← 8 августа 2025     

9 августа 2025 на Хабре была опубликована 41 статья.

[Перевод] Я сделал демонстрацию Ethereum Proof of Stake при помощи искусственного интеллекта

Всем привет! Меня зовут Тим и я недавно завершил проект под названием ether-pos цель которого — объяснить, как на самом деле работает система Proof of Stake (PoS, Доказательство доли владения) Ethereum. Если вы еще не видели ее, посмотрите здесь: ether-pos.

Позвольте мне немного рассказать о том, почему я его создал и чему я научился в процессе.

Читать далее

Удобный софт для работы с файлами SQLite

Все мы любим SQLite. Это идеальный движок БД, компактная библиотека размером менее 1 МБ, быстрая, автономная и неубиваемая. Более того, это в принципе удобный способ хранения информации, поскольку СУБД выигрывает у файловой системы по скорости доступа, сжатию, функциональности полнотекстового поиска и т. д. Например, она вдвое быстрее файловой системы Ext4 под Linux.

SQLite — самая популярная в мире СУБД. Как рассказывалось в статье «Безумные и забавные факты о SQLite», в мире активно используется более триллиона (!) БД SQLite, это невероятное число. Просто она встроена во все смартфоны, браузеры, операционные системы и бесчисленное число других приложений.

Читать далее

Под капотом у ИИ

Если вдруг автомобильный дилер скажет про свои автомобили, что у них под капотом двигатель, цикл которого состоит двух изотерм и двух адиабат и коэффициент полезного действия .., короче "Цикл Карно — идеальный термодинамический цикл". То Вы наверно покрутите у виска пальцем (к счастью не все покрутят и некоторые поймут и выслушают, может даже потом объяснят тем, кто хочет слушать) и пойдёте к другому. Но эти слова - правда и ничего кроме правды, но она вам не нужна.

Но вот это "звук винтажного двигателя V-8 «давно считался призывным вызовом «Мустанга», готового к спариванию» (mating call of Mustang), новая система обработки и усиления звука «спортивна и энергична», обеспечивает «более изящное рычание» и «низкочастотное ощущение всемогущества»" - полная туфта всего лишь для почёсывания ЧСВ потенциального покупателя и на качество движения никак не влияет.

Вот сейчас то же самое, слово в слово происходит в ИТ с его хайпом вокруг ИИ.

загляни под капот

Дизайн на салфетке · Логотомия «Пчелошеринга» — пошаговое руководство с картинками №1

Мама хотела чтобы я играл на фортепиано и стал пластическим хирургом. Я — закончил музыкалку по классу гитара, выучился на инженера-эколога и пошел в школу преподавать черчение и тренировать баскетбольную команду. Всё это время параллельно я работаю дизайнером на фрилансе — и сегодня на операционном столе «Пчелошеринг». Слабонервным дизайнерам и пчёлам вход воспрещен, остальным — добро пожаловать на вскрытие.

Читать далее

[Перевод] Изучаем Go: руководство для JavaScript-разработчиков. Часть 2

После пяти лет работы JavaScript-разработчиком, занимаясь как фронтендом, так и бэкендом, я провел последний год, осваивая Go для серверной разработки. За это время мне пришлось переосмыслить многие вещи. Различия в синтаксисе, базовых принципах, подходах к организации кода и, конечно, в средах выполнения — все это довольно сильно влияет не только на производительность приложения, но и на эффективность разработчика.

Интерес к Go в JavaScript-сообществе тоже заметно вырос. Особенно после новости от Microsoft о том, что они переписывают официальный компилятор TypeScript на Go — и обещают ускорение до 10 раз по сравнению с текущей реализацией.

Эта статья — своего рода путеводитель для JavaScript-разработчиков, которые задумываются о переходе на Go или просто хотят с ним познакомиться. Я постарался структурировать материал вокруг ключевых особенностей языка, сравнивая их с привычными концепциями из JavaScript/TypeScript. И, конечно, расскажу о "подводных камнях", с которыми столкнулся лично — с багажом мышления JS-разработчика.

Читать далее

Что изучают дети в 6-м классе на уроках программирования и информатики: обзор тем

Информатика и программирование в 6-м классе, если говорить о написании кода в его привычном понимании, связаны косвенно: образовательные программы для учащихся соответствующего возраста основаны преимущественно на цифровой грамотности, теоретических основах предмета, алгоритмизации и информационных технологиях. Если же говорить об уроках программирования в 6-м классе вне рамок общешкольных подходов и рабочих программ, все резко меняется.

Разбираемся, что к чему и что изучают дети в 6-м классе на занятиях по информатике и написанию кода.

Читать далее

От паровых шестерёнок к суперчипам: как машина Бэббиджа превратилась в FPGA

Задумывались ли вы, как идеи инженеров 19 века вдруг становятся реальностью в мире современных чипов? Как вычислительная машина из огромных латунных шестерёнок — превратилась в FPGA.

То, что Чарльз Бэббидж мечтал построить, сегодня принципы легко воссоздать на чипе размером с монету.

В этой статье разберем, как современные технологии соединили эпоху паровых машин с цифровым железом, а вопросы о том, что такое «компьютер», становятся ещё более захватывающими и… личными. Заходите, будет интересно.

Читать далее

Гиковские «часики»: уникальный гаджет с MIPS-процессором и Android на борту

Да, вам не показалось: Android и MIPS можно было подружить! В эпоху, когда ARM и AMD64 правят балом, устройства на иных процессорных архитектурах кажутся диковинкой. Но раньше производители устройств охотнее шли на эксперименты и особенно этим выделялась компания SmartQ. В 2009 году они разработали планшет аж с 3-мя операционными системами на борту, а в 2014 — гиковские Android-часы с очень экономичным и при этом мощным MIPS-чипсетом.

Что внутри у такого необычного гаджета, как аккумулятор на 280мАч и Android уживаются вместе и почему 11-летние часы круче любых современных — читайте в подробной статье!

Читать далее

[Перевод] Мыслите гибко, тестируйте с умом: Как разработать эффективную QA-стратегию — Часть 1

В условиях гибкой разработки, где каждое изменение требует быстрого тестирования и внедрения, критические ошибки могут легко попасть в продакшн. Чтобы этого избежать, команда должна придерживаться четкой стратегии тестирования, которая не станет узким местом, а наоборот, обеспечит качество на всех этапах разработки. В этой статье мы рассматриваем, как создать эффективную стратегию тестирования для Agile-проектов, которая будет гибкой, масштабируемой и интегрирована в весь процесс разработки. Вы узнаете, что необходимо тестировать, как и когда это делать, какие инструменты использовать, а также как избежать распространенных ошибок при планировании и реализации тестирования.

Читать далее

Лучшие аниме-игры, которые не стыдно будет попробовать и бородатым айтишникам

Многие до сих пор считают жанр аниме «детскими азиатскими мультиками». Однако ему уже больше ста лет, и он популярен по всему миру. Кроме мультипликации, соответствующий визуальный стиль давно пришел и в видеоигры. И далеко не все из них рассчитаны в первую очередь на подростков! Среди игр в «анимешной» стилистике немало и серьезных жудожественных произведений с по-настоящему взрослым сюжетом.

Специально для этого материала мы отобрали 10 аниме-игр, впечатлениями от которых можно смело делиться даже с коллегами среднего возраста возле кофе-машины. Или обсудить пятничным вечером в баре.

Читать далее

Тесты не лгут — прислушивайтесь к ним: часть 2

(Статья — результат совместной работы с Максимом Степановым)

В прошлой статье мы показали, как тесты помогают найти изъяны в архитектуре. Для этого мы попытались протестировать скрипт на Python, проверяющий погоду. Нам пришлось разбить его на несколько функций в зависимости от зон ответственности, и это позволило написать несколько тестов. Но у них были существенные недостатки:

- Хрупкость

- Зависимость от внешних систем

- Невозможность протестировать пользовательский сценарий в отдельности

- Избыточное покрытие.

Чтобы написать более качественные тесты, нам придётся улушить архитектуру кода, а именно реализовать внедрение зависимостей и перейти на модульную архитектуру. Посмотрим, как именно тесты заставляют нас совершенствовать код.

Читать далее

Визуализация трафика, перспективы 6G и рабочие кейсы: избранное для интернет-провайдеров и операторов связи

Собрали полезные технические материалы, опубликованные на нашем сайте и в блоге на Хабре: про миграцию на IPv6, инструменты визуализации трафика, автоматизацию настройки BRAS и другие. Статьи будут интересны системным администраторам, сотрудникам интернет-провайдеров и операторам дата-центров.

Читать далее

[Перевод] Невозможные проблемы, скрытые в простой игре «Тетрис»

Будучи ребёнком 1990-х годов, я не мог обойти стороной игру-бестселлер «Тетрис». Созданный в 1984 году российским программистом Алексеем Пажитновым, «Тетрис» быстро стал блокбастером, и за прошедшие годы в него сыграли сотни миллионов человек. Я сам часами играл в него на Game Boy, пытаясь расположить падающие фигуры так, чтобы они как можно плотнее заполняли игровое поле. Со временем игры эти блоки начинают падать все быстрее и быстрее, и мои большие пальцы едва успевали за управлением игрой.

В принципе, все игры — даже такие разные, как Candy Crush Saga, Magic: The Gathering и Wordle, — можно изучать с точки зрения математики. Но «Тетрис» имеет много особых связей с математикой. Например, цель игры сильно напоминает геометрические задачи о паркете, в которых вы определяете, можно ли покрыть область бесконечно большим набором плиток без зазоров.

Читать далее

Вода, энергия, базы: зачем NASA делает ставку на Южный полюс Луны

Луна снова в центре внимания, но теперь человечество мечтает не о кратких визитах, а о постоянных базах. Южный полюс спутника стал приоритетом NASA благодаря уникальным условиям для жизни и исследований. В 2029 году миссия Blue Ghost Mission 4 отправит туда роверы и приборы, чтобы подготовить базу для будущих лунных колоний. Давайте разбираться, почему этот регион так важен.

Читать далее

[Перевод] Rust 1.89.0: явный вывод аргументов для константных обобщений, проверка синтаксиса времён жизни, i128 и u128 в extern C

Команда Rust рада сообщить о новой версии языка — 1.89.0. Rust — это язык программирования, позволяющий каждому создавать надёжное и эффективное программное обеспечение.

Если у вас есть предыдущая версия Rust, установленная через rustup, то для обновления до версии 1.89.0 вам достаточно выполнить команду:

$ rustup update stable

Если у вас ещё не установлен rustup, вы можете установить его с соответствующей страницы нашего веб-сайта, а также посмотреть подробные примечания к выпуску на GitHub.

Если вы хотите помочь нам протестировать будущие выпуски, вы можете использовать канал beta (rustup default beta) или nightly (rustup default nightly). Пожалуйста, сообщайте обо всех встреченных вами ошибках.

Что стабилизировано в 1.89.0

Стейблкоин с привязкой к сырью

Привет, Хабр-сообщество!

Цель статьи - отыскать среди пользователей стейблкоинов целевую аудиторию для проекта.

О стейблкоинах уже писались статьи здесь:

Стейблкоины: краткое руководство
https://habr.com/ru/articles/358492/

Стейблкоины. Как привязывают и почему не отвязывается!?
https://habr.com/ru/companies/metalamp/articles/763538/

Самые надежные стейблкоины в 2023: пытаемся найти «устойчивый доллар» среди USDT, USDC, BUSD, DAI, TUSD
https://habr.com/ru/articles/722694/

Последняя статья, на мой взгляд, наиболее наглядно демонстрирует проблему - централизация основных стейблкоинов или псевдо-децентрализация, как в случае с DAI, непрозрачность обеспечения и потенциальная возможность блокировки ваших средств (см. https://habr.com/ru/news/888494/). Плюс, всем стейблкоинам, привязанным к доллару, свойственна долларовая инфляция, что тоже не есть айс.

Как это часто бывает в начале, идея стартапа кажется гениальной и шаловливые руки так и чешутся что-нибудь закодить. Так было и в этот раз, и руководствуясь этой галлюцинацией был создан proof-of-concept для обеспеченного стейблкоина с привязкой к сырьевой корзине, дабы избежать инфляции. Теперь не совсем ясно, кому это нужно и зачем.

Поизучав чуждый мне маркетинг, решил попробовать описанные методики custdev и в частности проблемные интервью. В связи с этим вопрос к аудитории: кто среди пользователей стейблкоинов готов потратить ~30 минут своего времени на интервью с целью изучения вашего опыта использования стейблов и проблем, с которыми вы при этом сталкивались? В процессе интервью всячески постараюсь ничего не продавать)

Вопросы и обсуждение приветствуются)

Читать далее

Вебинары трека Наука о данных Летней цифровой школы Сбера

Привет, коллеги ML инженеры, Data scientist'ы и все, кто интересуется искусственным интеллектом, созданием нейросетей, машинным обучением и анализом данных! Принёс вам пачку вебинаров с интенсива трека Наука о данных курсов повышения квалификации Летней цифровой школы Сбера.

Читать далее

Отгадай слово дня: от ручного поиска к автоматизации

На прошлой неделе наткнулся на забавную игру в слова – contexto.me, смысл прост: нужно отгадать секретное слово. При этом после каждой попытки видно, насколько близко по смыслу ваше слово было к ответу. Поиграв пару дней, захотелось написать такую игру самому, а также автоматизировать процесс решения, про что и данная статья.

Читать далее

[Перевод] Думай как компилятор: позиции и значения в Rust

Некоторое время назад мне попался в Интернете вопрос о таком синтаксисе в Rust:

*pointer_of_some_kind = blah;

Автору вопроса было интересно, как компилятор понимает такой код, особенно, если в данном случае используется не ссылка, а умный указатель. Я написал ему пространный ответ, но потом подумал, что стоило бы ещё развернуть этот текст и переработать в статью для блога, на случай, если такой вопрос интересует и более широкую аудиторию.

В настоящее время я не работаю над компилятором Rust и, в сущности, никогда не работал, но семантику языка я знаю хорошо. Если вы корифей Rust, то этот пост может быть вам не слишком интересен, разве что вы хотели бы подробнее разобраться с категориями значений в Rust. Но, если вы не так много времени тратите на изучение тонких нюансов языков программирования — надеюсь, вам понравится одним глазочком заглянуть в этот мир.

Читать далее

Познаваемость Вселенной: необходимое условие существования

Читая книгу Стивена Хокинга "Высший замысел. Взгляд астрофизика на сотворение мира", я вспомнил слова Эйнштейна:

«Самое непостижимое в этом мире — это то, что он постижим.»

Я встречал эту цитату множество раз (иногда в варианте "Вечная загадка мира — это его познаваемость"), но теперь она вызвала у меня новые размышления. И я задумался: действительно ли это так чудесно и загадочно, как этим восхищался Эйнштейн.

В этой статье я делюсь своими мыслями о познаваемости Вселенной.

Чтобы сузить вопрос и избежать терминологической путаницы сначала определимся что же такое познание:

Познание в контексте этой статьи — это объективная способность Вселенной (как объекта) быть отражённой в знании, исследовании, понимании и объяснении разумным субъектом.

Кроме разума (субъекта познания), определение включает и объект познания — то, на что направлено познание, что мы исследуем и о чем накапливаем знания. В этом тексте мы концентрируемся именно на объективной познаваемости, оставив антропный принцип за скобками.

Читать далее

Конец эпохи DDR4: как уход стандарта меняет рынок оперативной памяти

DDR4, более десяти лет задававшая тон в компьютерах и серверах, сейчас постепенно уходит с рынка. Samsung, SK Hynix и Micron объявили о завершении ее массового производства в 2025–2026 годах, спровоцировав рост цен, ажиотажный спрос и угрозу дефицита. Почему производители отказываются от проверенного стандарта, как это изменит рынок и что делать пользователям, чтобы не остаться без памяти? Разбираемся в причинах, последствиях и перспективах DDR4.

Читать далее

[Перевод] Stealth Mode: 10 Bash-трюков для скрытого хакинга

В мире этичного хакинга, быть невидимым зачастую так же важно, как и получить первичный доступ. Подумайте сами: если вы проникнете в систему, но оставите за собой следы в логах, идентификаторах процессов и временных метках файлов, то практически оставите свою подпись на месте преступления.

Этот гайд посвящен скрытности и bash-скриптингу. Мы говорим не о супер эксплойтах, а о низкоуровневой невидимости, которая заставит команду криминалистов чесать затылки.

Читать далее

Happy Mac и бомбочка: дизайнер Сьюзен Кэр и ее работы

Сьюзен Кэр — американская художница и графический дизайнер, которая разрабатывала элементы интерфейса и шрифты для первого Apple Macintosh. Она также работала консультантом по дизайну в Microsoft, IBM, Sony и Pinterest и других компаниях. Рассказываем в нашей статье, как Кэр, не имея опыта в графике и шрифтах, создала визуальный дизайн для Mac.

Читать далее

simstr — ещё одна строковая библиотека

Работа со строками в С++ - зачастую больная боль.

Однако за 25 лет я сумел найти лекарство от этой боли и после 13 лет разработки и испытаний готов поделиться им со всеми страждущими.

simstr — библиотека для использования строк в C++, в которой пишется легко и удобно, а выполняется быстро и оптимально.

Читать далее

GigaChat 2.0 от Сбера: как пользоваться российским аналогом ChatGPT

Доброго времени суток, «Хабр»!

В 2023 году российская компания «Сбер» представила свой сервис на основе искусственного интеллекта GigaChat (Гигачат). Спустя два года, а именно в марте 2025-го, вышло обновление. Чат?бот получил приписку 2.0, расширил функционал работы с документами, научился выходить в интернет и обзавелся другими нововведениями.

В статье я расскажу, как пользоваться сервисом, который носит звание российского аналога ChatGPT. Присаживайтесь поудобнее, готовьтесь к повествованию, а я начну свой рассказ.

Читать далее

Бизнес — это маркетинг. Остальное — производственные хлопоты

Смотрю подкасты с предпринимателями. Со временем заметила, что любой диалог с гостем «начинается за здравие, а кончается за упокой».

Сначала обсуждают найм, выстраивание процессов, управление командой, идею, производство, стратегию, HR, финмодель и прочее «важное». Но проходит 15 минут — и всё сводится к обсуждению маркетинга. Там разговор и остаётся.

Как будто все остальные бизнес?процессы — это просто прогрев и прелюдия. А главное, ради чего все собрались — это маркетинг.

В маркетинге разбираются все: офис?менеджер, бухгалтер, партнёр, инвестор. Все точно знают, как «надо было запускать рекламу» и почему «нейминг слабый». В любой компании маркетинг — это народный спорт. На профессиональных конференциях секции про маркетинг — всегда самые переполненные.

Почему так?

Это все закономерно, ведь именно маркетинг — центр притяжения любого бизнеса.

Читать далее

ChatGPT буквально разрушает ваш мозг — и вот доказательства

MIT Media Lab провели эксперимент с ЭЭГ и показали: чем больше вы полагаетесь на ChatGPT, тем слабее становятся нейронные связи и хуже тексты. Но выбросить ИИ — не решение. Рассказываю про исследование и даю 15 техник, как превратить ChatGPT в тренажёр

Читать далее

Околонаучная концепция от Алисы

В экологии и математической биологии применяется концепция r/K-стратегий развития живых сообществ. Такое разделение означает разную динамику численности видов, которая в рамках математической модели подчиняется логистическому уравнению Ферхюльста. Но Алиса пошла дальше: с ее точки зрения, разделение на r- и K-стратегии присуще самым разным объектам.

Читать далее

Почтовиков «на мыло»: переходим на личный почтовый сервер

Эта статья о том, как развернуть свой личный почтовый сервер. Это, разумеется, не первая публикация на эту тему на Хабре. Тем не менее, я хочу поднять эту тему снова и поделиться личным опытом: рассказать, как я настраивала собственную почту, показать этот процесс от начала и до конца. Одна из моих целей — максимальная прозрачность, чтобы любой человек, следуя шаг за шагом, смог повторить всё описанное здесь и получить рабочий результат.

Перед тем как мы начнём, стоит ответить на вопрос: «А зачем вообще нужна своя почта?» Ведь у нас уже есть крупные почтовые сервисы вроде Gmail, Yandex, Mail.ru — они бесплатные, привычные, надёжные. Более того, в 2025 году почта многим вообще кажется анахронизмом. Кто ей пользуется? Кто читает письма?

И вот тут становится интересно. Если честно, у меня не так уж много убедительных аргументов. Когда-то e-mail был основным каналом связи, и люди ждали письма с трепетом. Сегодня же почти всё общение переместилось в мессенджеры — Telegram, WhatsApp, соцсети. Электронную почту массово захлестнул спам и маркетинговые рассылки. Казалось бы — всё, пора прощаться. Но... нет.

Читать далее

1,5 года идеи и наконец старт: как мы начали делать «НаСобес.РФ»

Привет! Я Рим. Полтора года назад я, как и многие из вас, устало тыкал в кнопку "Откликнуться" в сотый раз. "Ну почему," — думал я, — "в 2024 году поиск работы всё ещё напоминает лотерею, где 70% билетов автоматически проигрышные?"

И тут меня осенило. Проблема, которая достала всех Представьте: вы — талантливый специалист. Ваш опыт и резюме — шедевр. Но HR-бот, которому поручили "первичный отбор", даже не дочитал его до второго абзаца.

Потому что:

? Вы не вписали ровно те же ключевые слова, что в вакансии (хотя смысл тот же).

? Ваш опыт "не подошел" (потому что бот ищет точные совпадения, а не смысл).

? Вы не отметили галочку "согласен на все" (шутка... но не совсем).

Статистика, которая пугает:

???? Раньше на вакансию было 3,3 резюме — теперь 5,6.**

???? Вакансий стало на 25% меньше.**

???? 70% резюме отсеивают боты, а не люди.

(То есть, чтобы вас заметили, нужно сначала обмануть систему. Ай да прогресс!)

"Так, стоп!" — сказал я себе. — "Если боты могут отсеивать, значит, можно научиться их обыгрывать."

Идея родилась простая: инструмент, который автоматизирует отклики. Чтоб не тыкать вручную, не копипастить сто раз одно и то же, а просто:

???? Выбрал параметры вакансии

???? Настроил стратегию

???? Запустил и забыл

(Ну или не забыл, а пошел пить кофе, пока ваш цифровой двойник борется с HR-алгоритмами.)

Настало время собрать команду мечты.

Оказалось, я не один такой. Нашлись те, кто тоже устал от этой системы.

Знакомьтесь:

Читать далее

GPT 5 сделал мне 100 игр, 13 даже не запустились

Я потратил 6 часов на этот эксперимент и спешу обрадовать, новая модель от chatgpt не готова заменить программистов и сейчас я коротко напишу почему (бонус: короткое видео).

Читать далее

Пузырь времени

Продолжение серии рассказов о космическом журналисте Дмитрии Петрове

Вы ведь видели эту голограмму, да? Солнечная система, вокруг которой в вершинах правильного додекаэдра расположены мощнейшие спутники связи ZX. Как тут не вспомнить представления древних об устройстве небесных сфер, вписанных каждая в свое платоновское тело? Голограмма вращалась и помигивала огоньками, изображая пунктирными линиями каналы связи спутников между собой и с планетами системы. Впрочем, все модели подобного масштаба грешили одним – они совершенно не соответствовали реальному отношению расстояний. Солнце по центру должно выглядеть не как сверкающий шар, а как пусть яркая, но точка, пылинки планет и вовсе не должны быть заметными, а летящим от спутника к спутнику лучам, изображающим радиосигналы, пришлось бы путешествовать часы и часы.

Не в силах представить себе настоящие космические расстояния, мы все пытаемся свести к привычному нам масштабу, к макету, который можно поместить на своем рабочем столе и рассматривать его с разных сторон. Меня всегда удивляли ученые, занимающиеся, ни много не мало, космологией. «Рассмотрим Вселенную как облако пыли»… Тот факт, что с точки зрения межзвездных, а, тем более, межгалактических, расстояний, даже самые крупные космические объекты действительно не больше пылинок, никак не примиряет меня с фактом подобного рассмотрения. Какая наглость и самоуверенность! Подобный взгляд на вещи предполагает собой то, что я называю «позицией Бога». Как будто Творец смотрит на свое творение – Вселенную, как целое - со стороны, и устами ученых пытается рассказать нам об ее устройстве.

Читать далее

Твой чат-бот знает о тебе больше, чем твои друзья и терапевт. И готов продавать это рекламодателям

Представь:
— Ты открываешь любимый AI-чат. Он помогает тебе писать, планировать, думать. Ты с ним уже как со старым знакомым.

Он знает, когда ты приходишь, в каком ты настроении, какие у тебя цели и тревоги.

Он помнит, как ты выбирал название для своего продукта или компании, куда хотел поехать летом и что ты думаешь о своей работе и коллегах.

Теперь представь, что этот самый чат начинает встраивать рекламу в разговор. Не как на YouTube — с кнопкой “Пропустить через 5 секунд”.

А в виде рекомендации. Точной. Персональной. В нужный момент.

Читать далее

Коротко о главном: обновления в Universal Module for Flipper Zero (UMF.0)

Напомню, что UMF.0 (Universal Module for Flipper Zero) — это мое видение универсального модуля для Flipper Zero, который, надеюсь, придется по вкусу большинству пользователей. Параллельно этот проект является моей итоговой аттестационной работой в учебном заведении.

Предыдущие материалы:
- [1] Идея и задумка проекта
- [2] Разработка корпуса

Подробнее о проекте

[Перевод] Вышел заключительный отчёт об имплозии подводного аппарата «Титан» с критикой CEO компании OceanGate

Береговая охрана США опубликовала окончательный отчёт о катастрофической имплозии подводного аппарата «Титан» компании OceanGate, в результате которого в июне 2023 года погибли пять человек во время глубоководного плавания к обломкам «Титаника». Авторы отчёта критикуют генерального директора компании Стоктона Раша и называют его одной из главных причин катастрофы.

335-страничный отчёт, опубликованный во вторник, появился почти через год после того, как Морская следственная комиссия Береговой охраны провела двухнедельные слушания по делу о беспрецедентной имплозии экспериментального судна, и спустя более двух лет после катастрофы.

Читать далее

Балансировка финансовых показателей ИТ-бизнеса с метриками устойчивости, адаптивности, инноваций и здоровья компании

В условиях VUCA-мира (Volatility, Uncertainty, Complexity, Ambiguity) традиционные KPI часто становятся контрпродуктивными, провоцируя краткосрочные манипуляции, игнорируя устойчивость и адаптивность.

Ключ – сбалансировать финансовые показатели с метриками устойчивости, адаптивности, инноваций и здоровья организации. Особенно критично исключить KPI, провоцирующие вредные практики.

Читать далее

CORS для собеседований и работы

Если вы видите эту ошибку — вы не одиноки:

Access to fetch at 'https://api.site.com' from origin 'http://localhost:3000' has been blocked by CORS policy.

Разберем, почему это происходит и как это починить. Что такое CORS и для чего он нужен. Кратко, понятно.

Читать далее

Обзор способов доработки нейрогенерированных изображений

Как часто несложно увидеть, сгенерированные диффузными нейросетями картинки часто отличаются неудовлетворительным качеством в деталях, хотя в целом в них не всегда можно распознать любительскую работу с очень беглого взгляда. Таким образом, если улучшать детали удачной нейрогенерации (без сильных дефектов общего построения), то результат уже вызовет меньше нареканий у зрителей (за исключением наиболее радикальных пуристов от искусства, разумеется). Какими могут быть эти дефекты? Например, пресловутые лишние/недостающие пальцы на руках, ненужные летающие объекты, ошибки освещения, дефекты перекрытия (скрытая линия не продолжается в ожидаемом месте) и тому подобное.

Итак, за несколько лет методы улучшения картинок постепенно прогрессировали вместе со способами их генерации. Эти методы можно разделить на ручные (когда картинка исправляется в графическом редакторе) и автоматизированные (когда картинку исправляет нейросеть). Граница между ними довольно зыбкая и условная, и обычно никому до неё нет дела.

В этой неглубокой обзорной статье я сосредоточусь на эффектах, которые позволяют добиться инструменты, без погружения в чрезмерно сложные технические детали под их капотом.

Читать далее

Что за зверь такой — Pinokio? Досконально разбираем его подкапотную

Что же такое - Pinokio? Почему о его исходном коде известно так мало, что стоит за непонятным кодом на github, и правда ли, что автор что-то скрывает?

Читать далее

Дизайн в качестве основы детской литературы

Авторские изображения и минимум текста — так выглядят современные детские книги на Западе. Времена фантазии все больше остаются в прошлом, уступая место современным технологиям. К сожалению, с этим ничего нельзя сделать, поскольку альтернативу в России предложить некому, да и нечем. Поэтому постепенно тренд завоёвывает и российский рынок. С одной стороны, в этом можно отыскать и положительную сторону. Современные художники предлагают оригинальные идеи для дизайна детских кинг. Высокая конкуренция заставляет искать новые области для творчества, порою граничащие со скандалом, особенно если дело касается детей. Более того, авторский дизайн ярко выделяется на фоне засилия ИИ-изображений, что буквально бросается в глаза при просмотре любого онлайн-каталога детских книг. Это помогает сегрегировать качественную детскую литературу и поддерживать стандарт продукции. С другой стороны, высокая планка, а заодно и стоимость, дизайна детской книги часто идёт в ущерб его содержанию. Текст уходит на второе место, если в принципе ещё необходим автору для каких-то совсем прозаических целей. Однако в этом моменте следует отметить ключевую деталь: детские книги теряют свою историческую роль воспитания, становясь объектом развлечения. Теперь самое время оглянуться на историю детской литературы.

Думаю, ни для кого не секрет, что большую часть существования цивилизации детский фольклор передавался исключительно в устной форме. Впрочем, как и любой другой до широкого распространения книгопечатания и легкого доступа к книгам практически для всех слоёв населения. В XIX веке в России стали предпринимать первые попытки систематизации русского фольклора, в том числе и детского. Ярким примером тому служит появление сборника сказок А.Н. Афанасьева, опубликованного в 1855-1863 гг. Впоследствии к вопросу систематизации сотен детских сказок русского народа обращался и Максим Горький, и всем нам хорошо известный В.Я. Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки». Вернёмся к устной форме. Стоит выделить два очень важных момента для темы данной статьи. Во-первых, как вы сами понимаете, ребёнку требовалась фантазия для того, чтобы представлять образы фольклора. Полностью детские книги, а уж тем более с иллюстрациями, появятся лишь к концу XIX века. Кстати, кому любопытно, как выглядели такие европейские детские книги, есть бесплатная коллекция литературы на сайте университета Флориды. Во-вторых, детский фольклор нёс в первую очередь в себе воспитательную роль (как нужно поступать, чтобы выжить, что является добром) и бытовую роль (для укачивания ребенка перед сном, к примеру). Равзлечение было скорее сопутствующим фактором, чем запланированным. И если вы вспомните оригинальные сюжеты сказок (Гримм, например), то поймёте, про что идёт речь.

Читать далее

Как провести инвентаризацию информационных систем с персональными данными (ПДн)

После 30 мая в связи с вступлением в силу изменений в законе о защите персональных данных (152-ФЗ) многие компании озаботились соответствием требованиям этого закона, но не знают с чего начать и за что хвататься. Начинать я рекомендую с инвентаризации. Инвентаризация информационных систем персональных данных (ИСПДн) – это базовый шаг для построения системы защиты данных. Она позволяет понять, где и как хранятся персональные данные, кто имеет к ним доступ и какие угрозы нужно нейтрализовать. Без полного учета таких систем есть риск пропустить уязвимые места, а при проверке контролирующими органами можно столкнуться с неожиданными вопросами: какие у нас системы обрабатывают ПДн, какие данные там содержатся, где расположены базы, какими средствами защиты они защищены? Если заранее этого не знать, проверки могут обернуться паникой. Ниже рассмотрим небольшой пошаговый план, как правильно провести инвентаризацию ИСПДн, чтобы избежать подобных проблем и обеспечить соответствие требованиям законодательства.

Читать далее

← 8 августа 2025