← 8 июля 2025          10 июля 2025 →          А сегодня?

9 июля 2025 на Хабре было опубликовано 79 статей

Сбор backup с сетевых устройств Cisco и Juniper, с помощью Ansible и GitLab

В данное статье рассматривается порядок развертывания системы сбора резервных конфигураций сетевых устройств производства Cisco Systems и Juniper Networks, посредством применения «Ansible» и «GitLab». Подробно описан процесс развертывания данных инструментов с помощью docker?compose.

Читать далее

COBOL в XXI веке: почему банки и госслужбы не могут отказаться от языка 1959 года

Представьте, что расчёт вашей пенсии или миллионы банковских транзакций обрабатываются кодом, написанным до полёта человека в космос. COBOL живёт в мэйнфреймах банков, страховых и госслужб, и отказаться от него рискованно: один баг — и вся финансовая система может остановиться. 

Как старейший «серверный» язык справляется с XXI веком, где безопасность и гибкость важнее вечной стабильности?

Читать далее

Как работает база данных Firebird, часть 1

В этой серии статей я залезу внутрь реляционной базы данных Firebird. Я не буду рисовать архитектуру в виде прямоугольников, соединённых стрелками. Вместо этого я буду показывать куски кода, описывать, что они делают и как вызывают друг друга, чтобы выполнить конкретную работу.

Читать далее

Запускаем MIPI DSI экраны от смартфонов. Разработка схемы основной платы. Часть 3. Завершаем схему

Выбрать подходящий разъём – это просто или сложно? В любом случае это важно.

Как быть с передачей дифференциальных пар на другую плату?

Сколько нужно контактов земли?

Стоит ли применять дифференциальные (common mode) фильтры и защиту от ESD?

Какой разъём лучше выбрать для питания?

В данной части рассмотрим эти и другие вопросы. Подберём разъёмы, добавим фильтры и защиты и завершим разработку схемы нашей платы.

Полетели! :)

Как создать свой парсер и AST-генератор на C++ с минимальными усилиями: знакомьтесь с QapDSLv2

QapDSLv2: Новый стандарт AST-heavy парсинга

QapDSLv2 обеспечивает:

Молниеносное построение AST

Полное сохранение структуры исходного кода

Простоту интерпретации и модификации грамматик

Забудьте о любы других парсерах! С помощью QapDSLv2 можно создавать компиляторы/анализаторы/форматировщики кода за минуты/часы. // почти наглая лож

Парсеры и генерация абстрактных синтаксических деревьев (AST) — это обычно долго, сложно и требует тонны шаблонного кода. Но что если я скажу, что теперь можно описывать грамматики и структуры данных одновременно и получать готовый, оптимизированный C++ код автоматически?

QapDSLv2 — новый стандарт эффективности и удобства в парсинге. Это язык описания парсеров, который избавляет от синтаксического шума, упрощает интеграцию с C++ и позволяет создавать сложные анализаторы без боли и ошибок. Забудьте о бесконечных циклах отладки и непонятных генераторах — теперь всё просто, понятно и эффективно.

В этой статье вы узнаете, как QapDSL v2 меняет правила игры в мире парсинга и компиляторов, увидите реальные примеры и поймёте, почему это важно для каждого, кто работает с языками программирования и обработкой текста.

Готовы ускорить разработку и вывести свои проекты на новый уровень?

QapGen — мощный генератор парсеров, построенный на основе QapDSLv2, который из грамматик QapDSLv2 сразу создаёт высокопроизводительный C++ парсер с типизированным AST, описанным прямо в грамматике.

t_sep{
stringbody =any(" \t\r\n");
}
using" "ast_sep;
t_value{
TAutoPtr<i_value> body;
" "?
}
t_comma_value{
","
t_value body;
" "?
}
t_array=>i_value{
"["
" "?
t_value first?;
vector<t_comma_value> arr?;
"]"
" "?
}

Читать далее

Как «Гипроводстрой», внедрив nanoCAD GeoniCS, справился с растущим объемом заказов

Институт «Гипроводстрой» выбрал nanoCAD GeoniCS для автоматизации проектирования генпланов, вертикальной планировки и картограмм, что позволило значительно оптимизировать затраты и рабочие процессы в связи с ростом количества заказов. Удалось сократить время выполнения проектных задач, повысить качество проектных решений и снизить количество ошибок.

Читать далее

[Перевод] Как Kubernetes стал основой внутренней платформы в Mercado Libre

В статье — реальный опыт перехода от классических облачных инстансов к Kubernetes и созданию абстракции Serverless, которая полностью избавила разработчиков от забот об инфраструктуре. Узнайте, как это повлияло на скорость релизов и стабильность сервисов Mercado Libre.

Читать далее

Коротко о том, как внедрить код-ревью, которое работает (а не бюрократию)

Привет, Хабр!

Если у вас в команде код-ревью — это унылое ожидание и пассивно-агрессивные комментарии уровня «не по канону», значит, что-то пошло не так. А если ревью не просто тормозит, но ещё и убивает мотивацию — то вы откладываете техдолг не только в коде, но и в культуре.

Читать далее

Рекламные факапы: как ошибка становится вирусным кейсом, а не мемом на посмешище

Иногда реклама - это шахматная партия с потребителем. А иногда цирк на колёсах, где клоуном становится сам бренд. Но вот что интересно: даже самые громкие фейлы могут обернуться мощным ростом узнаваемости и лояльности. Главное уметь правильно обработать удар. Ниже два кейса: один провал на миллиард, второй случайный успех, сгенерированный голосом диктора.

Читать далее

Как мы строили KidFolio — цифровую платформу для родителей и детских садов

Массовые фото из детского сада в родительских чатах редко бывают персональными: на десятках снимков сложно найти именно своего ребенка. Выпускники онлайн-магистратуры «Науки о данных» Центра «Пуск» МФТИ предложили решение — платформу KidFolio, которая с помощью технологий компьютерного зрения и мультимодальных моделей автоматически формирует и отправляет родителям персонализированные фото- и видеоотчеты.

В статье — подробности разработки: от сбора датасета детских лиц до создания собственного бенчмарка и дообучения моделей для генерации текстов.

Читать далее

Подключение Spring AI к локальным AI-моделям с помощью Foundry Local

Команда Spring АйО перевела статью, которая покажет, как интегрировать Spring AI с Foundry Local — десктопным приложением от Microsoft, совместимым с OpenAI API. Вы узнаете, как настроить локальную AI-модель, подключить её к Spring Boot и создать REST-эндпоинты для чат-бота и суммаризации текста. Всё это — с акцентом на производительность, безопасность и автономность.

Читать далее

Доверительные отношения ALD Pro <-> SambaDC

В связи с волной импортозамещения и в частности службы каталогов, возникает вопрос их сосуществования в гетерогенной среде и возможности построения доверительных отношений.

В данной статье разберем возможности продукта ALD Pro по построение доверительных отношений с SambaDC, и далее проверим возможности модулей миграции и синхронизации, которые позволяют перейти на ALD Pro, и отказаться частично или полностью от других каталогов в инфраструктуре.

Читать далее

Как строить карьеру в UX-дизайне без суеты и хаоса: книга Артема Дащинского

В нашем предыдущем обзоре переводной книги по UX мы обсуждали фундаментальные принципы и законы проектирования, которые помогают создать удобные и интуитивно понятные интерфейсы. Но дизайн — это не только теория и принципы: за каждой успешной карьерой стоят навыки, опыт и правильно выбранный путь развития. Именно этой теме посвящается новая книга Артема Дащинского «Как стать успешным UX-дизайнером: практический план развития карьеры». Рецензия продолжает тему обучения и карьеры в UX, дополняя предыдущий материал практическими рекомендациями и стратегиями для профессионального роста в этой динамичной области.

Читать далее

Research Ops в маленькой команде: как наладить процесс без бюджета и отдельной роли

Если в команде каждый делает всё, а пользовательские исследования – это «когда-нибудь потом», статья для вас. Я делюсь опытом, как мы наладили процесс discovery в маленькой команде без ресерчера и бюджета. Как шаблоны, хранилище знаний и короткие инсайты на ревью спринта изменили культуру команды. И почему для меня Research Ops – это не должность, а привычка думать вместе с пользователем.

Читать далее

QapGen: Создаём мощные парсеры на C++

QapDSLv2 — это язык который транслируется в обычный C++ код. Он позволяет удобно и компактно задавать грамматики/правила разбора кода программ, значительно упрощая разработку компиляторов/анализаторов/трансляторов.

QapGen — это генератор дерева_лексеров/парсеров описанных на QapDSLv2. Сама грамматика QapDSLv2 описана на QapDSLv2 на 100%. Поэтому QapGen как основной читатель этой грамматики сам генерирует часть своего кода(весь парсер QapDSLv2).

Основные фишки QapDSLv2 + QapGen — это:

1) Отсутствие этапа токенизации — дерево лексеров разбивает входной поток на лексемы и сохраняет их в строго типизированных древовидных С++ структурах пропуская этап токенизации.

2) Генерация оптимизированного кода полиморфных лексеров.

3) Полное сохранение всех лексем(даже разделители сохраняются, такие как пробелы/переходы на новую строку и комментарии) в результирующем дереве.

4) Возможность сохранить как оригинальное дерево, так и модифицированное обратно в код/текст без потери разделителей/комментариев.

5) Автоматическая генерация кода посетителей(это такой паттерн проектирования).

А теперь пример самой сочной части(рекурсивно самоописывающийся код):

structt_target_struct:i_target_item{
structt_keyword{
stringkw=any_str_from_vec(split("struct,class",","));
" "? // optional separator
};
structt_body_semicolon:i_struct_impl{";"};
structt_body_impl:i_struct_impl{
"{" // жрём скобочку
vector<TAutoPtr<i_target_item>>nested?; //рекурсия!
" "?
vector<TAutoPtr<i_struct_field>>arr?; // парсим поля
" "?
TAutoPtr<t_cpp_code>c?; // остальной С++ код
" "?
"}"
};
structt_parent{
stringa_or_c=any_str_from_vec(split("=>,:",","));
" "?
t_namename;
};
//точка входа в парсер:
TAutoPtr<t_keyword>kw?; //парсимstruct/class
t_namename; //парсим имя
" "?
TAutoPtr<t_parent>parent?;
" "?
TAutoPtr<i_struct_impl>body;
};

Читать далее

Гайд на полиморфизм. Rust

В прошлых статьях мы разобрали теорию: что такое полиморфизм и какие существуют способы его реализации. Настало время посмотреть, как это реализуется на практике. В качестве примера был выбран Rust — язык с богатой функциональностью, с одной стороны, и простой, прозрачной реализацией — с другой.

Читать далее

Как мы создавали первую портативную умную колонку Яндекса

Меня зовут Александр Батин, я инженер?схемотехник. Уже больше трёх лет я работаю в Яндексе в команде, которая занимается разработкой умных экранов и новых продуктов. Отвечаю за проектирование материнских плат (разрабатывал материнскую плату для Станции Дуо Макс), а в последних проектах участвую уже в качестве техлида.

Сегодня я хочу посвятить свой рассказ ключевым аспектам разработки первой портативной колонки с Алисой — Станции Стрит:

— рассмотрим интересные моменты на этапе проектирования,

— поговорим о технических решениях, принятые в процессе работы,

— обратим внимание на сложности, с которыми столкнулась команда разработчиков.

Особое внимание уделю подходам к преодолению технических и инженерных вызовов: оптимизацию работы AI?ассистента в условиях ограниченных вычислительных ресурсов и обеспечения стабильного взаимодействия при мобильном использовании без доступа к интернету.

Читать далее

Проектирование контроллера двигателей с GitHub Copilot

В умном доме всегда найдётся место, где можно применить моторизованные системы. Это регулируемые столы, автоматические двери, окна, электронные замки, лестничные подъёмники, калитки, ворота, жалюзи, маркизы, антенные позиционеры, ротаторы солнечных панелей и т. д.

Читать далее

Need for speed: оценка ошибок измерений в футбольной аналитике. Часть 1

Привет! Меня зовут Артем, и я занимаюсь разработкой систем компьютерного зрения в сервисе Яндекс Спорттех. Среди основных задач нашей команды — футбольная аналитика и работа со статистическими данными.

Яндекс Спорттех обеспечил интеграцию технологических решений в РПЛ — все стадионы участников чемпионата были оборудованы камерами 6К, для клубов организована передача в режиме онлайн фитнес-данных и продвинутых данных на стыке технико-тактических действий. С помощью современных методов компьютерного зрения мы осуществляем детекцию игроков и мяча, ведём их трекинг, а также вычисляем различные ключевые спортивные метрики — пройденные дистанции, максимальные скорости, спринты и рывки, а также экстренные торможения и другие фитнес-показатели, важные как для аналитиков, так и для тренеров и поклонников игры.

В этих двух статьях мы подробно рассмотрим, почему точное измерение скорости движения и пройденной дистанции игроков критически важно для качественного анализа футбольных матчей. Расскажем, почему любые систематические ошибки и неточности могут весьма существенно исказить выводы и рекомендации для тренерского штаба и аналитиков. 

А ещё поделимся нашим опытом, расскажем о типичных источниках ошибок, возникающих при расчёте скорости и пробега, и опишем подходы, которые позволяют уменьшить их влияние. 

Читать далее

Тихая сила: как управлять не через контроль, а через влияние

Иногда тебе кажется, что ты обычный член команды, такой же винтик системы, как и все. Вы так же общаетесь с командой, у вас есть свои приколы, иногда очень жесткие. Ты так же ходишь с ребятами в бар и на квизы, часто скидываете друг другу мемы. Но однажды ты слышишь:
— Марина так сказала. Как самый важный довод при споре по рабочим вопросам, истина в последней инстанции. И тебя это пугает, потому что ты тоже человек, ты не хочешь, что бы они делали так, как ты сказала, а что бы сами подумали и нашли правильное решение. И тут до тебя наконец-то доходит что твоем мнение не одно из равных, а самое значимое. И теперь тебе нужно очень внимательно следить за тем, что ты говоришь и насколько хорошо люди тебя поняли. 

Читать далее

Midjourney Video: как превратить картинку в видео в 2025 году?

Казалось бы, только мы отдохнули от разбора второй волны нейросетей для генерации видео, как без объявления войны выходит она. Midjourney, та самая платформа, которая годами оставалась в стороне от видео-движухи, делает свой первый аккуратный, но амбициозный шаг. Встречайте: Midjourney Video V1, первая версия анимации, встроенной прямо в интерфейс.

Сегодня расскажем, как работает новая функция, что там с платформой и ценообразованием, чем отличаются режимы движения, и, конечно, как писать грамотные промпты для этой нейросети.

Приятно чтения!

Читать далее

Свет без источника: компактный датчик обнаружения молекул

Практически любой аспект жизни человека в той или иной степени связан с измерением чего-либо: масса, расстояние, длина, температура и т. д. Часто от точности проведенных измерений зависит точность и успешность выполнения того или иного процесса. Когда речь идет об измерении крайне малых объектов, таких как молекулы используются оптические биосенсоры. Они чрезвычайно точны, но нуждаются в громоздком и дорогом оборудовании для генерации и обнаружения света. Ученые из Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария) разработали систему, которая использует квантовую физику для обнаружения присутствия биомолекул без необходимости использования внешнего источника света. Как именно работает эта система, какие аспекты квантовой физики позволили ее реализовать, и что именно она может измерять? Ответы на эти вопросы мы найдем в докладе ученых.

Читать далее

Сбор событий Linux: есть цель – ищем путь

Приветствую всех, кто заглянул на огонек! Меня зовут Роман, и я занимаюсь исследованием безопасности Linux (и всякого другого, связанного с ним) в экспертном центре безопасности в Positive Technologies.

Мне периодически приходится сталкиваться с вопросами клиентов или коллег из смежных отделов по поводу оптимизации работы различных компонентов журналирования внутри Linux. Поэтому в какой-то момент возникла идея обрисовать как минимум для самого себя целостную картину их взаимодействия и влияния друг на друга. Результатом работы стала довольно компактная схема, которая помогает оперативнее и эффективнее отвечать на возникающие вопросы для решения проблем. В статье я постараюсь вкратце описать каждый ее блок. Не ручаюсь за то, что будут затронуты все тонкости, известные лишь узкому кругу специалистов. Но на большую часть вопросов я отвечу.

Читать далее

Три совета, как не выучить C++ за 21 день (субъективный гайд с дополнениями)

Типичная проблема новичков при изучении языка программирования — они тонут в море учебных материалов. Интернет предлагает тонны статей, курсов и книг по C++, но как выбрать действительно стоящие?

Меня зовут Владислав Столяров, я руководитель команды анализа безопасности продуктов в мультипродуктовой экосистеме МойОфис. Наши решения — Документы Настольные и Документы Онлайн — во многом работают благодаря C++, так что мне есть чем поделиться. В этой статье расскажу, что делать, если вы вдруг решили залететь в плюсы, но уже чувствуете, как накрывает экзистенциальный кризис от обилия информации.

Читать далее

[Перевод] Простой веб-сайт

Мой веб-сайт — это путешествие по волнам памяти. Я не хочу сказать, что нужно прекратить современную веб-разработку. На моём веб-сайте используются технологии, которые в обсуждаемые на нём времена были ещё недоступны. Он работает на мобильных (протестировано в Firefox для Android), отсутствует только фоновое изображение.

Свой первый веб-сайт я создал где-то в начале 2000-х, и как и большинство веб-сайтов того времени, он был очень простым. Это неудивительно, учитывая то, что большинство (включая и меня) писали такие веб-сайты в Блокноте, что накладывало ограничения на сложность. Можно было выбрать или Блокнот, или какой-то из WYSIWYG-редакторов, которые привязывали к себе тем, что сгенерированный ими HTML было бы совершенно невозможно поддерживать без них, а если вносить изменения вручную, то это вполне могло поломать всё в редакторе.

Тогда не было iPhone, почти не было SEO, а JavaScript, как и CSS, использовать было совсем необязательно.

Цветопередача первых ЖК-экранов была плохой, поэтому лучше было выбирать цветовую схему с высокой контрастностью.

Оптимальным разрешением было 1024?768 (или 1280?1024, если вы могли себе это позволить), однако стоило и обеспечить работоспособность размеров окна и панелей в 800?600. Вам же не нужно, чтобы контент выходил за левый или правый край экрана?

Читать далее

На пути к эмоциональному искусственному интеллекту

Привет, Хабр. Меня зовут Андрей Савченко, я научный директор Sber AI Lab. Когда речь заходит про эмоциональность и принятие решений у ИИ, нужно задать себе вопрос: «А как это устроено у людей?» Наверняка почти каждый из вас ответил бы, что он принимает решение рационально, а остальные, зачастую, иррационально. 

Нейропсихологи проводили исследования и выяснили, что большинство решений люди принимают эмоционально. С одной стороны, это экономит ресурсы мозга, а с другой — позволяет быстрее принимать решения. И поэтому очень важно учитывать нашу эмоциональность при взаимодействии с другими и при создании имитации людей или сообществ с помощью современных генеративных моделей. Условно это можно назвать эмоциональным искусственным интеллектом.

Читать далее

Быстрый старт: пишем фреймворк для фронтенда

Привет, Хабр. Меня зовут Марат Исаев. В этой статье я кратко рассмотрю устройство самописного микрофреймворка и его применение для написания приложения-планировщика, чтобы вы могли написать свой фреймворк, для своих приложений. Подчеркну: статья образовательная и не охватывает enterprise-разработку.

Чтобы мой рассказ был более предметным, я сразу покажу код фреймворка и приложения. Можете скопировать его прямо в консоль, запустить и по мере чтения статьи тестировать, разбираться и исследовать.

Читать далее

Как подготовиться к собеседованию в IT-компанию: полное руководство

Собеседование в IT-компании — это не просто формальность, а многоэтапный процесс, который проверяет не только ваши технические навыки, но и soft skills, умение решать задачи и вписываться в команду. Чтобы пройти его успешно, важно тщательно подготовиться по всем ключевым направлениям. Расскажу подробно как это сделать.

Читать далее

Вы не будете в это играть: игровые миры, в которые больше нельзя попасть

Мы привыкли считать, что в цифровом пространстве ничто не исчезает: фильм можно пересмотреть, фото — восстановить, книгу — переиздать. Но с играми все иначе. Стоит серверам замолкнуть, и игра исчезает. Игры умирают как пространство действия. Иногда беззвучно, без прощального сообщения. Виртуальный мир, в который когда-то заходили тысячи игроков, превращается в воспоминание.

В истории игр существуют не только шедевры и провалы, но и нечто более трагичное — игры, которые исчезли. Серверы отключены, лицензии отозваны, поддержка прекращена, а железо или операционные системы, для которых они были созданы, безвозвратно устарели. В этой статье пройдемся по таким играм-призракам. Уникальным, странным, в чем-то культовым. Тем, которые больше не существует не только в продаже, но и в игровом опыте. И это делает их особенно важными.

Вспомнить былое

Введение в обслуживание АСУ ТП на примере эффективных предприятий

Сегодня автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП) являются неотъемлемой частью любого современного производства. Однако сама установка и пусконаладка системы — лишь половина дела. Настоящее испытание начинается в момент, когда оборудование переходит в эксплуатацию. Именно тогда становится очевидной роль обслуживания АСУ ТП — комплекса действий и организационных мер, позволяющих поддерживать системы в работоспособном состоянии, минимизировать простои и обеспечить надёжную работу всего предприятия.

Опыт эффективных предприятий в этой сфере показывает, что качественное обслуживание АСУ ТП напрямую влияет на экономические показатели компании, а также на гибкость и безопасность производства. В данной статье рассматриваются ключевые аспекты обслуживания АСУ ТП, опираясь на опыт компаний-лидеров отрасли, избегающих кризисных ситуаций и добивающихся устойчивого успеха за счёт выверенных стандартов и технологий.

Читать далее

Миграция с Firebird на PostgreSQL. Что может пойти не так? Часть 2

В первой части обсуждалось как отличие реализации MVCC в Firebird и PostgreSQL может привести к сложностям при миграции информационной системы. Напоминаю девиз этой серии статей – "Ваши ожидания – это Ваши проблемы". Рассмотрим еще некоторые моменты, которые позволят Вам не находится в состоянии "обманутых ожиданий" при миграции с Firebird на PostgreSQL.

Читать далее

Как поменять работу, не меняя ее на самом деле. Пересобираем смыслы с джоб-крафтингом

Огромную часть жизни мы проводим на работе — и если она не приносит удовлетворения, чувствовать себя ценным и счастливым просто не получится. И это не только личная проблема. Представьте: ходить на работу больше не интересно, все валится из рук — о какой продуктивности может идти речь? К тому же, если ты недоволен работой, растет риск конфликтов с командой и торможения процесса в целом. Но это далеко не всегда значит, что работу нужно менять. Можно попробовать «пересобрать» ее под себя, чтобы она снова стала в радость.

Меня зовут Асия Морозова, я руковожу направлением по обучению и адаптации персонала в MWS и часто выступаю с докладами — например, о том, как бороться с выгоранием, выстроить карьерный трек или пройти программу ротации. Моя любимая тема в последнее время — джоб-крафтинг. Могу говорить об этом часами, практикую сама и другим советую. Сегодняшняя публикация как раз об этом. Давайте вместе разбираться, как взглянуть на рутинные задачи под новым углом и заново (ну или впервые) влюбиться в свою работу.

Читать далее

Шестидесятилетний заключённый и лабораторная крыса. F# на Godot. Часть 8. Запоминающий поиск пути

Мы ковыряли поиск пути через A* на протяжении двух глав и при этом были сосредоточены на синтаксических изысках F#. В этой главе мы отдохнём от синтаксиса и посмотрим на то, как этот алгоритм мог бы развиваться в более функциональном стиле.

Читать далее

Как превратить статус Telegram в статус Steam

Всех приветствую. Несколько дней назад я наткнулся на статью "Как превратить свою аватарку в Telegram в часы". Я попробовал реализовать эту программу сам, но столкнулся с некоторыми ограничениями, связанными с повышением количества спамеров в чатах. А если конкретно, то мне выдавали флуд-бан и я не мог менять свою аватарку ближайший 21 час.

Я перепробовал кучу вариантов, ибо задумка мне очень понравилась. Но никакие тайминги не могли спасти ситуацию. Поэтому я решил выкатить альтернативный метод выделиться из толпы, хоть может он и будет менее заметный.

Читать далее

Я написал свой VPN-клиент для Android. Зачем, если их сотни, и что скрывается под капотом?

Каждый раз, нажимая кнопку «Connect» в очередном VPN-приложении, я ловил себя на мысли: а что там, под капотом? Как эта магия на самом деле работает на уровне Android? Вокруг сотни готовых решений, но простое пользовательское любопытство переросло в профессиональное: мне захотелось не просто использовать, а понять. Понять, какие подводные камни скрывает VpnService, как реализовать весь цикл от авторизации до поднятия защищённого туннеля и что на этом пути может пойти не так.

Эта статья — мой личный "бортовой журнал". Я не претендую на создание самого безопасного решения, это скорее история о пути, граблях и открытиях для тех, кто тоже решит заглянуть под капот VPN-технологий на Android.

Так родилась идея этого проекта — создать свой, пусть и простой, VPN-клиент. Это не попытка сделать коммерческий продукт, а скорее исследовательское погружение, мой личный "челлендж" и способ разложить всё по полочкам.

Заглянуть под капот

Обучение детей программированию, какой инструмент выбрать?

Для детей, изучающих программирование, существует несколько отличных сред, включая визуальные среды для начинающих и текстовые языки для более продвинутых. Scratch, Tynker, Swift Playgrounds подходят для начального уровня. Для детей постарше, Python является популярным выбором из-за простоты синтаксиса. 

Давайте теперь рассмотрим подробнее универсальные  среды программирования:

Scratch: один из самых популярных инструментов для обучения детей программированию. Он использует блоки, которые можно перетаскивать, чтобы создавать игры и анимацию. Scratch имеет простой и понятный интерфейс, что делает его отличным выбором для детей младшего возраста. 

Читать далее

Установка FLUX.1 Kontext для ComfyUI — подробное пошаговое руководство

Больше не нужно несколько часов составлять воркфлоу для ComfyUI или Forge, чтобы сгенерировать стиль по промпту и референсу.

Теперь можно настроить одну модель и с помощью текстовой подсказки можно получить то, что ты хочешь!

Открыть руководство

Сейчас открою вкладку с ИИ и стану программистом

Прочитал я эту статью тут и решил поделиться своей статьёй, недавно написанной для друзей, чтобы уберечь от глупостей, что программистом может стать каждый, просто используя ИИ. Сразу оговорюсь, что статья написана для людей, далёких от программирования.

Читать далее

«Да мы и без проектной документации справимся!»

— И это после всего, что я вам рассказал? — я, конечно, уже слышал подобные заявления от потенциальных клиентов, но каждый раз удивлялся.
— Ну да. Зачем нам эти прототипы и функциональные спецификации? Я уже несколько проектов запустил со своей командой и точно могу сказать: никто документацию не читает.
— А как же вы ставите задачу на разработку?
— Пишу небольшую вводную — и всё. В основном, на словах объясняю. Я же каждый день с разрабами общаюсь. Да и сам немного программист. Мы же с вами оба понимаем, что этап проектирования — это просто способ для вас заработать дополнительных денег.

Внутри меня аж передёрнуло от этой фразы. Но виду я не подал и ненадолго задумался. На самом деле до сих пор не знаю объективного способа проверить, помогает ли проектная документация в разработке. Что не мешает мне искренне в это верить.

— Ну что ж, понимаю. Тогда давайте попробую вам рассказать одну небольшую историю…

Читать далее

О ненависти к российским дистрибутивам Linux

Каждый второй комментарий к новостям о российских дистрибутивах Linux можно сформулировать как "опять перерисовали шильдики".

Причем объяснить с чего перерисовали шильдики, комментаторы зачастую не могут. "Чувствую бесовщину, но доказать не могу!".

Конечно, иногда эти претензии не безосновательны - когда взяли пакет, заменили логотипы, не выложили исходники и презентуют как великое достижение рисования нескучных обоев русской инженерной школы. Бывает смешно, но скорее - это печально.

Но давайте поговорим про дистрибутивы.

Читать далее

RTX 5060 Ti 16 GB: лучшая бюджетная видеокарта для 2К-гейминга в 2025 году?

Научно-технический прогресс неумолим, и по мере его развития растут и требования к стандартам качества. В последнее время все больше людей приходят к выводу, что новый стандарт разрешения для игр — это QHD (2560x1440). Действительно, при современном уровне графики разрешения Full HD (1920x1080) уже недостаточно, чтобы рассмотреть все детали и красоту видеоигр.

Но какая видеокарта оптимальна для игр в разрешении QHD? Вместе с редакцией блога «М.Клик» решили отыскать правильный ответ.

Читать далее

Разворачивая свой WAF: открытые инструменты

Ранее в блоге beeline cloud мы рассказывали про веб-приложения компаний: почему они часто становятся целями злоумышленников и что способны им противопоставить решения WAF — Web Application Firewall. Сегодня рассмотрим несколько инструментов такого класса от разработчиков из Китая, Франции и Италии.

Читать далее

GlobalFoundries укрепляет позиции в RISC-V и приобретает MIPS: разбираемся с патентами компании

Компания GlobalFoundries (GF), один из ключевых игроков в сфере контрактного производства полупроводников, объявила о покупке MIPS — разработчика процессорных ядер на архитектуре RISC-V. Сделка позволит MIPS сохранить операционную самостоятельность, но при этом получить доступ к ресурсам GF для ускорения разработки и вывода на рынок новых решений. Разбираемся с патентами MIPS.

Спойлер: всё очень круто!

Читать далее

Зумерам стало сложнее находить работу в IT. Во всем виноват AI?

Раньше у тех, кто только начинает карьеру, была понятная стратегия входа в IT: отучиться в универе, сделать пару пет-проектов, пойти на стажировку и дорасти до мидла. Это казалось логичным: компании растут, специалистов не хватает, джунов охотно берут. 

Но рынок изменился — зумерам находить первую работу стало гораздо сложнее. Раньше новички учились на рутине — багфиксы, простая верстка, юнит-тесты, ручная аналитика. Сегодня эти задачи отдают AI. Компании реже вкладываются в рост молодых, предпочитая оптимизацию процессов: здесь меньше рисков и затрат, выше скорость. Это удобно бизнесу, но для тех, кто только начинает карьеру, вход стал намного сложнее. 

Меня зовут Татьяна Горбацевич, я тимлид рекрутинга в KODE. В статье расскажу о том, как меняется рынок, за что ценят зумеров и что делать, если вы только начинаете карьеру.

Читать далее

Уведомление в Роскомнадзор. Что делать?

Самозанятые и ИП в большинстве своем являются операторами персональных данных. Да, даже в том случае, если нет сайта, нет рассылки. Мы по умолчанию становимся операторами просто оказывая услуги своим клиентам и так или иначе обрабатывая персональные данные клиентов.

Операторы обязаны подавать уведомление в РКН до начала обработки персональных данных. Это старая норма, нет, она не появилась только в этом году. Просто до 30 мая действовали старые штрафы (около 500 рублей), а с 30 мая появилась отдельная статья за неподачу уведомления и стали действовать новые:

Читать далее

Как я собеседовался в Ozon, Т-Банк, Mindbox и другие крупные компании

Всем привет. Я сеньор и тимлид на .NET (C#). До недавнего времени работал в Росатоме, пока там внезапно не сократили целую дирекцию по цифровизации. Так что пришлось срочно выходить на рынок, причём, впервые в моей жизни (до этого работа находила меня сама). По результатам нескольких циклов собеседований получился неплохой дневник, который я здесь привожу.

История длинная, но интересная

Как мы улучшили режим ночной съемки в планшетах KVADRA_T

Привет, Хабр! На связи Полина Лукичева, инженер команды AI ML Kit в компании YADRO. В первой статье я рассказала о проблемах режима ночной съемки и методах их решения. Сегодня перехожу к практике — проведу предметное сравнение алгоритмов, выберу наиболее подходящие и покажу, как они работают в реальных условиях на планшетах KVADRA_T.

Для наших заказчиков качественные снимки в условиях низкой освещенности — рабочая необходимость. Планшет поможет снять показания со счетчика в темном подвале или сфотографировать паспорт клиента в коридоре с минимальными шумами и максимальной четкостью.

Читать далее

Обновление Кибер Файлов — обзор новинок в версии 9.3

В этом обзоре мы познакомимся с новой версией нашего решения класса EFSS, предназначенного для безопасного обмена файлами и организации совместной работы с документами — Кибер Файлы.

Читать далее

Сохранение и восстановление версии бакета объектного хранилища MinIO S3 с учетом содержимого и конфигурации

Меня зовут Михаил, я работаю в Magnit Tech и занимаюсь внедрением 1C платформы на операционную систему Linux. В этой статье я расскажу, как реализовать создание резервных копий бакетов S3-совместимого объектного хранилища MinIO.

(Сразу дам спойлер: нам удалось это сделать с наименьшими затратами места на диске с использованием инкрементальных бэкапов).

Читать далее

Попытка поставить идеи и гипотезы на поток – швейцарский нож для стартапов

Привет, меня зовут Кирилл! Мы с друзьями давно увлекаемся идеями и экспериментами «в стол». Знакомо, когда возникает куча интересных мыслей, но потом они теряются, потому что сложно понять — кому это на самом деле нужно?

Читать далее

Умеет ли вы продавать код?

В сфере IT есть сильное профессиональное искажение. Айтишникам кажется, что продукт, который они продают это код. Но в головах их клиентов мир выглядит иначе. Заказчики покупают у айтишников не репозиторий на гитхабе или докер-образ, поднятый на VPS-ке. Они покупают решение своих бизнес-задач. Причём, заметьте, что в этой покупке весь риск лежит на стороне того, кто платит за работу. Потому что гарантия айтишника, что он качественно справится со своей задачей вовсе не гарантирует клиенту, что его бюджет будет потрачен эффективно и его проблема будет решена. Решена именно как бизнес-задача, а не как какая-то другая. То есть, что на выходе от всех затеянных телодвижений будет получен ощутимый положительный финансовый результат.

И этот риск уменьшается только одним способом - коммуникацией. Поэтому я много лет повторяю мысль про то, что продажи и коммуникации это по сути одно и тоже. Продажа это коммуникация. Коммуникация это продажа. Даже, если вы просто разработчик в какой-то компании и общаетесь со вселенной через тикеты в джире и живёте в мире код-ревью и комитов. Возможно, вам кажется, что вы коммуницируете лишь с кодом и абстракциями... Нет, вы коммуницируете с людьми. Кто-то у вас покупает решение каких-то задач, даже, если эти задачи сформулированы техническим языком.


В мире IT-услуг, будь то фриланс или студийная разработка приложений, ключевым моментом является не только уровень технических навыков, но и коммуникационные способности. Как опытный менеджер по продажам SaaS-продуктов и разработки программного обеспечения, я хочу поделиться некоторыми рекомендациями о том, как успешно продавать свои услуги и становиться более запоминающимся и востребованным профессионалом.

Читать далее

[Перевод] Как стать кем угодно: DIY маска с изменяющимися проекциями

Подробный гайд по созданию маски с проекциями, которая использует Raspberry Pi и мини-проектор для отображения изображений на лице. Мы пройдем все этапы — от 3D-печати деталей до настройки системы для воспроизведения видео, включая пайку и работу с электроникой. Этот проект подойдет для разработчиков, заинтересованных в создании встраиваемых систем и экспериментировании с носимой техникой.

Читать далее

AI-first backend: опыт реального вайб-кодинг проекта

В 2025 году вопрос полноценной генерации продуктового кода с помощью LLM («вайб-кодинг») становится все более актуальным, но при этом остается и достаточно дискуссионным: насколько такие подходы вообще применимы в реальных проектах, действительно ли они сокращают время и стоимость разработки, и что происходит с тестируемостью и поддержкой такого кода в долгосрочной перспективе?

Сложность этого вопроса не только в качестве самой генерации, но и в том, как интегрировать LLM в инженерные процессы, чтобы получить управляемый, масштабируемый и архитектурно устойчивый код.

Моя мотивация была проста: попробовать выстроить полноценный продуктовый backend для нетривиального телеграм-бота с функциями агента (планированием, напоминаниями, памятью и проактивным поведением, возможностью дальнейшей расширяемости и интеграции сторонних сервисов), при этом — не писать руками ни строчки кода. Чтобы человек участвовал только как архитектор и асессор, а все проектирование и реализация шли через промпты в специализированные IDE (Cursor, Copilot, Zed) и LLM (как доступные через API, так и в «пользовательской» продуктовой обвязке).

Читать далее

Эмпатичный ИИ: как трансформеры учатся распознавать эмоции в разговорах

В эпоху чат-ботов и голосовых помощников ИИ всё чаще становится собеседником человека. Но чтобы стать по-настоящему полезным в коммуникации, он должен не только понимать слова — но и улавливать эмоции, интонации, паузы и даже жесты. Именно это и пытается решить задача Emotion Recognition in Conversations (ERC).

В недавней работе A Transformer-Based Model With Self-Distillation for Multimodal Emotion Recognition in Conversations исследователи предложили архитектуру, которая объединяет мультимодальные сигналы (текст, аудио, видео) в единую модель, способную «читать между строк» в прямом смысле. Рассказываем, как это устроено и почему это важно.

Читать далее

Продвинутая защита данных без агентов: расширяем возможности VMmanager с RuBackup

При создании VMmanager мы уделяем особое внимание надежности платформы: отказоустойчивые кластеры, мониторинг состояния — эти и другие фичи платформы обеспечивают бесперебойную работу виртуальной инфраструктуры. Но ни одна, даже самая совершенная система не защищена на 100% от сбоев оборудования, человеческих ошибок или кибератак.

В этом случае резервное копирование остается последней линией обороны. У VMmanager есть встроенные инструменты для создания бэкапов, однако для предприятий с повышенными требованиями к безопасности мы реализовали интеграцию с профессиональным решением для резервного копирования, восстановления и сохранности данных — RuBackup.

В этой статье расскажем:

какие возможности резервного копирования уже есть в VMmanager;

как интеграция с RuBackup повышает уровень сохранности данных;

какие сценарии позволяет реализовать интеграция;

какие преимущества дает совместное использование двух платформ.

Читать далее

Шаблон ТЗ для AI

Привет! Я Ярослав Шмулев, датасаентист, выпускник МФТИ и технический директор топ-10 интегратора ИИ R77 AI. Сделал для нас AI ТЗ потому что обычно заказчики приходят и не знают чего хотят, как это описать и какие эффекты ждут.

Читать далее

The Pegasus GLK-2004: крайне необычный клон NES. Обзор из первых рук в 2025 году

Мое знакомство с игровыми консолями началось с Dendy, конечно же, в 90-х. Как сейчас помню подаренную мне Dendy Junior с логотипом слоненка в бейсболке. В комплекте шло два джойстика и световой пистолет. Консоль не была новой, ее купили с рук. И это было хорошо — целую пачку картриджей дали в подарок. Я был вне себя от радости, когда на экране пузатого телевизора GoldStar появилось меню с играми.

Лишь спустя много лет я узнал, что Dendy — это аппаратный клон приставки Famicom от Nintendo, причем продававшийся в основном в России и некоторых странах бывшего СССР. Игр для оригинальной консоли я никогда в руках не держал, в моей коллекции были исключительно пиратские сборники. Все бы ничего, но недавно мне в руки попал крайне интересный клон все той же самой игровой приставки под названием The Pegasus GLK-2004. Выполнен он в форм-факторе клавиатуры. Что ж, давайте изучим!

Читать далее

Как мы строим антифрод в анонимных крипто-свапалках: опыт и грабли

Когда речь заходит о криптовалютных свапалках и анонимных DEX, безопасность становится не просто приоритетом, а настоящим вызовом. Отсутствие централизованной модерации и KYC-процедур ставит перед разработчиками задачу создать эффективные системы, которые могут обнаруживать и предотвращать мошенническую деятельность, обеспечивая при этом минимальное вмешательство в пользовательский опыт. В этом посте я хочу рассказать о подходах и технологиях, которые мы применили для защиты анонимных крипто-платформ, таких как zixcrypto.com, и поделиться опытом разработки антифрод-системы для таких сервисов.

Читать далее

Flare-On 11: Task 7 (2024) – Анализ и криптовзлом

В этом разборе подробно рассматривается решение седьмого задания, сочетающего реверс-инжиниринг и анализ .NET Native AOT-приложения, создание FLIRT-сигнатур и криптоанализ эллиптической кривой.
Порядок генераторной точки оказался составным, что позволило применить метод Полига–Хеллмана и восстановить приватные ключи. После расшифровки сетевого трафика был извлечён флаг.
Эта задача удачно объединяет технический анализ исполняемого файла с практическим применением методов криптоанализа.

Читать далее

Российский новый университет подключился к «РосНавыку»

9 июля для ректората Российского нового университета (РосНОУ) при поддержке Университетского консорциума исследователей больших данных прошёл семинар сервиса «РосНавык». Этот мониторинговый сервис представила Дарья Олеговна Дунаева, менеджер проекта, ведущий аналитик научно-исследовательской лаборатории прикладного анализа больших данных Томского государственного университета.

Читать далее

Программно-определяемые радиосистемы SDR Hack RF One и др — что лучше — оригинал, российское изделие или китайский клон?

Мир радиосистем довольно сильно изменился после появления такого понятия, как SDR - software defined radio - программно-определяемые радиосистемы (ПОР).

SDR (ПОР) - это система радиосвязи , в которой компоненты, традиционно реализованные в аналоговых аппаратных средствах (например, микшеры, фильтры, усилители, модуляторы/демодуляторы, детекторы и т.д.) вместо этого реализуются с помощью программного обеспечения на компьютере или встроенной системе. Работы над SDR велись ориентировочно с 1970х годов, существовал ряд проектов по этому направлению. Но все они были дорогими, и далеко не для всех.

И только в 200х было обнаружено, что USB адаптеры DVB-T с контроллером и тюнером Realtek RTL2832U и Rafael Micro R820T и ценой 10-20$ могут использоваться в качестве широкополосного 3 МГц SDR-приемника.

Читать далее

Закон Грема или как отправить под санкции пару миллионов человек (не только граждан РФ)

В связи с очередным "геополитическим обострением" все больше слухов ходит о возможном принятии закона, внесенного группой сенаторов, более известного в медиа как "закон Линдси Грэма". Проект этого закона выложен на сайте конгресса США и доступен для ознакомления (но, не для комментирования).

К сожалению, достаточно часто в прошедшие годы санкционные режимы принимались неизбирательно, "по-площадям", и под прямые санкции попадали люди которые давно не жили в России, обладали двойным гражданством или даже не обладали гражданством РФ вообще. Самые известные случаи были в области авиационного и банковского законодательств ЕС. Поэтому мне было интересно проанализировать "закон Грэма" на предмет подобных подводных камней.

В целом, проект закона вызывает ощущение, что его "целевой аудиторией" (то есть целью санкций) действительно являются высшие должностные лица России, лица оказывающие поддержку армии России и государственные структуры РФ. В законопроект даже введен официальный термин "oligarch" (расшифровка этого термина феерична "as defined and identified by the President"). Однако, одна из формулировок этого законопроекта, вызывает серьезное беспокойство в частности применения данного закона к людям, давно не имеющим никаких связей с РФ.

Попасть в список OFAC

Реализация полиморфизма без virtual на C++: концепты, трейты и Ref

Как был переработан подход к полиморфизму в C++?фреймворке Flox: замена virtual на статически сгенерированные vtable с концептами. В статье описана архитектура, проблемы, решение и метрики прироста производительности.

Читать далее

Клининг чистых помещений для электроники: патентный анализ

Чистое помещение (cleanroom) – это такое пространство, в котором контролируется концентрация аэрозольных частиц и которое спроектировано, построено и эксплуатируется так, чтобы свести к минимуму поступление, выделение и удержание частиц в нем. Чистая зона (clean zone) – определенное пространство, в котором контролируется концентрация аэрозольных частиц и которое построено и эксплуатируется так, чтобы свести к минимуму поступление, выделение и удержание частиц в нем. О том, где их применяют и, разумеется, патентном аспекте мы и расскажем в нашем материале. 

Читать далее

Безопасные «дозы» Солнца

Не смогу привести точные ссылки на этих врачей, но вот буквально за месяц слушал двух авторитетных спецов и сказал каждый из них следующее:

В нашей полосе что бы получить витамин Д в достатке, надо очень долго, часами находиться на Солнце.

Нет, в нашей полосе достаточно даже открытой шеи и рук и 30 минут, что бы получить дозу витамина Д.

А как реально? Используем снова научный метод, нужны реальные научные работы узких специалистов. Вопрос не праздный, а животрепещущий - только в США фиксируется по 5 400 000 случаев рака кожи в год. https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC9272582/ Sun Exposure, Tanning Behaviors, and Sunburn: Examining Activities Associated With Harmful Ultraviolet Radiation Exposures in College Students - по сути верный путь к раку кожи, это почаще получать солнечные ожоги.

Читать далее

[Перевод] Ликбез по UseCase’ам Android: от базовых реализаций до мультипровайдерных и многомодульных систем — Часть 2

В этой части мы обсудим многомодульный подход к реализации нашего примера с оплатой. А в заключительном разделе мы поговорим о том, как поддерживать сбалансированную Чистую архитектуру, избегая оверинжиниринга.

Читать далее

Почему айтишники отбирают у нас технологов

Как IT и онлайн-курсы перетягивают выпускников пищевых вузов — и что с этим делать
Привет. Меня зовут Константин Деревсков, я управляю консалтинговой компанией «Старт качества». Мы 3 года помогаем предприятиям пищевой промышленности выстраивать процессы, внедрять стандарты и адаптировать персонал.

Недавно мы с коллегами из hh.ru провели исследование: посмотрели, что происходит с наймом технологов и других квалифицированных специалистов в пищевой отрасли. Цифры говорят сами за себя: дефицит специалистов в индустрии — один из самых серьезных за последние годы.

Эта статья — для эйчаров, руководителей производств, инженеров, работающих в пищевой промышленности, а также тех, кто интересуется реальной ситуацией в индустриях. Здесь расскажу, что показало исследование, почему молодые специалисты массово уходят в IT и можно ли с этим что-то сделать.

Читать далее

UzePhone — как UzeBox, но только телефон

Я очень надеюсь, что не довёл ещё @bodyawmдо белого каления постоянными упоминаниями — но мимо этого я пройти, конечно, не мог. Как вы все помните, я сам что?то пытался изобразить на тему «кастомизируемого телефона?звонилки». Я давно обещал выложить свои наработки, но даже просто вспомнить, на чём я там сломался N лет назад — уже труд немалый, и если бы не активность единомышленника в этом направлении, которая меня стронула, сподвигла и стриггерила — стронуться, наверное, так бы и не смог. Особенно учитывая тот прискорбный факт, что я открываю свои собственные записки на эту тему и не понимаю там ни слова — положите на могилку Элджернона, что на заднем дворе, хотя бы пару цветочков...

ПЩЩЩЩЩЩ! (контакт белого каления и клавиш)

Мониторим ONU/ONT с помощью Python/Flask и snmpwalk

Всем привет. Я сетевой инженер в интернет провайдере. В данном посте я расскажу, как я сделал для техподдержки инструмент, для мониторинга абонентских ONU на Python. И избавился от кучи ручной работы.

Читать далее

goYSDA: Как мы в ШАДе переизобрели и сделали непрерывную игру Го, выкинув из него сетку

Привет, Хабр!

Все мы знаем Го — глубокую, медитативную игру на доске 19x19. Камни, пересечения, территории... А что, если выкинуть саму сетку и разрешить ставить камни куда угодно в пределах доски?

Мы в команде YSDA (Yandex School of Data Analysis или Школа Анализа Данных, ШАД) задались этим вопросом и решили проверить. Получилось азартно, хаотично и, что самое главное для нас как разработчиков, — чертовски интересно с точки зрения алгоритмов.

В этой статье я расскажу, как мы реализовали эту идею на Python и Pygame, с какими геометрическими головоломками столкнулись и как Диаграмма Вороного помогает считать очки в реальном времени, превращая статичную доску в живое поле битвы.

Погрузиться в игру →

Чем различаются ОС IBM мейнфрейм и ОС х86

Это статья в формате вольного пересказа более чем сорокалетнего периода работы с разными ОС, главным образом с ОС мейнфрейм, и размышлениями об их сходстве и различиях (в большей степени о различиях, конечно).

Многие популярные ОС выполняются на серверах (речь в статье пойдет исключительно про серверные ОС) х86 (Intel, AMD). Это Линукс разных мастей и названий, и Windows. В силу уклона российского образования в сторону инфраструктур на основе х86 у многих айтишников есть твердое убеждение, что то, как написаны известные ОС, это единственный вариант, как ОС и могут быть написаны. Попытки писать свою, российскую, ОС сводятся к написанию очередного Линукса.

Но есть и другие, современные ОС, выполняющиеся не на х86 платформе. Это одна из ОС IBM мейнфрейм (МФ), называемая z/OS. IBM МФ — тоже весьма современная техническая платформа. В апреле этого года IBM анонсировали новое поколение z17, т. е. семнадцатое поколение, начавшее свою историю в далеком 1964 году.

Читать далее

Современная психотерапия. Краткий обзор

Всех приветствую. С вами на связи психолог Заушицын. На мысль о написании данной статьи меня подталкивает огромный массив различных течений, направлений, школ психотерапии и личное желание внести ясность в процесс преобразования собственной психики и психотерапевтической работы.

В психологии, в настоящее время действительно сложилась такая ситуация, что каждый специалист «понимает» эту тему по-своему и нет единого мерила эффективности проведённой терапии. Присутствует некая вакханалия различных мнений, авторитетов, течений переплетённая со своим личным пониманием и интерпретацией этого понимания через свой опыт, чужие знания, верования и всё вот это вот «месиво».

В данном видео и в целом я не претендую на истинность в последней инстанции и какую либо научную обоснованность, потому что не могу в настоящий момент называть себя учёным, но могу сказать, что являюсь человеком который в достаточной степени разобрался как находить и убирать мусор из собственной психики и энтузиастом, которому действительно интересна тема психологии, психотерапии, возможностей человеческого разума, сознания, в контексте применения к обучению, освоению новых навыков и адекватного поведения в различных контекстах.

Одной их Ключевых и фундаментальных вещей, с которой работает психология как наука и психологи, в частности, является «ожидания человека»!

Я предлагаю вам задуматься над этой фразой и попытаться представить себе, что ожидания — это некий информационный объект, находящийся в вашем сознании, имеющий конкретную форму, объём, эмоциональную наполненность и он достаточно конкретен и точен! Но, его никаким образом невозможно измерить и пощупать приборами, которые предоставляет современная наука. Что никоим образом не мешает представить его в своём воображении, используя своё сознание и совершить с ним различные изменения. Это одна из основных сложностей в познании психологии — потому что объект исследования является информацией, находящейся внутри человека в форме образов и эмоций. Как это измерить современными методами исследования — мне неизвестно. Чаще всего измеряют изменение поведения исследуемых людей и изменение процессов, протекающих в мозге, либо в теле. Но видимо, это не сильно помогает разобраться в сути вопроса. Потому что изменения и влияние отследить можно, а исследовать эмоции и образы через наблюдение за мозговыми волнами, электрическими импульсами и другой мозговой активностью или активностью тела видимо не выходит. Поэтому каждый трактует понимание психологии по-своему.

Читать далее

Hibernate. Оптимизму здесь (не) место. Блокировки в БД

Привет, Хабр! 

Сегодня мы рассмотрим работу блокировок в базах данных, уделив особое внимание оптимистичному подходу и его реализации во фреймворке Hibernate.  

Сначала я решил сделать схему, которая покажет, как происходит блокировка в базе данных при запросе на обновление внутри какой-либо транзакции. Но в разных базах это происходит по-разному. И чем глубже изучаешь этот вопрос, тем больше находишь отличий. Поэтому я для начала просто приведу красивую картинку, как ИИ видит оптимистичные блокировки. А чтобы совсем не оторваться от реальности, расскажу, как это происходит на примере Postgres.

Читать далее

Готовимся к собесу: positional encodings в 2025 году

Если вы до сих пор считаете, что positional encoding в трансформерах — это знаменитые sin/cos из статьи 2017 года, то боюсь, что собеседование для вас закончится автоматическим реджектом.

Позиционное кодирование заметно эволюционировало с момента появления оригинальной статьи о трансформерах. В современных LLM и моделях компьютерного зрения, таких как FLUX, уже давно не используется классическое sin/cos-кодирование.

Читать далее

[Перевод] Война за таланты в сфере ИИ

Покойного Стива Джобса нельзя назвать «man of letters»(литератор), но он определенно любил писать резкие электронные письма.

Читать далее

Анализ уязвимости CVE-2025-27736 в Power Dependency Coordinator

Данная статья посвящена багу в Power Dependency Coordinator (CVE-2025-27736), запатченному Microsoft в апреле этого года.

В описании CVE сказано, что баг связан с раскрытием информации (адресов ядра).

Exposure of sensitive information to an unauthorized actor in Windows Power Dependency Coordinator allows an authorized attacker to disclose information locally.

https://msrc.microsoft.com/update-guide/vulnerability/CVE-2025-27736

Exploiting this vulnerability could allow the disclosure of certain memory address within kernel space. Knowing the exact location of kernel memory could be potentially leveraged by an attacker for other malicious activities.

В контексте изменений Windows 11 24H2 с ограничением NtQuerySystemInformation для определения адресов объектов, баги такого типа становятся еще более актуальны, поэтому мне стало интересно посмотреть пример такой уязвимости.

Из инструментов потребуются IDA Pro, BinDiff, WinDbg, для тестирования - Windows 11 или Windows 10 x64 с обновления до апреля 2025 (для тестирования работоспособности PoC) и актуальными обновлениями (для тестирования PoC после обновления).

Читать далее

ElBear ACE-Uno — первый запуск в Mac OS

В статье рассмотрим, как начать работу с ElBear ACE-UNO в Mac OS. Постарался для вас сделать выжимку, чтобы можно было скорее приступить к работе с платой и потратить на это на пару-тройку суток меньше)

P.S. Для пользователей Windows статья также может быть полезной.

Читать далее

Выбираем базу данных правильно! Чек-лист на все случаи жизни

Выбор базы данных — это как выбор инструмента: молотком не закручивают шурупы, а гаечным ключом не забивают гвозди. Чтобы не ошибиться, давайте разберёмся, какие бывают базы данных, чем они отличаются и когда их стоит использовать.

Читать далее

Flutter + Cursor: настройка background agent

Если вы предпочитаете использовать Jules (Google AI Agent ), пожалуйста посмотрите эту статью.

Краткая история — недавно Cursor добавил возможность запускать AI Агентов с помощью которых можно работать с задачами на фоне, точно в таком же окружении, как на своем компьютере.

Поскольку агент запускается в ubuntu контейнере, то лучше всего его настроить заранее.

Начнем!

Читать далее

← 8 июля 2025          10 июля 2025 →          А сегодня?