Matrix Reloaded: зачем дата-сайентисту линейная алгебра

Зачем дата-сайентисту векторы, матрицы и собственные значения? В статье Марии Жаровой, ML-инженера Wildberries и автора канала Easy Data, — простое объяснение, как линейная алгебра помогает понимать, что происходит внутри моделей машинного обучения. Без доказательств и зубрежки: только визуализации, реальные кейсы и примеры из практики.
Читать далееЗапускаем несколько интерпретаторов в коде на Python — невероятная скорость

5 июня 2025 года был принят PEP-0734. Судя по информации на официальном сайте, он является продолжением PEP-0554. Этот PEP предлагает добавить новый модуль, interpreters, для поддержки проверки, создания и запуска кода в нескольких интерпретаторах в текущем процессе. А если идти дальше, то он является частью PEP-0684, которые предлагает один GIL на интерпретатор.
Несколько полноценных интерпретаторов работающих рядом. Какие плюсы?
Один процесс;
Один тред, но руками можно создавать еще;
По GILу на интерпретатор, все еще можно получить плюшки настоящей многозадачности по сети;
Работает с asyncio.
В этой статье вы узнаете как работает эта фича под капотом и в реальном питоне. Приятного чтения!
Читать далееТоп-5 сервисов для решения школьных задач по математике: лучшие нейросети 2025 года

Когда я учился в школе, самым передовым способом разбирать темы, которые плохо дались на уроке, был сайт с ГДЗ. Ну или, если повезло, — «Знания», где добрые души пытались объяснить, откуда берётся загадочный икс. Но как же было бы здорово, если бы там быстро отвечали на все вопросы и разбирали каждый шаг — ещё и на другие шаги!
Теперь, с появлением нейросетей, достаточно сфотографировать задачу — и алгоритм не только решит её, но и подробно объяснит всё, что вы спросите. Понятное дело, что со стандартной школьной программой они справляются неплохо. Но сегодня мы решили пойти чуть дальше: протестировать нейросети не только на типовом задании, но и на олимпиадной задаче.
Мы взглянем на пятерых цифровых математиков. Посмотрим, на что они действительно способны. И пришло ли время, когда эра ГДЗ остался в прошлом, а его место заняли алгоритмы?
Приятного чтения!
Читать далееПуск LittleFS (NVRAM с запретом до-записи flash)

Надо запустить NVRAM на микроконтроллере, где нет возможности дописывать интервалы памяти.
В этом тексте я показал как организовать NVRAM на основе широко распространенного программного компонента LittleFs.
Читать далееCache-Augmented Generation (CAG) — как альтернатива RAG

Привет, чемпионы! Сегодня расскажу про очень интересную вещь, которая в определенных ситуаций, может быть выгоднее, чем RAG, а также свой опыт в проведении R&D данной технологии и с помощью какой надстройки можно усилить RAG, чтоб прийти к середине между CAG и RAG.
В настоящее время существует множество техник для улучшения качества ответов LLM при работе с частными или корпоративными данными. В этой статье я постараюсь кратко и понятно объяснить:
• что такое CAG
• в каких случаях он действительно применим
• с какими подводными камнями столкнулись мы, а можете и вы при его использовании,
• и какую надстройку можно внедрить в RAG, чтобы приблизиться к эффективности CAG, не теряя гибкости ретривера.
Читать далееНе Pgbouncer, но пулер. Не Odyssey, но с корутинами

Если вы настраивали отказоустойчивый кластер Postgres, то сталкивались с необходимостью перенаправления пользовательского трафика на пишущий узел после аварии на основном узле и переключения на резервный. Мы разработали расширение Proxima, которое снимает необходимость в настройке и администрировании дополнительного программного обеспечения.
Разработчик программного обеспечения Postgres Professional Тофиг Алиев расскажет, как мы делали Proxima, какие архитектурные решения заложены в расширение, почему мы выбрали именно такой подход. Разберет тонкости реализации, которые позволили нам обрабатывать более 10 тысяч одновременных клиентских сессий. Рассмотрит примеры использования и ответит на вопросы.
Читать далее«Ratchet & Clank» — угасающий привет из прошлого

Бывшие видеоигровые «маскоты» сегодня переживают не лучшие времена. За исключением усатого водопроводчика Марио, который стабильно остается релевантным и находит пути совместить основы и инновации, Крэш, Спайро, Банджо и Мастер Чиф сегодня находятся в забытьи. Некогда самые узнаваемые персонажи, своим видом привлекавшие миллионы покупателей к той или иной приставке, остались за бортом индустрии, поскольку разработчики не смогли адаптироваться к новым реалиям индустрии.
Даже когда принимались попытки их воскресить (а с «Halo», например, это происходит до сих пор), результаты не удовлетворяли либо игроков, либо инвесторов, либо и тех, и других.
Рэтчета и его железного друга Кланка постигла похожая судьба. С той лишь разницей, что c качеством у последних игр про некогда легендарных персонажей бренда PlayStation все в порядке. Я не застал «R&C» в период расцвета серии, и познакомился с ней благодаря ремейку/ребуту 2016 года. Дальше был «свежий» «Rift Apart» и, наконец, сам оригинал. Перед тем как дальше исследовать глубины франшизы, я решил остановиться и определить для себя, почему у настолько захватывающей геймплейно и технически франшизы так мало шансов на будущее.
Now even the computers are charging us?!Unity: корутины и UniTask — когда что использовать

Сравнение корутин и UniTask в Unity.
Узнай, когда использовать каждый подход, как обрабатывать ошибки и улучшить производительность игр. Практические примеры кода.
В статье ты найдешь:
• Что такое корутины и UniTask
• Сравнение производительности
• Обработка ошибок
• Отмена операций
• Работа с ECS
• Когда что использовать
Обзор All flash массива Qsan XF5226D

Прошло уже почти 4 года с момента выхода предыдущей модели All flash массивов (AFA) от Qsan. Вроде бы и не такой большой срок по житейским меркам. Однако, для мира IT это – просто пропасть. Отчасти поэтому Qsan, стараясь быть в тренде, выпустил новое, уже третье по счету, поколение AFA, краткий обзор которого мы предлагаем вашему вниманию.
В отличие от предыдущей серии AFA, состоящей из единственной модели XF3126, новая серия будет иметь более разнообразный модельный ряд. Флагманская модель среди новых AFA – это XF5226. И на момент написания статьи пока что только эта модель доступна к заказу. Позднее также будут доступны модели из младших линеек с чуть более упрощенной аппаратной частью, но зато с более привлекательной ценой.
Читать далееАрхитектура Neon: как устроен cloud-native PostgreSQL в Kubernetes

Привет, Хабр! Меня зовут Алексей Быков, я занимаюсь развитием cloud-native-платформы для обработки данных Arenadata One (AD.ONE). В этой статье мы поговорим о neon-kubernetes-реализации PostgreSQL, её устройстве, особенностях и о том, почему классический подход к Postgres в Kubernetes не позволяет в полной мере использовать преимущества гибкой облачной инфраструктуры.
Тема не новая и активно развивается: уже давно существуют операторы (Zalando, Crunchy Data, CloudNativePG) для автоматизации развёртывания Postgres в Kubernetes. Однако они сохраняют монолитность базы, когда данные по-прежнему жёстко связаны с узлами, а горизонтальное или вертикальное масштабирование требует ручной настройки и остаётся непростым процессом. Подход Neon основан на полном разделении вычислений (compute) и хранилища (storage), что даёт нам возможность взглянуть на использование PostgreSQL в облаке по-новому, как на сервис с возможностью динамического масштабирования, мгновенного запуска инстансов, изолированных веток (branching) и других возможностей без необходимости в сложной инфраструктурной обвязке.
1000 Postgres в одном K8sОт хаоса к порядку: построение системы автотестов в условиях минимальных требований

Привет! Меня зовут Александр, я SDET-специалист в SimbirSoft. В этой статье я расскажу, как можно покрыть разрабатываемую часть проекта автотестами на ранних этапах его разработки, если в команде отсутствуют аналитики и присутствуют задокументированные требования только по основному функционалу. Эта статья будет интересна как джунам, так и техническим специалистам middle и выше, а также руководителям команд (team leads) и техническим лидам (tech leads).
Я поделюсь тем, как в такой ситуации были настроены процессы в нашей команде. Мы работаем над проектом с утвержденной микросервисной архитектурой с внутренними и внешними сервисами. Команда работает по Scrum-методологии и состоит из тимлида, разработчиков сервисов, QA и SDET-специалистов. От заказчика поступила лишь основная информация о том, что должен делать продукт и на каких платформах его можно будет использовать. Именно эта информация и была задокументирована в виде требований.
Читать далееЧто нового в Wayland 1.24 и почему это важно для пользователей Linux

Wayland — не просто очередной протокол, а попытка заново выстроить графическую систему Linux: проще, безопаснее и с учетом современных требований. 7 июля 2025 года вышел стабильный релиз Wayland 1.24 — результат 13 месяцев разработки и еще один шаг к зрелой альтернативе X11. Он включает важные улучшения, усиливающие позиции Wayland как преемника X11.
Давайте разберем, какие новшества появились, как они влияют на популярные окружения рабочего стола GNOME и KDE и почему это важно для пользователей, разработчиков и системных администраторов.
Читать далееРабочая точка биполярного транзистора

TL;DR: рассказываю и показываю на графиках, без формул, основу понятия рабочей точки биполярного транзистора. Используя интерактивную модель в веб-симуляторе электроники, соберу простой транзисторный предусилитель.
Читать далееКак я зарегистрировал CVE и разозлил вендора

Статьи про багхантинг часто говорят о пользе для резюме, багбаунти, повышении безопасности продуктов, доступе на закрытые мероприятия. Информация о проблемах во взаимодействии с разработчиками в процессе багхантинга упоминается лишь изредка (и часто - вскользь). Но, это тоже важная часть багхантинга: начинающим бахгантерам полезно знать, с какой реакцией разработчиков они могут столкнуться. Всё-таки, это определённая психологическая нагрузка. Я хочу показать на личном примере прекрасную иллюстрацию того, насколько различны в оценке проблемы разработчики и багхантер. Случай уникален тем, что мне удалось задокументировать многие тезисы разработчиков в их первоначальном виде (в т.ч. попытку отозвать CVE). И подсветить важный момент: уже сам факт оформления CVE по проблеме, которую вендор не признаёт, может вызвать раздражение у вендора.
В статье покажу этапы, очень похожие на стадии принятия Кюблер-Росс (отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие), которые я наблюдал у разработчиков в процессе нашего с ними общения. Мы пройдём путь от отрицания наличия проблемы, через благодарность за информирование (о проблеме) до негодования в адрес MITRE и мой адрес.
Дисклеймер: в статье приведены скриншоты из моих личных переписок с разработчиками. Публикация таких переписок одной из сторон не требует согласия другой (согласно законодательства РФ).
Читать далееКак законы механики и математики помогли нам с балансировкой нагрузки в 300K RPS

Всем привет! Меня зовут Никита Звонарёв, я работаю в команде Яндекс 360 и занимаюсь разработкой бэкенда Яндекс Мессенджера. В статье я расскажу о том, как устроен наш ключевой сервис Fanout, через который проходят все запросы чатов, и как наша команда шаг за шагом дорабатывала алгоритмы балансировки, чтобы выдерживать сотни тысяч RPS без сбоев и утренних страданий дежурного инженера.
Fanout можно считать сердцем Мессенджера: он отвечает за такие запросы, как «выдать историю сообщений чата», «обработать отправленные сообщения», «посчитать количество непрочитанных сообщений» и тому подобное. Fanout держит большую нагрузку — несколько десятков машин обрабатывают более 300 тысяч RPS. Сервис написан на C++, а его особенность в наличии собственной системы балансировки нагрузки. Долгое время она работала хорошо, но в какой?то момент команда столкнулась с трудностями — расскажу о том, как мы их разруливали.
Читать далееPCSEL: лазеры и фотонные кристаллы

Научная фантастика является источником множества невероятных технологий, некоторые из которых уже давно перебрались в наш реальный мир, другие же пока остаются на страницах книг. Какие-то из этих технологий имеют очень специфическое описание, функционал и, как следствие, не так популярны среди читателей, но есть и те, без которых невозможно представить выдуманный футуристический мир: роботы, телепортация, гипердвигатели, клонирование, голограммы, лазеры и многое-многое другое. Касательно лазеров, то они во многом изменили наш мир, став неотъемлемой частью многих устройств, используемых как в быту, так и в лабораторных условиях. Человек может знать крайне мало о лазерах, но одно известно практически всех — они опасны. Ожоги и потеря зрения одни из самых распространенных травм при работе с лазерами, степень повреждений варьируется от мощности лазера. Но что если сделать лазеры безопасными, сохранив при этом их эффективность? Именно это и сделали ученые из Иллинойсского университета (США). Они создали первый в мире кристаллический лазер, который работает при комнатной температуре и является безопасным для глаз. Как именно им это удалось, и на что способен новый безопасный лазер? Ответы на эти вопросы мы найдем в докладе ученых.
Читать далееИстория K2 Cloud: эволюция от провайдера до партнёра

Когда вы слышите «облачный провайдер», что первое приходит в голову? Компания, которая предоставляет виртуальные ресурсы и с которой приходится разговаривать строго по шаблону? Но чтобы решения действительно работали, нужен не поставщик, а партнёр — тот, кто погружён в вашу инфраструктуру, анализирует, советует, помогает.
Мы в K2 Cloud не всегда были такими. Наш путь начался более 15 лет назад, и сначала мы были просто провайдером. Но время, опыт и сотни проектов изменили всё: мы прошли путь от первого ЦОДа до облачной платформы собственной разработки с партнёрскими услугами под любой запрос бизнеса. И сегодня я расскажу, как это было — без маркетингового шума, просто как есть.
Меня зовут Кирилл Бойко, я технический директор K2 Cloud, и в облаках (в хорошем смысле) — давно.
Читать далееСтроим PaaS внутри крупной компании: опыт ВКонтакте

Со временем в каждой крупной IT-компании накапливается критическая масса однотипных решений для рутинных задач, а также сервисы и библиотеки, написанные на разных языках. Сначала кажется, что это круто: каждый волен выбирать инструменты под себя и свою задачу. А потом становится очевидно, что разнообразие — это хорошо, но не для поддержки и развития десятков, а то и сотен продакшен-сервисов. Мы ВКонтакте остро ощутили это сейчас, когда масштабно перестраиваемся и переходим к сервисной архитектуре.
Читать далееЗанятия программированием и обучением шагающего двуного мини-робота в кружке от Центра робототехники Сбера

С помощью проекта мы приглашаем университетское сообщество Москвы — студентов, магистров, аспирантов, лаборантов, профессоров и преподавателей — получить опыт в современной робототехнике. Также мы создаём российские учебные материалы по шагающей робототехнике от конструкции, электроники и программного обеспечения до reinforcement learning.
Читать далееДорожная карта развития архитектора ПО: что нужно знать с точки зрения рынка

Представьте профессию, в которой нужно одновременно мыслить как инженер, говорить как консультант и чувствовать бизнес как продакт. Архитектор ПО — это не просто старший разработчик с модным названием должности, а человек, который соединяет технологии, людей и цели в устойчивую, масштабируемую систему. Но какими навыками он должен владеть сегодня, чтобы быть действительно востребованным?
Привет, Хабр! Меня зовут Любовь Кулева, я руководитель отдела разработки и методологии Учебного центра IBS. В этой статье расскажу об актуальных навыках, необходимых современному архитектору ПО. Свой список мы взяли не с потолка и не запросили у нейросети — он появился в результате глубокого исследования требований рынка, который был проведен при разработке курса «Архитектор ПО. Путь к мастерству в проектировании систем». Мы опросили практикующих ИТ-экспертов, проанализировали более 16 000 реальных проектов IBS, оценили матрицу компетенций и запросы заказчиков, а также провели свыше 200 продуктовых интервью с B2C- и B2B-клиентами из разных отраслей, включая телеком, банкинг и ИТ-аутсорс. Семантический анализ 100+ вакансий крупных ИТ-компаний и собранных CustDev-отзывов сделали с использованием языковой модели GPT-4o, а затем вручную составили карту компетенций, которая затем легла в основу программы профессиональной переподготовки.
Читать далееE3.S вместо U.2: почему серверы переходят на новый формат NVMe

Форм-фактор 2,5 дюйма (U.2), изначально созданный для жестких дисков, не справляется с растущими требованиями к скорости, плотности и тепловым характеристикам современных флеш-накопителей.
На смену U.2 приходит EDSFF E3 — новый стандарт, разработанный специально для серверных SSD. В этой статье подробно разберем его технические возможности, влияние на серверные платформы и доступные на рынке решения. А еще расскажем, как он изменит подходы к проектированию серверных систем.
Читать далееПочему промышленность — это второе лучшее применение для AI (первое — создание мемов с котами)

AI — это дикий хайп. Все про него говорят. Если ты на этой неделе еще не сказал хоть что-то про нейросети, то ты, как Брежнев: медленный, смешной и ретро. Помнят тебя только бумеры, да и то не все. Но значит ли это, что AI не приносит пользу? Доказываю: приносит. Причем в таких тяжелых областях, как энергетика, производство и металлообработка.
Читать далееАвтомобиль, который думает за водителя: разбираем современные системы ADAS

Всем привет! Это Илья Стариков, я работаю ведущим бизнес-аналитиком в MWS. Мое направление — HMI (Human Machine Interface), оно связывает работу систем автомобиля с пользовательским опытом. В предыдущей публикации я показал, как развивались системы управления автомобилями с 1904 года до наших дней. Сегодня обсудим, какие летом 2025 года есть технологии для частично беспилотного вождения и к чему готовиться в будущем. Погнали!
Читать далееДень рождения Kotlin и релиз нового HTTP-клиента для IntelliJ IDEA в Open Source

День рождения Kotlin уже на следующей неделе! Мы не могли обойти это замечательное событие стороной и решили провести прямую трансляцию, посвященную ему.
Мероприятие пройдет онлайн 22 июля, в 17:00 (МСК), на YouTube, VK и RUTUBE каналах Amplicode. Участие абсолютно бесплатное.
Главное – зарегистрироваться, чтобы получить на почту ссылки на трансляцию и файл .ics для добавления события в календарь.
Читать далееPuter.js: бесплатный бэкенд для сайтов, приложений и игр

В 2024 году после трёх лет разработки вышла первая версия Puter OS — «операционной системы для веба». Эта опенсорсная платформа по замыслу напоминает CasaOS, которую мы недавно рассматривали, но есть ряд отличий, и она гораздо интереснее.
Puter OS более ориентирована на разработчиков, предоставляя бэкенд, файловое хранилище, облачные вычисления и доступ к ИИ (GPT-4o, o1, o3, o4, Claude 3.7 Sonnet, Llama, Amazon Polly, and Dall-E) совершенно бесплатно для сторонних приложений и сайтов, если добавить туда библиотеку puter.js
.
Конечным пользователям Puter OS предлагает единый интерфейс «операционной системы» с десятками тысяч веб-приложений на виртуальном «рабочем столе» (демо, КДПВ).
Читать далееProcess Mining Office (PMO) — новые возможности на платформе SimpleOne
Современные компании все чаще сталкиваются с проблемами невысокой эффективности операционных процессов, в частности — в сфере управления ESM. В условиях цифровизации и высокой конкуренции важно не только автоматизировать процессы, но и понимать, как они реально работают, где происходят задержки и какие узкие места мешают их оптимальному функционированию. Именно тогда и приходят на помощь решения класса Process Mining.
Читать далееПочему летом выходит так мало игр? Нашли 5 причин

Из года в год летняя пора не балует геймеров громкими новинками, ради которых хочется перенести отпуск и остаться на пару недель у любимой PlayStation или Xbox. Почему так происходит и меняется ли индустрия — разбираемся в небольшом аналитическом материале.
Читать далееКлетка 23. Искусственная кровь
20 ноября 79 года больному человеку впервые в мире была перелита искусственная кровь. Это событие и сегодня остается важной вехой в медицине. С тех пор больные и медики могут меньше беспокоиться, проводя процедуру трансфузии (переливания). В частности, беспокоиться о совместимости крови. Ведь искусственная жидкость, как считается, подходит любому пациенту. К тому же ее гораздо проще сохранять. Снижает риск заражения вирусами.
Потребность в гемотрансфузиях с каждым годом растет, а заготовка донорской крови оказывается все более проблематичной. Годовая потребность в человеческой крови составляет 150 млн литров. Кровь необходима в самых различных случаях: женщинам с осложнениями во время беременности и родов, детям с тяжелой анемией, часто возникающей в результате эпидемий или голода, жертвам несчастных случаев, хирургическим и онкологическим больным.
Несмотря на проводимую в течение последнего десятилетия ограничительную тактику применения гемотрансфузий, в России сохраняется большой дефицит эритроцитной взвеси. Становится все более очевидным, что решение проблемы лежит в концентрации научных и материальных усилий на создании искусственного заменителя крови биосовместимой среды с приемлемой кислородтранспортной функцией.
Автоматизация для всех: как n8n революционизирует рабочие процессы в бизнесе

До 2022 года я думал, что автоматизация — это удел только крупных компаний. Но в 2022 году я открыл для себя n8n, и всё изменилось. Теперь я автоматизирую рутинную работу, отчёты и даже целые бизнес-процессы — иногда менее чем за 30 минут. Вот как это работает, что меня удивило и что вы можете попробовать уже сегодня.
Читать далееПоддержание консистентного состояния в stateful сервисах при масштабировании

Всем привет! В этой статье я хочу разобрать довольно-таки интересную и в то же время сложную тему - "Поддержание консистентного состояния в stateful сервисах при масштабировании".
Читать далееС чего началась РНК-ДНК и, значит, жизнь

Вопрос для начала поставлю так — почему абсолютное большинство планет шарообразное? Ну например в Солнечной системе все планеты это большие шары. Были ведь не настолько шарообразные, могли быть? Ответ — могли, но у планет которые были менее правильной формы, было менее стабильное вращение. Это принцип дарвиновского отбора буквально на космическом масштабе. Мы вокруг наблюдаем всё так хорошо работающее, потому что оно миллиарды лет выживало?сохранялось. А то что не сохранилось, мы наблюдать не можем — оно сгинуло, например планеты неправильной формы либо улетели из Солнечной системы, либо банально утопли в Солнце, ну или врезались в другие планеты и потом улетели осколками?кусками.
Жизнь в основе своей это «повторяющее себя соединение белков и кислот с прочими углеводами. Вот это надо в голове держать, не отвлекаясь на изумительные глазки, ручки и умение рисовать картины. В базе люди либо размножаются, либо вымирают.
Дальше — жизнь ( во всяком случае на Земле, а другого нам не известно ) умеет размножаться только через систему копирования генов в ДНК. Одна проблема — ДНК без РНК вообще никак не работает, но РНК явно намного примитивнее по возможностям и сложности, чем ДНК. Но ДНК упорно копирует всю информацию про расположение?порядок генов на рнк и после через него размножается, ну это упрощённо говорю. Словно вместо флешки, ДНК насильно впихивает всё в упрощённом виде на дискету в 64 кб и после снова копирует флешку.
К тому же ДНК явно не могла прорваться как копирующая машинка через дарвинизм, она слишком сложна, многосоставная и кучу всего умеет, словно это мышка, а нам нужно найти как разом появилась мышка. Это не возможно. А если обратить внимание на РНК, всё становится понятнее.
Читать далееThreeJs — основы

Привет, хочу рассказать основу о том как быстро начать пилить продвинутые приложения с 3d моделями.
Для того чтобы лучше понимать контекст последующего материала ожидается что у тебя уже есть знания js, а также react.
Что такое CPA, CPC, CPI, CPS, CPM в маркетинге и стоит ли анализировать нейросетями?

Помните свои ощущения, когда вы впервые столкнулись с метриками? Я — да. Тогда перед глазами была куча цифр, интерфейс рекламного кабинета вызывал стресс, и ты просто действовал по логике — куда кликать, где подешевле, на что трафик лучше идёт. Как потом оказалось — слил весь бюджет на ровном месте. Просто потому что не знал, куда смотреть и какие цифры реально важны.
Читать далееКак мы делаем электронику и ПО: кое-что о внутренней кухне контрактной разработки

Привет! Меня зовут Андрей, я технический директор в компании КЕДР Solutions. Мы занимаемся контрактной разработкой электроники и программного обеспечения. “Рисуем” платы и кодим уже больше 10 лет!
В этом материале я решил приоткрыть завесу тайны и рассказать о некоторых особенностях нашего ремесла. Я раскрою специфику нашей внутренней кухни и приведу несколько примеров из нашей практики, как разработка электроники выглядит в реальной жизни. Буду также рад почитать в комментариях о том, как работают другие команды. Затрону следующие вопросы:
Читать далееПочему конкуренты знают о вас всё, или Как Амивео написали сценарий фильма о конкурентной разведке

Однажды вечером к нам в офис проник странный мужчина в кожаном пиджаке и очках с затемнёнными стёклами. Он огляделся в поисках решётки для барбекю, а потом предложил нам сыграть в игру. Странный гость сказал:
Читать далееЦицерон в Zoom: как античные ораторы предсказали наши выступления

Ораторское искусство — одна из тех дисциплин, что то и дело объявляют устаревшей.
Но если вы когда-нибудь убеждали команду внедрить новый фреймворк, презентовали продукт инвесторам или пытались объяснить сложную архитектуру на языке, понятном CEO — вы уже в игре. Вы уже практикуете риторику. Просто, возможно, не называете это так.
Почему разработчику, продукт-менеджеру или фаундеру
стоит оглянуться на Древний Рим?
Мы могли бы начать со статистики о том, как часто мужчины думают о Римской империи, но пойдём другим путём.
В IV веке до нашей эры афиняне собирались на агоре, чтобы спорить, убеждать и принимать решения, cегодня мы открываем Zoom. Тогда говорили о демократии, законах и общественном благе, cегодня — о roadmap, KPI и MVP.
Assassin’s Creed: Дед Доест

Можно ли назвать эту статью ретроспективой? Трудно сказать. В любом случае, сейчас Ubisoft прочно закрепилась в игровой индустрии как кузница провалов и крайне неприятных скандалов для «инклюзивной» компании.
Ретроспектива обычно начинается со слов «а я?то вот помню…» Но я действительно помню: как Ubisoft (Assassin»s Creed в частности) были примером качества, интереснейшего лора, нестандартных игровых механик и transmedia?сторителлинга. И даже (относительно) успешно поборолась со сложностями собственного движка.
Поэтому хочу поговорить не об очередном «Ubisoft В С Е», а вспомнить и рассказать почему в 2010-е компания являлась сыном маминой подруги среди остальных тайтлов. (И почему лично для меня история умерла после Revelations).
Читать далееБезопасная разработка без барьеров: как построить SSDLC, который реально работает

Гайнуллина Екатерина, Security Vision
В этом году мне удалось выступить на PHDays Fest 2025 и сегодня хочу поделиться краткими выкладками из своего доклада.
По мере увеличения числа инцидентов, связанных с уязвимостями в приложениях, компании пересматривают свои процессы и ищут инструменты, позволяющие строить по-настоящему защищённые продукты. Но почему так часто внедрение процессов безопасной разработки (SSDLC) оборачивается формальностью, а результат лишь видимость безопасности?
Читать далееСетевой стек по-майнкрафтовски

Всем привет! Это снова Наташа, проектировщик интерфейсов из Selectel, которая вечно лезет в технические темы. Моя дизайнерская карьера из раза в раз челленджит меня технически сложными продуктами и вынуждает разбираться, что стоит за красивыми пикселями на экране, — в общем, как работает интернет. Но как только я открываю статьи о сетях для самых маленьких, то сталкиваюсь с тезисами типа «Очевидно, вы уже знакомы с моделью OSI и основами TCP/IP...».
Очевидно? Я дизайнер, и сети для меня существуют только социальные. Я ни разу не дочитала такую статью, потому что уходила копать про «очевидную» матчасть в других источниках. Очевидно, вы слышали о Minecraft и котиках. Вот на них-то я и буду по-дизайнерски разбирать, как работают сети. Начнем с пушистых.
Сагрить крипераUX/UI портфолио. Часть 4: Шесть критических ошибок в кейс стади

Одна из наиболее востребованных и горячих тем, связанных с дизайном — это, конечно же, трудоустройство, портфолио, собеседования и все, что связано с профессиональной реализацией. На Youtube такие видео набирают просмотры даже на небольших каналах.
За год изучения вопроса и погружения в тематику посмотрел большое количество текстов и видео. Если все эти материалы сжать в одну эмоцию, то это однозначно будет «страдание». Дизайнеры страдают… Недавно попалось видео в котором молодая дизайнерка рассказывала трагическую и поучительную историю своего трудоустройства, сравнимую по накалу страстей ни много ни мало с самим Гамлетом. Фабула: заказчики дураки, а я в белом пальто стою красивая. Ну, и конечно, не обошлось без советов космического масштаба и космической же глупости…
Высокая конкуренция — это всегда стресс, но это не значит, что действовать нужно наугад в надежде, что в итоге количество перейдет в качество… может не перейти. Про графический дизайн не берусь судить, но в дизайне интерфейсов, UX/UI главная задача — сделать удобно, понятно и эстетично. Ровно эти же требования предъявляются и к хорошему портфолио т.е. умелый UX/UI дизайнер вынужден подходить к своему портфолио «юиксово», но к сожалению так бывает далеко не всегда.
Я задумал написать серию небольших статей в жанре «что такое хорошо и что такое плохо» в отношении портфолио UX/UI дизайнера. Надеюсь, эти скромные труды хотя бы немного снизят градус страданий от отказов и игнора со стороны потенциальных работодателей.
Читать далееСоветы новичкам в карьере программиста

Некоторые мысли о важных вещах на жизненном пути программиста. Что считать важным в работе, в чём верить работодателям, в каким целям стремиться, о чём жалеть, о чём не надо, какую критику слушать, какую нет.
ЧитатьЧат-бот с LLM в облаке: опыт Новосибирского государственного университета и инструкция по запуску

Сейчас мало кого удивишь чат-ботом в Telegram, даже если он на базе LLM. Но, согласитесь, таким умным решением может похвастаться не каждый университет.
На связи Роман Дерунец и Иван Бондаренко (@bond005) — научные сотрудники лаборатории прикладных цифровых технологий механико-математического факультета НГУ. В статье поделимся опытом разработки нашего университетского чат-бота: расскажем, зачем он понадобился НГУ, почему мы решили создать его с нуля и что важно знать тем, кто хочет такой же. А еще — поделимся инструкцией, как запустить похожее решение в облаке.
Читать дальшеПланирование встреч в Carbonio

Одной из самых востребованных корпоративных функций Carbonio являются ежедневники, которые позволяют наносить на сетку календаря предстоящие встречи и события, получать автоматические напоминания о предстоящих событиях и даже пропущенных встречах. Но главное - ежедневники в Carbonio позволяют в несколько кликов приглашать на создаваемые собрания и другие мероприятия других людей, в том числе коллег. Такая функция ставит перед пользователями задачу по выбору оптимального времени, чтобы все, кто должен принимать участие в событии, могли на нем присутствовать. Именно для этого в новых версиях Carbonio появился встроенный планировщик встреч, позволяющий максимально удобно выбрать подходящее время. В данной статье мы расскажем о том, какие задачи можно решить с его помощью.
Читать далееОт «хочу» к ТЗ – как системный аналитик превращает хаос в чёткие требования

Представьте мир, где каждое ваше платежное поручение теряется между банковскими системами. Где клиент не может оформить кредит, потому что «что-то сломалось». Где регуляторы штрафуют за несоответствие данных, а ИТ-команда разводит руками: «Но бизнес же не объяснил, что ему нужно!»
В финансовых технологиях цена ошибки особенно высока — это не просто неудобный интерфейс, это потерянные клиенты, штрафы и репутационные риски. Именно здесь на первый план выходит системный аналитик — специалист, который превращает хаотичные пожелания бизнеса в работающие ИТ-решения.
В статье мы разберём, как системный аналитик собирает информацию, формирует техническое задание и какие подводные камни могут встретиться на этом пути. Рассмотрим как теоретические аспекты, так и кейсы из реальной практики нашей компании. Вы узнаете, чем именно занимается этот специалист в банке и почему его работа так важна.
Читать далееКак мы засунули Git в браузер (и чего нам это стоило)

Привет, Хабр! Меня зовут Паша, я разработчик Gramax — open source-платформы для управления технической документацией в подходе Docs as Code.
В этой статья я расскажу, как и для чего мы интегрировали Git в браузер, какие технологии использовали и какие технические решения приняли. А если подробнее: почему отказались от IsomorphicGit в пользу libgit2, каким образом мы собрали его под WebAssembly, как он работает с файлами и зачем вообще все это было нужно.
Читать далееSD-WAN и трудности миграции: объединяем сети с одинаковым адресным пространством

Я работаю в сервисной компании, и в своей работе мы часто используем российские SD-WAN-решения. Делаем крупные и нестандартные внедрения, а также предоставляем сеть по «подписочной модели», в том числе и SD-WAN. В целом технология сама по себе довольно молодая, но за два года работы мы накопили довольно большой и интересный опыт.
В данной статье я хочу поделиться способом конфигурирования NAT на СРЕ от Kaspersky SD-WAN, который пригодится в случае подключения сетей с одинаковым адресным диапазоном. В статье вы не найдете рассказ про технологию SD-WAN в целом, сравнения решения разных вендоров, преимущества и недостатки сервиса, а также какое решение является «более настоящим» SD-WANом, а какое – только оптимизацией выхода в интернет. Потому что, возможно, все это будет темой для следующих статей. Здесь сфокусируюсь только на технических деталях конфигурирования.
Читать далееТонкие настройки отправки сообщения в RabbitMQ

Сообщения в RabbitMQ — это основные единицы данных, которые передаются между продюсерами и потребителями. Понимание их структуры и возможностей позволяет эффективно управлять потоком данных в распределенных системах. В этой статье мы разберем анатомию сообщений, обязательные и опциональные компоненты, а также реализуем пример отправки объекта с настройкой свойств
Читать далее[Перевод] Никаких игр, только хакинг — как я заработал $3000 на TikTok Bug Bounty

Это была очередная обыкновенная ночь. Мой друг попросил меня зайти поиграть в Valorant — типичный вечерний ритуал. Но по какой-то причине я отказался. Вместо этого я запустил Burp Suite и начал искать баги (мое лучшее решение когда-либо, потому что в ту ночь я нашел три бага в TikTok, которые в итоге принесли мне $3,000).
Читать далееАвторское право: как не нарушить и как защитить

Многие, используя материалы из интернета в своих проектах — будь то фото, видео, аудио, шрифты или что-то ещё — не задумываются об авторских правах и возможных последствиях. Особенно часто с этим сталкиваются начинающие специалисты, которые ещё не знакомы со всеми нюансами. Но встречаются и те, кто сознательно это игнорирует.
В этой статье я постараюсь раскрыть эту тему и разберу две истории, свидетелем которых был сам. Надеюсь, статья поможет вам избежать необдуманных поступков и покажет, почему важно проверять легальность всех используемых материалов, а также понять, как защитить собственные авторские права.
Читать далееНано-1D-вещества в электронике: каковы перспективы? Опросили экспертов

Здравствуйте, дорогие читатели Хабра! Меня зовут Владимир, я кандидат химических наук. И сегодня мы поговорим про нано-1D-вещества (или одномерные образования и квазиодномерные элементы). Количество публикаций в этой области удваивается примерно каждые два года. Специфическая анизотропная форма с очень большим характеристическим отношением длина/диаметр, высокое структурное совершенство и практически идеальная поверхность ННК придает им целый ряд уникальных физических свойств. Бум исследовательского интереса к ННК полупроводникам связан с перспективами создания на их основе бездислокационных ненапряженных гетероструктур, которые могут быть использованы в различных приборных приложениях.
Читать далееБезопасность арбитражника: как защитить аккаунты от банов во времена перемен

Каждый год появляются новые вызовы для сферы арбитража трафика. Рекламные платформы (Facebook*, TikTok и др.) ужесточили модерацию: алгоритмы лучше распознают подозрительное поведение и фейковые аккаунты. Развитие ИИ-технологий добавило как новые возможности (например, генерация креативов через нейросети), так и новые методы детектирования мошеннической активности. В России и мире наблюдается и ужесточение регуляций в сфере рекламы и данных, что заставляет арбитражников быть еще более осторожнее.
В таких условиях защита аккаунтов от банов стала критически важной для стабильной работы арбитражника. Потеря рекламного аккаунта из-за бана означает потерю бюджета, времени на фарминг и запуск кампаний, и как результат недополученную или потерянную прибыль. На кону стоит не только удачная связка оффера и креатива, но и грамотная техническая подготовка — от настроек окружения до эмуляции человеческого поведения.
Давайте разберемся в ключевых аспектах безопасности аккаунтов для арбитража трафика.
Читать далее[Перевод] async let vs Task group

В Swift для структурированной конкуренции используются async let
и группы задач (task group). Хотя обе конструкции позволяют запускать параллельные операции, они по-разному управляют жизненным циклом задач. Сегодня мы разберём эти различия на примерах.
НАМИ протестировал в Engee модель определения уровня топлива в баке

Таким образом специалисты института убедились в том, что расчет математических моделей в Engee и Simulink выполняется идентично.
Для проверки корректности работы Engee была взята модель алгоритмов определения уровня топлива в баке, ранее реализованная в программных продуктах Matlab/Simulink. Определение количества топлива в баке – важная задача, от которой зависит не только индикация остатка на приборной панели, но и точность расчетов расхода и дальности хода. Однако при движении автомобиля уровень топлива в баке постоянно меняется: при боковых наклонах (крене), подъемах и спусках (дифференте), при ускорении и замедлении.
Чтобы получать точные данные в любых условиях, в современных автомобилях со сложной формой топливных баков используется система из нескольких датчиков и алгоритмов обработки их показаний
Читать далееКак сделать мобильное приложение в 2025 году за 2 недели

Ни для кого не секрет что смартфоны в наше время это вещь очень нужная и необходимая. Сейчас у каждого популярного сервиса есть своё мобильное приложение. Мобильное приложение полезно не только пользователю, но ещё и компании которая его предоставляет, ведь благодаря этому приложению можно увеличить охваты.
Вот и я решил создать приложение для уже существующего образовательного портала RushENGL, ведь сайт то безусловно хорош, но не всем пользователям с телефона удобно им пользоваться, да и хотелось бы видеть его в списке приложений для быстрого доступа.
В этой статье разберём как создать своё мобильное приложение для уже имеющегося сайта без лишних морок!
Читать далееВам не поздно учить английский — просто страшно

Привет! Меня зовут Аня, я методист и преподаватель курсов английского в Практикуме. Многие во взрослом возрасте даже не пробуют учить иностранный язык, потому что считают, что время уже упущено и вообще надо было раньше думать. Причём люди эти совершенно разных возрастов — и все одинаково в этом уверены.
В этой статье хочу порассуждать о том, почему так происходит и действительно ли взрослые необучаемые и безнадёжно отставшие. Думаю, вы и сами понимаете, что всё не так пессимистично и учиться новому во взрослом возрасте так же реально, как и в детстве.
Читать далееРеакторы, роверы, обитаемые модули: изучаем патенты для покорения Марса

Привет Хабр, меня зовут Павел, сегодня я расскажу про интересные патенты из разных стран, которые помогут человечеству покорить Марс. Я принципиально отбирал только те разработки, что могут быть потенциально реализованы в ближайшие 20-30 лет. В общем, погнали.
Читать далееЧто такое динамическая документация, как ее внедрить и, главное, зачем

Привет! Меня зовут Глеб Свистунов, в YADRO я руковожу разработкой производственной документации — то есть документации, сопровождающей производство. Мы разрабатываем документацию для технологических процессов: руководства по сборке, прошивке, тестированию и другие документы по технически сложным устройствам, у которых могут быть сотни или даже тысячи разных конфигураций.
Представьте себе конструктор LEGO «Сокол тысячелетия» на 7500 деталей. Они приходят в одной коробке расфасованными по десятку-другому пакетиков. Только с помощью точной, однозначной, полностью соответствующей набору инструкции можно собрать из этой горы деталей модель космического корабля.
Сборщики серверов на конвейере тоже получают для сборки лоток с деталями. Но в отличие от «сокола», который мы будем неспешно собирать долгими зимними вечерами, здесь у сборщика есть строго 20 минут на один сервера, после чего уже нужно приступать к следующему. Поэтому нужна еще более четкая инструкция, на понимание и воспроизведение которой требуется минимум усилий и времени.
Чтобы быстро и экономически эффективно создавать инструкции такого уровня для устройств с множеством конфигураций, наша команда технических писателей разработала новый подход к документации. О нем и пойдет речь в статье.
Читать далееПрощай, Zone.js: ускоряем Angular с Signal API и Zoneless-подходом

Привет! Я Незар, фронтенд-разработчик Т-Банка в одном из продуктов Т-Бизнеса. Наша команда использует Angular, и мы следим за всеми изменениями, которые с ним происходят.
В статье разберу, как Angular эволюционировал от Zone.js к Zoneless-приложениям с современным реактивным подходом Signal API и почему это стало ключевым шагом для повышения производительности и упрощения реактивного программирования.
На примерах и замерах производительности посмотрим, как переход к Zoneless-подходу с Signal API позволяет сократить избыточные перерисовки, ускорить отклик приложения и сделать код значительно чище и предсказуемее. Сделаем Angular-приложения быстрее и проще, добро пожаловать под кат!
Читать далееЗадача Византийских Генералов

Представьте: 1453 год, стены Константинополя.
Несколько армий окружили последний оплот Византийской империи. Генералы должны атаковать одновременно – иначе провал. Но среди них есть предатели, готовые сорвать операцию. Связь только через гонцов, которые могут не дойти или солгать.
Как в таких условиях принять единое решение?
Эта задача казалась чисто академической, когда в 1982 году ее впервые сформулировали в научном журнале. Тогда никто не мог предположить, что через несколько десятилетий ее решение станет основой революции, которая изменит представление о деньгах, доверии и власти.
Сегодня эта же проблема решается каждые несколько секунд в блокчейне TON. Валидаторы сети – это те самые византийские генералы, которые должны договориться о том, какие транзакции подтвердить. И среди них тоже могут быть "предатели" – мошенники, пытающиеся обмануть систему.
Без понимания этой связи невозможно разобраться в работе любого современного блокчейна. Ведь в основе каждого из них лежит ответ на простой вопрос:
Как группе незнакомцев договориться о чем-то важном, не доверяя друг другу?
Читать далее[Перевод] Размышления об OpenAI
Статья сотрудника OpenAI, который только что уволился и рассказывает о том, как компания работает на самом деле. Внутри много интересных фактов о том, что позволяет OpenAI быть такой быстрой и крутой, и как правильно организовывать разработку новаторских продуктов. Рекомендуется к прочтению всем — от разработчиков до управленцев, которые занимаются созданием чего-то действительно нового и технически сложного.
Читать далееСвоя текстовая RPG квест-игра за вечер. ChatGPT вместо мастера игры, движка и команды программистов

Повествование идет от лица моего брата, Дмитрия Ковалева Обычно GPT упоминают в связи с использованием в работе, инновациях, замене каких-то функций, автоматизации, “мывсеумрем” и т.д.
Читать далееРазвитие архитектуры веб приложений: от HTML до микросервисной архитектуры

Приветствую вас, друзья! Меня зовут Олег, я системный аналитик в компании EvApps. В этой статье хочется рассказать о развитии веб-технологий и о том, как технологии пришли из вот такого вида
Читать далееЯ студент первого набора бакалавриата Центрального Университета

Я студент первого набора бакалавриата Центрального Университета и мне есть что рассказать. Сейчас мало информации от самих студентов ВУЗа и я решил, что этот материал будет полезен абитуриентам.
Читать далее[Перевод] [Перевод] Поиск способов закрепления в Linux (Часть 1)

Данная публикация - перевод серии статей от Pepe Berba - Hunting for Persistence in Linux.
! Все приведённые в данном материале примеры эксплоитов предназначены исключительно для изучения и проработки мер безопасности. Их использование в злонамеренных целях строго запрещено и противоречит законодательству. Автор и источник не несут ответственности за неправомерные действия, совершённые с использованием данной информации. !
Читать далееКак превратить данные в деньги? Роль Modus ETL в сборе и подготовке данных

ETL (извлечение, преобразование, загрузка) — процесс сбора данных из разрозненных источников, их подготовки и загрузки в единое хранилище для последующего анализа. Он помогает компаниям работать с большими потоками информации, которые ежедневно генерируются в бизнес-среде.
В статье разберём, как ETL-системы преобразуют разрозненные сырые данные в структурированную основу для прибыльной аналитики и почему крупному бизнесу тяжело без них обойтись.
Читать далееКак я прогулялся из 1С в Java и захотел обратно

В данной статье я хочу поделится своим видением обоих профессий, сравнить их и дать свою субъективную оценку, а так же рассказать историю ИТ в общих чертах за последние 5 лет, как ИТ пузырь начал раздуваться и как он в конце концов лопнул.
Данная статья будет полезна для тех, кто решил вырваться из цепких лап экосистемы 1С или же наоборот сэкономить свое драгоценное время.
Читать далееРасчет волнового сопротивления на печатной плате для интерфейса USB 3.1 в САПР SimPCB Lite

В.С. Кухарук, В.А. Ухин
В статье рассматривается пример расчета первичных и вторичных параметров дифференциальной пары высокоскоростного интерфейса USB 3.1 в САПР SimPCB Lite, разработанной компанией ЭРЕМЕКС.
При проектировании высокоскоростных интерфейсов на печатной плате важно рассчитывать параметры линий передачи с высокой точностью. Одним из таких интерфейсов является USB 3.1, у которого скорость передачи данных достигает 10 Гбит/с. На таких скоростях несогласованность импеданса может критически повлиять на целостность сигнала, что приведет к некорректной работе всего устройства.
В статье подробно рассматривается процесс вычисления параметров линии передачи с контролируемым дифференциальным волновым сопротивлением для интерфейса USB 3.1 в САПР SimPCB Lite. Расчет ослабления сигнала и перекрестных помех, применительно к USB 3.1, будет рассмотрен в следующих статьях.
Но вначале немного о самом интерфейсе
Интерфейс USB 3.1 — это развитие универсальной последовательной шины (Universal Serial Bus), предложенное как обновление к USB 3.0. Он представляет собой второе поколение спецификации USB 3.x и был представлен USB-IF (USB Implementers Forum) в 2013 году. Давайте рассмотрим его:
Ниже представлены основные особенности интерфейса USB 3.1.
Сравнение USB 3.1 c предыдущими версиями (Таблица 1).
Читать далееБ/У Antminer S9 в помощь радиолюбителю. Часть II

В продолжение предыдущей статьи расскажу об использовании Antminer S9 для создания секвенсора для трансивера. Здесь будет более осознанное использование ПЛИС, создание собственного IP блока на Verilog, симуляция и прочие полезные вещи для начинающего пользователя Antminer S9. Если заинтересовались, прошу под кат.
Читать далееПриложение для генерации QR-кодов

Всем привет, в этой статье я хочу рассказать о своем приложении для генерации QR-кодов.
Мне 13 лет, и это мой первый крупный проект.
Я хочу узнать мнение других людей о моем проекте.
ЧитатьКак новичку начать разработку игр
Разработка игр — это процесс, сочетающий творчество, логику и технические навыки. Если вы хотите попробовать себя в создании игр, это руководство может помочь вам сделать первые шаги. Давайте разберем все по порядку.
Читать далееНевидимый архитектор — тот, кто всем мешает, но всех спасает

Иногда в команде появляется человек, про которого сложно сказать, чем он вообще занимается.
Он вроде не пилит фичи. Не закрывает таски с горящими дедлайнами. Не устраивает эффектных демо.
Но при этом он всегда рядом...
Как начинающему аналитику собрать требования

Пожалуй, первый термин, с которым ассоциируется слово «аналитик» это – «требование». И, действительно, позиция аналитика предполагает плотную работу в части сбора требований, их формализации, приоритезации и последующей «переработки» в задачи на разработку. В этой небольшой статье мы поговорим о сборе требований, чтобы, в первую очередь, помочь начинающим аналитикам более эффективно общаться с заказчиком.
Читать далееПочему люди с техническим мышлением реже попадают в ловушки на рынке недвижимости

За последние годы я всё чаще сталкиваюсь с тем, что среди покупателей недвижимости, с кем я сотрудничаю, преобладают представители инженерных и технических профессий: IT-специалисты, инженеры телекоммуникационных компаний, специалисты по строительству мостов и заводов.
Это позволило мне сравнивать и наблюдать, как различные типымышления отражаются на безопасности сделок с недвижимостью. Если раньше мне приходилось объяснять покупателям базовые вещи, то сейчас технически подготовленные люди зачастую быстро и глубоко схватывают суть возможных угроз и задают глубокие вопросы.
Работать с такой аудиторией особенно удобно: разговор строится на языке логики, алгоритмов и последовательностей. Технический клиент не просто слушает эксперта — он выстраивает собственную схему проверки, формулирует гипотезы, ищет и тестирует слабые места в процессе. Такой подход не только облегчает коммуникацию, но и значительно повышает уровень безопасности сделки и коммуникаций.
Читать далееИИ (не) отнимает работу у разработчиков, или Почему вас пока не уволят

Привет! Я Саша Сергеев, CTO в Профи.ру. И у технических директоров есть мантра: «Используй скучные технологии». Нельзя брать что-то совсем новое: оно не проверено в проде, мало поддерживается. Лучше что-то надёжное.
Но для ИИ приходится делать исключение: прищуриться и подумать. Делюсь тем, о чем я думаю сейчас.
Читать далее10 перспективных российских стартапов – июнь 2025 года

Мы собрали подборку из топ-10 проектов по рейтингу на сайте Product Radar за июнь 2025 года. Это проекты, за которые проголосовало большинство пользователей сайта.
Product Radar — здесь каждую неделю публикуются лучшие онлайн-сервисы и железки от русскоязычных команд.
Читать далееТОП офлайн-приложений для связи, навигации и выживания

Всем привет! У нас новая статья по мотивам актуальных событий. В ней мы собрали топ приложений, которые можно использовать офлайн при отключении интернета или нестабильном доступе к нему.
От очевидных вещей вроде офлайновых карт и переводчиков (вы ведь в курсе, что многие из них доступны локально?) до мессенджеров и соцсетей на mesh-технологиях. А также приватные аналоги SMS-сообщений, приложения для передачи файлов и peer-to-peer файлообменник. Бонусом рассмотрим инструменты безопасности, которые превратят смартфон в детективный набор и позволят заняться полезным делом в отсутствие интернета. Пополняйте свой инструментарий, делитесь известными вам приложениями — за подробностями добро пожаловать под кат!
Читать далееМультивселенная киберполигонов в РФ: часть 2. Интервью технического директора киберполигона ГК «Солар» Сергея Кулакова

Вступление
Привет, Хабр! Продолжаю рассказывать о российской мультивселенной киберполигонов. В первом материале мы рассмотрели полигон компании Innostage. Если пропустили, можете прочитать здесь. Теперь поговорим о киберплощадке для учений от группы компаний (ГК) «Солар». Вопросы в этом материале немного другие, но полигоны тоже разные.
Мы побеседовали с техническим директором департамента «Киберполигон» ГК «Солар» Сергеем Кулаковым. Кулаков рассказал об инфраструктуре полигона, эффективности киберучений и разработке сценариев для киберплощадки компании. Надеюсь, вам будет интересно. Приятного чтения!
Читать далееasync2: эксперимент с поддержкой асинхронности в рантайме
Перед тем как перейти к рассмотрению предложенных изменений в работе асинхронности в C#, давайте разберемся — зачем все это нужно, как устроено сейчас и какие имеются проблемы, раз разработчики начали искать способы улучшения существующей логики.
Для начала давайте поймем, а зачем вообще нам нужна асинхронность и какие проблемы она решает?
Представим какой?то абстрактный web?api, который ходит за данными в БД. При однопоточном синхронном выполнении следующий запрос может быть обработан только тогда, когда полностью был выполнен предыдущий, что неэффективно, т.к. вся нагрузка ложится только на 1 ядро процессора, а остальные простаивают.
Читать далееМожно ли взломать TON кошелек?

Слышали, что TonKeeper и MyTonWallet неприступны?
Хорошо, давайте проверим это на практике. Разберем, как взломать любой TON кошелек методом перебора seed-фразы. Спойлер: метод рабочий не для всех
Парочку вводных
Каждый кошелек защищен seed-фразой из 12 или 24 слов. Эти слова берутся из словаря BIP39 – там ровно 2048 вариантов (словарь). Слова могут повторяться, так что теоретически ваша фраза может быть из 12 одинаковых «gas» или «trip».
Сколько всего комбинаций нужно перебрать?
- Для 12-словного кошелька: 2048?? = 5,44 ? 10?? (дуодециллион, вы этого слова больше никогда не увидите в жизни)
- Для 24-словного: 2048?? = 2,96 ? 10?? (видинтисексиллион, и это тоже)
Звучит много, но для кого? Для человека явно многовато, а для современного мощного железа?
Если у криптанов есть деньги на майнинг, то и на взлом найдется. Берем топовую RTX 4090 – она проверяет около 100 миллионов seed-фраз в секунду. Звучит внушительно, согласны?
Но вот незадача: для взлома 12-словного кошелька при такой скорости понадобится 1,72 ? 10?? лет. Возраст Вселенной – 13,8 миллиарда лет. Начинаете понимать масштаб нашей задачи?
- Окей, но это же время исключительно для одного конкретного кошелька, а если нам любой кошелек подойдет, а не один конкретный (кошелек Дурова)
Что если просто генерировать случайные seed-фразы и надеяться наткнуться на ЛЮБОЙ активный кошелек? Это же должно быть проще?
В TON примерно 50-100 миллионов кошельков (tonstat.com), из них с деньгами – ~5-10 миллионов.
Таким образом, наш шанс найти любой активный кошелек: 1 к 5,44 ? 10?? за итерацию подбора.
Читать далееКак выбрать оффер? Задача о разборчивой невесте и правило 37%

В течение месяца вы проходите собеседования, получаете офферы — и хотите выбрать лучший. Но каждый оффер живёт недолго: если не согласитесь вовремя, к нему уже не вернуться. Как действовать, чтобы выбрать самый лучший?
Это версия классической задачи о разборчивой невесте. У неё есть красивая оптимальная стратегия — правило . Возможно, вы о нём слышали. Но знаете ли вы, почему оно работает? И как вообще до него додуматься?
Часто алгоритмы — это эвристики, без гарантии оптимальности. Но в этой задаче всё иначе. Мы шаг за шагом переоткроем правило и докажем, что он действительно лучший
Недавно я узнал о Теореме о Шансах — более общем подходе, который, неожиданно, работает гораздо проще, чем классическое доказательство. По-русски о ней еще никто не писал
В статье мы разберём эту теорему, выведем правило и увидим, как в задаче естественно появляется число?
— и какой у него смысл на самом деле
Эта задача стоит того, чтобы пройти её до конца. Будет понятно, красиво и интересно
К правилу 37%“Теория национальной игровой консоли”. Почему игровые консоли “для своих” оказались никому не нужны

Видеоигры стали из просто развлечения чем-то большим, в том числе инструментом национального самоопределения. Но вот беда- все устройства для игр являются преимущественно глобальными продуктами, а игровые консоли производятся в двух странах- США и Япония. Для некоторых это может показаться не очень, да и в некоторых странах такие консоли являются дорогими и не всем по карману. Непорядок вообщем то.
И вот, наконец-то кто-то додумался сделать свою, настоящую, национальную консоль, со своими играми и которая будет по карману каждому человеку (ну или почти). Сегодня мы рассмотрим такие консоли и почему они в итоге остались в истории.
Tectoy Zeebo. Неудачная борьба с видеоигровым пиратством.
Читать далееМодели оплаты в арбитраже трафика

В арбитраже трафика существует огромное количество моделей оплаты, но чаще всего все ограничиваются двумя — CPA и CPL. На практике же вариантов больше, и понимание хотя бы базовой структуры должно присутствовать. Особенно в начале, когда кажется, что чем выше выплата, тем выгоднее оффер.
В этой статье я разберу все основные модели оплаты: от классических до нестандартных. А также поделюсь теми вещами, о которых мне никто не рассказывал в самом начале пути. Некоторые из них могли бы уберечь от банальных ошибок.
Читать далее11 техник ИИ, которые экономят время продуктовому дизайнеру

ИИ — не волшебная палочка, а рабочий инструмент. Но чтобы он приносил пользу, нужно уметь правильно ставить задачи и выбирать подходящую технику. В этой статье — 11 приёмов, которые помогают дизайнерам использовать ИИ в реальных задачах: от генерации черновиков до проектирования интерфейсов и валидации решений. Всё с примерами, по делу и без иллюзий. Подойдёт как новичкам, так и опытным специалистам, которые хотят включить ИИ в процесс осознанно.
Читать далееЛучшие англоязычные источники для продакт-менеджеров в IT: для прокачки английского и профессиональных навыков

Эта статья для тех, кто запланировал подрасти профессионально как продакт-менеджер, кто хочет прокачать свой английский и ищет работу на международном рынке.
Я буду рассказывать с прицелом на американский рынок, потому что готовлю IT менеджеров к работе в Штатах или с американскими компаниями, сама живу и работаю в Остине (Техас) и в курсе новостей и требований сообщества.
Я собрала ресурсы, которые прошли проверку на bullshit, на соотношение времени/усилий к пользе и на актуальность ко всему, что происходит на рынке.
Итак, если вы IT менеджер и собираетесь работать по-английски, то вам нужны ресурсы, которые подготовят вас
а) к собеседованиям/митапам/конфам/соушл миксерам/продакт кэмпам, то есть, к поиску работы, коллег и партнеров. Вам нужно натаскаться в том, как рассказывать о себе, обсуждать опыт, случаи из практики и цели.
б) к самой работе: постоянному проблем-солвингу, убеждению, уточнению, нюансированию, реагированию. Это решается знанием слов: как что называется, как что расшифровывается, какими глаголами описывается изменение, падение, рост, как формулируется запрос, отмена, и проч.
в) к среде, в которой вы собираетесь работать: вам нужно быть в теме, знать имена, явки, пароли, что выпускается, кто где открылся, что помер, кто кого купил, и проч.
На чем я советую сосредоточиться, чтобы не распыляться и бить точно в цель:
Видео с Mark Rose. Марк 20 лет проработал продаком в гугл, сейчас он консультирует стартапы. Его видео можно найти на нескольких платформах в Youtube, в том числе и у него на сайте в разделе Watch and Learn. Он человек своей среды: эксперт из Силиконовой Долины, но без токсичной позитивности и воды, плюс с большим опытом работы в Европе, в том числе в постсоветских странах. В частности, одним из клиентов его собственного стартапа в свое время были World of Tanks. Марк провел какое-то время в Минске и работал с командой. Во-первых, Марк дает отличные советы по прохождению всех этапов интервью. Во-вторых, обратите внимание, как он пользуется английским языком: на простоту словаря и при этом точность и гибкость формулировок. Я привожу его в пример того, как при использовании небольших языковых ресурсов можно достичь неотразимого эффекта. Марк носитель языка, у него нет оснований упрощать/усложнять свою речь в зависимости от ситуации, его можно брать в пример естественности и доказательства того тезиса, который я активно продвигаю среди своих клиентов: не нужно знать весь английский, нужно знать язык своей сферы и знать, что говоришь, а это уже вопрос профессиональной экспертизы, а не языка. Из видео с Марком можно взять весь необходимый продуктовый вокабуляр, формулы приветствий и обращений к собеседнику, буквально записать, как он уточняет, подтверждает, поддакивает, противоречит, поправляет, перебивает, меняет тему. Я советую выучить это и использовать в подобных ситуация (число которых, кстати, ограничено и поэтому в них можно пользоваться готовыми формулами).
Читать далееКак превратить свою аватарку Telegram в термометр?

Снова всех приветствую. В моей прошлой статье "Как превратить статус Telegram в статус Steam" вдохновленной статьей "Как превратить свою аватарку в Telegram в часы" я описал интересную концепцию. Почитав комментарии с обеих статей, я пришел к еще одной идее. А именно - аватар с термометром. Это будет последняя статья, которая будет описывать скрипты для стилизации вашего аккаунта в ТГ.
Да, может я и высасываю идею из пальца, но мне показалось это весьма интересным. Ведь статус не очень заметен, а смена аватара часов очень любит вызывать flood-бан.
Читать далееУголь как стратегический ресурс: почему мировая энергетика не сможет без него обойтись

Как выход США из климатических соглашений и азиатский энергоголод меняют правила игры
Привет, Хабр!
В 2025 году мировая энергетика столкнулась с парадоксальной ситуацией. Несмотря на все прогнозы о «зеленом переходе», по данным МЭА 2024, потребление угля достигло рекордных 8,3 млрд тонн. При этом администрация Трампа официально инициировала выход США из Парижского соглашения по климату, что создало принципиально новые условия для угольной отрасли.
Как захватить Вселенную за AGE

В этой статье мы формулируем ключевой мотив внеземной экспансии и устанавливаем «дедлайн» — 450 лет до критического нарастания рисков. Чтобы оценивать такие масштабные проекты, нам нужны универсальные метрики — мы вводим три главных ресурса (массу, энергию и знания), измеряемые показателями nTQ, nEQ и HW. В следующих материалах этой серии мы обобщённо пройдём по этапам колонизации: от выбора места и архитектуры модулей до систем жизнеобеспечения и управления автономными базами; затем предложим дополнительные темы для углублённого разбора каждого шага.
Читать далееУчим Xiaomi Mi Band 9 ходить в сауну

Сегодня у меня в работе самый популярный продукт линейки часов Xiaomi - Mi Band 9.
В данных моделях есть специальный режим мониторинга температуры, который, в случае перегрева выключает часы, сегодня мы посмотрим как это работает и я покажу как изменить поведение системы даже не меняя прошивку, создадим циферблат для управления функционалом на языке LUA
Оценка результатов работы: ожидания и реальность

Запоздалые открытия дают возможность оценить обоснованность собственных доводов и посмотреть на проблему под другим углом. В одной из статей я описал свой опыт подготовки сотрудников к регулярной оценке результатов их работы (Perfomance Review). Статья предназначалась для тех, кто работает в условиях действующего процесса, не имея возможности повлиять на его устройство.
На днях я прочитал на Harward Business Review материал «Оценка эффективности: предостережение руководителям» и был потрясён. Публикация стала результатом исследования общепринятого способа ранжирования и вознаграждения сотрудников на основе результатов их работы. Речь идёт про тот самый метод, разновидности которого в разное время применялись в известных компаниях: Google, Microsoft, Facebook, Яндекс, ВК, Авито и других.
Читать далееПоследовательность Туэ-Морса и многочлены

Последовательность Туэ-Морса может встретиться в совершенно разных местах. Одним из которых является задача о многочленах, которая, на первый взгляд, не имеет решения. О такой задаче и её решении и идёт речь в этой статье.
Читать далееКаково это — создавать ChatGPT? Сотрудник OpenAI рассказал о корпоративной культуре

В последние недели OpenAI находится в центре внимания из-за попыток Meta* (признана экстремистской в России) переманить к себе лучших сотрудников компании, предлагая за переход рекордные суммы — до 100 миллионов долларов. OpenAI покинуло уже более десятка ведущих специалистов — и это несмотря на утверждение Сэма Альтмана, что не все покупается за деньги и в его компании сотрудников удерживает культура и инновации.
Читать далееContext. Гибридный метод организации проектов и рабочих процессов

Мир меняется. Мы чувствуем тенденции на себе. Больше информации, больше логики, больше конкуренции, больше комплексности, больше правил, больше автоматизации, больше контекста, больше скорости…
У нас был опыт работы с Lean, Kanban, CPM/CCM, Waterfall, PMBOK, Six Sigma, Scrum, Agile, OKR+Product Discovery, GIST Planning, включая их вариации и гибриды. Некоторые – мы ценим и применяем сейчас. И тем не менее, спустя 15 лет в проектном и операционном менеджменте мы по себе знаем о чем все также плачут проджекты, продакты и управленцы. О большей точности, координации, информации, взаимодействии и сроках.
Нам понадобилось время по-новому осознать казалось бы простую идею, о которой чуть ниже. Проекты, как и компании в целом – это ресурсы направленные на достижение целей. Время, люди, информация – ресурсы, но сами по себе они не равны достижению целей. Ценность ресурсов – в их связях и взаимодействии. Связь и взаимодействие ресурсов – краеугольный камень в достижении целей. Это и есть идея Cоntext.
Читать далееСимволический анализ цепей переменного тока

Представлен метод анализа линейных электрических цепей по переменному току в установившемся режиме на заданной частоте. Входной сигнал - синусоидальный в общем виде с заданной амплитудой, частотой и начальной фазой. Для анализа представлен также переходной процесс, частотные характеристики, получаемые в замкнутом виде с использованием средств системы символьных вычислений Maxima.
Символический метод анализа цепейЯзык программирования C, твой путь начинается здесь, самурай

Приветствую!
Когда мне сначала просто захотелось, а потом потребовалось и для работы изучить C++, я сильно удивился, что информации касаемо пары C/C++ информации вроде много, но она уж слишком сильно не структурирована и не систематизирована. Одно лишь объяснение указателей мне потребовалось очень много времени искать, потом я понял что такого нет. В интернете есть много объяснений и информации, но это все либо рерайт чужих статей либо просто бессвязный бред где порой кажется что сам человек не проверяет информацию либо просто сам не знает. Да и честно говоря очень мало понятных и рабочих кусков кода с объяснением решения, которое можно было бы протестировать на работоспособность.
Поэтому я решил здесь в данном блоге (Habr идеальное место для этого) собрать в кучу как свои мысли так и свой опыт. А также опыт других людей которые также использовали данный инструмент в своей работе или просто как хобби.
Также стоит отметить, что на мой взгляд для изучения C++ надо начать именно с C, но применять его врятли получится потому что как бы C не был хорош, все же на фоне C++, для современных задач он не полноценен (но тут я сразу уточню, что технология превосходная и я до сих пор удивляюсь как кто-то смог создать подобный язык, с настолько простым и удобным функционалом, который используется и сейчас, но в современной разработке он не функционален, хотя дальше я опишу сферу применения данного языка программирования).
Читать далее[Перевод] Инженеры «оживляют» язык жестов, используя ИИ для перевода в режиме реального времени

Исследование, опубликованное в журнале Nature Machine Intelligence, представляет носимую систему, предназначенную для помощи в навигации слепым и слабовидящим людям. Система использует алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ) для анализа окружающей среды и отправки сигналов пользователю при приближении к препятствию или объекту.
Носимые электронные системы визуальной помощи предлагают многообещающую альтернативу медицинским процедурам и имплантируемым протезам для слепых и слабовидящих. Эти устройства преобразуют визуальную информацию из окружающей среды в другие сенсорные сигналы для помощи в повседневных задачах. Однако современные системы сложны в использовании, что препятствует их широкому распространению.
Лэйлэй Гу и его коллеги представили носимую систему визуальной помощи, которая может предоставлять направление движения с помощью голосовых команд. Авторы разработали алгоритм ИИ, обрабатывающий видео с камеры устройства для определения безопасного маршрута для пользователя.
Сигналы об окружающей среде перед пользователем могут передаваться через наушники с костной проводимостью. Также были созданы эластичные искусственные "кожи" для ношения на запястьях, которые передают вибрационные сигналы для указания направления движения и избегания боковых препятствий.
Авторы протестировали устройство с гуманоидными роботами, а также со слепыми и слабовидящими участниками в виртуальной и реальной средах. Они наблюдали значительное улучшение навигации и после-навигационных задач среди участников, таких как способность избегать препятствий при прохождении лабиринта и возможность дотянуться и схватить объект.
Читать далееFrontend и OpenAPI: генерация клиента, мокирование API и данных с помощью MSW

Генерация кода по спецификации OpenAPI и мокирование запросов - эффективный способ автоматизировать процессы разработки и решить некоторые специфические задачи. В статье описано применение различных инструментов, которые могут быть использованы при генерации и мокировании.
Читать далееВыгорание: заплати себе чеканной монетой
Упражнение для помощи себе при профессиональном выгорании. Разработано профессиональным психологом, успешно опробовано на десятках профессионалов.
Читать далее