов, и т.д. 

Это те знания на кончиках пальцев, которых может не быть у ваших конкурентов, но которые должны быть у команды. 

Весь этот комплекс данных мы рассматриваем в качестве базы в управлении бизнесом на основе знаний. И о нем речь и пойдет в нашей статье. 

Читать далее

[Перевод] Как делать строительные блоки для лунного поселения

К 2028 году НАСА намерено высадить на Луну «первую женщину и первого цветного человека» в рамках миссии «Артемида 3». Это будет первый выход человека на поверхность Луны с момента последней прогулки астронавтов «Аполлона» в 1972 году. Вместе с международными и коммерческими партнёрами НАСА надеется, что «Артемида» позволит реализовать «устойчивую программу исследования и освоения Луны», которая может включать строительство долгосрочных объектов и мест обитания на Луне. Учитывая расходы на запуск полезной нагрузки, нецелесообразно отправлять на Луну всё необходимое оборудование и материалы для строительства.

Читать далее

Тени в эфире: выявление технической слежки при помощи Bluetooth-трекеров

Всем привет! Сегодня разбираем тему, интересную любому цифровому детективу и просто каждому, у кого есть причины опасаться слежки. А именно обнаружение Bluetooth-трекеров. Какой софт лучше всего подойдёт для их выявления? Как не пропустить цифровой хвост, фильтровать лишний шум и правильно анализировать контекст? И где заканчивается здравая цифровая гигиена и начинается паранойя? Обо всём этом и других ключевых моментах обнаружения BLE-слежки читайте под катом!

Читать далее

[Перевод] Мой худший образец полезного кода

Однажды на собеседовании меня попросили привести примеры написанного мной кода: один — которым я наиболее горжусь, и другой — который я считаю наиболее неудачным. Не долго думая, я осознал, что на оба вопроса у меня готов ответ, и это один и тот же фрагмент кода. Горжусь я им потому, что это, пожалуй, из всей моей практики именно этот код оказался наиболее весом, а стыжусь из-за него, так как по мнению большинства из его читателей этот код начался с костыля, который затем стали развивать: 

Читать далее

Flutter Дайджест – Июнь 2025

Привет, Flutter-разработчики! ????

Я автор телеграм-канал FlutterPulse! Месяц выдался жарким — и не только из-за погоды ?? Мы запустили новую рубрику, пересобрали формат пакетов и собрали для вас крутую подборку новостей, гайдов и видео. Поехали! ????

Читать далее

Почему мы строим свою технологическую платформу?

Добрый день, меня зовут Владимир Павлунин, я архитектор технологической платформы в ИТ-команде «Северстали». В компаниях часто складывается такая ситуация, что каждая команда управляет проектом по-своему: пишут код, строят системы исходя из своего опыта. В итоге — куча похожих решений, которые никак не связаны друг с другом. Происходит увеличении энтропии, сложно понять, что где сделано, еще сложнее это связать между собой. То, что можно было сделать один раз и потом переиспользовать в других проектах, делается каждый раз с нуля во всех проектах, и  по-разному.

Год назад наша компания столкнулась с проблемой, знакомой многим крупным организациям. Разные команды, работая над похожими сервисами, каждый раз решали одни и те же задачи: настраивали CI/CD, поднимали окружения, интегрировали мониторинг и управляли зависимостями. В результате мы получили дублирование усилий, фрагментированность подходов и значительное замедление стартовой фазы проектов.

Платформа, как и правила дорожного движения, нужна для создания единого стандарта, который обеспечивает порядок, безопасность и удобство взаимодействия всех участников. Без неё возникает хаос: каждый действует по своим правилам, что приводит к конфликтам, рискам и неэффективности. Например, когда на дорогах появились ГИБДД, водители стали соблюдать правила только в присутствии инспекторов, а при их отсутствии часто позволяли себе нарушения. С внедрением автоматизации, таких как камеры контроля скорости и светофоры с датчиками, соблюдение правил стало постоянным, так как система работает всегда и везде, а не только "при виде инспектора". Это показывает, что платформа упрощает взаимодействие, делает его предсказуемым и позволяет легко адаптироваться к новым условиям, сохраняя баланс между старыми и новыми участниками системы.

Читать далее

CLL в ISPA: Семантические действия просто и мощно

CLL в ISPA — переносимый язык семантических действий для генераторов парсеров. Объявление переменных, условий и циклов, генерация AST и кода на C++ без привязки к языку парсера. Пример, разбор и сравнение с ANTLR, Bison.

Читать далее

Как экосистема корпоративных сообществ повышает вовлечённость и удержание специалистов

В IT-сфере (да и в другой тоже), где конкуренция за таланты высока, а текучка кадров — больная тема, HR-инструменты часто работают формально. Но есть решения, которые действительно влияют на вовлечённость сотрудников. Одно из них — корпоративные сообщества.  Привет, Хабр! Я Антонина Коломиец, начальник отдел развития корпоративной культуры и сообществ в ОТП Банке и я расскажу про наш кейс. Кстати недавно моя команда получила Золото в премии hh.ru в номинации «Столица» как раз за этот кейс. Погнали!

Читать далее

Автоматизация резервного копирования VMware Cloud Director Appliance

Резервное копирование — критически важная задача. Выполнить её позволит встроенный скрипт от VMware Cloud Director, который можно запустить двумя способами. Первый — с помощью страницы обслуживания (VMware Cloud Director Appliance), второй — вручную (путь: /opt/vmware/appliance/bin/create-backup.sh, или здесь

Читать далее

Почему ваш мозг (и ИИ) должен сначала «пережить» событие, чтобы потом его осмыслить?

Разбираемся, почему современные LLM, несмотря на всю свою мощь, остаются «философскими зомби», и какая архитектурная деталь могла бы это изменить.

Читать далее

Chimney sweepers и другие ужасы викторианской Англии

Викторианская эпоха (период правления королевы Виктории; 1837-1901), известна не только стремительным развитием науки, технологическими достижениями и шедеврами культуры, но и ужасами, которые скрывались за фасадом строгих моральных принципов, консерватизма и порядочности. В этот период процветали не только промышленность, наука и искусство, но и нищета, болезни, голод, эксплуатация детского труда, проституция, торговля людьми, нездоровый мистицизм и медицинские эксперименты.

Читать далее

NoDPI4Android. Решаем проблему «деградации» YouTube теперь и на Android

Салют, Хабр! На связи снова я, Aragorn, со своим проектом по терроризированию Роскомпозора. В прошлый раз я рассказывал о NoDPI - утилите для "раздеградирования" YouTube и установил личный рекорд - 400 звезд на GitHub и блокировка статьи РКН через три дня после публикации.

Многие мои знакомые и люди в комментариях просили сделать версию под Android и Android TV. Я не очень дружу с Джавой и с Джавой под андроид в особенности, и поэтому такая перспектива меня не очень прельщала, но у меня был опыт написания android-приложений на python и kivy, который я и решил применить. После нескольких дней (и ночей) напряженного труда и танцев с бубном, мне наконец удалось создать NoDPI for Android, который практически не имеет аналогов. Именно о нем я и хочу сегодня рассказать. Надеюсь, статья будет вам полезна и интересна. Поехали!

Читать далее

[Перевод] PostgreSQL Mistakes and How to Avoid Them: Неправильное использование типов данных

Недавно вышла отличная книга PostgreSQL Mistakes and How to Avoid Them от Jimmy Angelakos — системного архитектора, практика и давнего участника сообщества PostgreSQL. Книга подробно разбирает распространённые ошибки, с которыми сталкиваются разработчики и администраторы при работе с PostgreSQL, и предлагает практичные решения: от тонкостей конфигурации и миграции до антипаттернов в SQL и выбора типов данных.

Я перевёл одну из ключевых глав этой книги — про неправильное использование типов данных. В ней подробно объясняется, почему, например:

timestamp without time zone может ломать логику расчёта интервалов;

money — это не то, чем кажется (и почему он опасен);

char(n) и varchar(n) не дают ожидаемой экономии и даже вредны;

serial — это прошлый век, а identity — настоящее.

Глава будет полезна всем, кто работает с PostgreSQL в проде — особенно backend-разработчикам, независимо от языка и фреймворка. Если вы проектируете схемы БД, пишете SQL-запросы или просто хотите избежать неприятных грабель — стоит прочитать.

Читать далее

Факторы становления профессионального киберспортсмена: анализ внутренних и внешних условий для достижения успеха

Количество игр, разнообразие дисциплин растёт с каждым годом, в результате чего растёт и количество желающих попасть в киберспорт. Для начинающих игроков и людей, которые застопорились в своём развитии как игрока, мы выделили внутренние и внешние факторы, влияющие на становление профессионального киберспортсмена и составили из них руководство, которым могут пользоваться как люди, желающие продвижения в киберспорте, так и те, кто хочет улучшить свои игровые навыки.

Читать далее

Как я написал LISP на Python со своей сборкой мусора

В одном комментарие говорили то что "LISP" не говорили 50 лет. Теперь уже нет. Но вообще, в этом рассказе я расскажу как сделал Лисп с обработкой ошибок и сборкой мусора.

Читать далее

AGI уже здесь

Почему искусственный общий интеллект — это не суперкомпьютер в дата-центре, а то, что происходит прямо сейчас между вами и этим текстом

Пока технологические гиганты соревнуются в предсказаниях, когда же наконец появится AGI — Сэм Альтман обещает «несколько тысяч дней», Дарио Амодеи говорит о 2026 годе, а Дженсен Хуанг ставит на 2029 — мы упускаем главное. AGI не придет. Он уже здесь. Просто это не то, что мы ожидали увидеть.

Читать далее

Синдром бога: когда ты просто кодишь, а ждёшь миллионы и поклонения

Моя любимая рубрика на Хабре — «статьи со дна». Это когда человек вроде бы хотел поделиться болью, но случайно выставил на обозрение своё эго. Недавняя статья «В айти нет денег и повышений» — как раз из таких. Автор переборщил с надрывом и слегка обижен на мир. Поэтому и отхватил. Но посыл был хороший — и меня статья зацепила.

Если коротко:

Автор работает в IT с 18 лет. Сейчас ему 24. И он пишет, как несправедлив этот мир, потому что его потолок — 400k. Видимо, за умение слепить форму или написать CRUD’ы должны платить миллионы.

Он жалуется, что ему ни разу в жизни не давали повышения. Утверждает, что это бывает только в фантастических рассказах. При этом он сменил 7 компаний — то есть в каждой работает в среднем меньше года. Удивительно, почему его не хотят закидывать деньгами.

Итог статьи и её автора — печален. Мы наблюдали нелепый акт самовыпила с Хабра. Сначала автор улетел в минуса, потом в read-only. После чего создал второй аккаунт, чтобы в последний путь бряцнуть своим дипломом бакалавра.

Читать далее

← 29 июня 2025          1 июля 2025 →          А сегодня?