ProxyOrmModel — ORM-подход к работе с данными в Qt

Привет, Хабр! В этой статье я хочу рассказать о своём проекте — библиотеке ProxyOrmModel для Qt, которая упрощает работу с данными в моделях. Если вы когда-нибудь сталкивались с необходимостью фильтровать, сортировать, группировать или агрегировать данные в QAbstractItemModel, то, вероятно, знаете, как это может быть утомительно. Я решил создать инструмент, который делает это проще и удобнее, вдохновившись идеями ORM (Object-Relational Mapping) из мира баз данных. Здесь я поделюсь архитектурой, ключевыми классами и уроками, которые я вынес из разработки.
Читать далее[Перевод] Почему в Java 1 == 1 возвращает true, а 128 == 128 — false

Привет! Давайте поговорим кое о чем, что может удивить вас в Java — почему иногда сравнение чисел с помощью == работает не так, как вы ожидаете. Да, мы говорим о том, почему 1 == 1 возвращает true, а 128 == 128 — false. Звучит странно, правда? Давайте разберемся! Читать дальше →
Хотите ли вы дифрагировать так же, как хочу этого я?

Существует одна область, с которой мы так или иначе сталкиваемся в реальной жизни, и которая меня всегда довольно сильно привлекала — дифракция, так как она вызывает разложение света на радужный* спектр.
Мы наблюдаем это повсеместно: радуга после дождя, радужные ореолы в туманную погоду вокруг фонарей вечером, радужная поверхность мыльных пузырей и капель бензина на асфальте, поверхность CD/DVD дисков, лицензионные наклейки и прочее, прочее, прочее…
При этом с использованием этого эффекта можно создать интересную самоделку, доступную практически каждому, минимально «дружащему» с электроникой и программированием. Мне кажется, она потенциально может стать бестселлером (не знаю, насколько это слово применимо к самоделке, но тем не менее).
В любом случае, такая самоделка даёт новую неординарную возможность, до которой я додумался буквально недавно, и никогда не встречал её ранее: как создать дифракционную кухонную скалку или дифракционный малярный валик — довольно странные, но удивительные вещи. У меня самого ещё идёт мыслительный процесс и работа над результатом, и я решил с вами поделиться. Думаю, это будет интересно. А желающие могут попытаться даже обогнать меня в разработках ;-)
UPD. К моменту окончания написания статьи я догадался ещё до пары способов, и там вообще нужны только руки — даже безо всяких микроконтроллеров. Желательно >0 и этого достаточно :-))) Читать дальше →
Коротко про regexp в Go

Привет, Хабр!
Сегодня рассмотрим regexp — стандартный пакет Go для работы с регулярными выражениями. Если вы уже пользовались регулярками в других языках (например, Python, JavaScript или Perl), то знаете, как они могут нагружать процессор и вызывать некоторые подвисания.
Основное отличие Go — он использует движок RE2, который не поддерживает бэктрекинг. Это значит, что он работает за линейное время и не устроит сюрпризов в виде зависшего сервера.
Читать далееКак работают dict, slots и weakref в Python (и зачем это знать)

Привет, Хабр!
Сегодня рассмотрим как slots, dict и weakref помогают нам выжимать максимум из Python: экономить память, ускорять доступ к атрибутам и бороться с утечками.
Читать далееAnsible-pull и GitLab CI/CD: когда лучше тянуть, чем толкать

Ansible — мощный инструмент автоматизации, но его push-модель не всегда удобна. Когда требуется централизованный контроль большого числа серверов, могут возникнуть проблемы:
???? Нестабильные сети ? клиент может быть недоступен во время обновления.
???? Сложности с NAT ? серверы находятся в закрытых "серых" сетях.
???? Перемещаемые устройства ? подключаются к сети только время от времени.
Разбираемся, как ansible-pull решает эти проблемы на стенде, а также настраиваем CI/CD для тестирования и совместной разработки Ansible-ролей
Читать далееПишем отложенные сообщения для ВК на питоне

Данная проблема возникла у меня, когда мне нужно было уехать загород на несколько недель, при этом во время отъезда нужно было отправить сообщение в ВК, а доступа в интернет я не имел бы. Поискав информацию в интернете, я ничего не смог найти про отложенные сообщения в ВК, поэтому у меня остался только один вариант - придумать как реализовать свои отложенные сообщения для ВК.
Читать далееКак я отремонтировал уникальный смартфон-игровую консоль из Китая и стал обладателем ультимативного гаджета

Я большой фанат как консолей, так и смартфонов и охочусь за гаджетами которые объединяют в себе функционал обоих устройств. К сожалению, моделей такого типа наберется несколько десятков штук за всю историю существования телефонов, поэтому я стараюсь отремонтировать каждый нерабочий экземпляр, который попадает мне в руки. Недавно мне удалось приобрести уникальный смартфон из Китая всего за 1.000 рублей и оживить его. А если вам интересно как проходил процесс ремонта смартфона с потенциально мёртвой eMMC и на что такой девайс способен на практике — жду вас под катом!
Читать далееКак я сделал аналог Gumroad и Patreon в России
Всем привет, это мой небольшая рассказ, как почти за 3 года, на своем энтузиазме создал (и развиваю дальше) российский аналог Gumroad и Patreon.
Тут стоит начать с того, что это не является каким-то продуктом, созданным на чьи-то инвестиции. Не создан, чтобы продать себя и что-то типо того. Я делаю то, что сам использую, что мне нравится. Делаю на собственные средства и в свободное время. И это просто рассказ пути, ошибки и разочарования, радость и победы. Здесь не будет истории, как я за один день заработал миллионы долларов, создав стартап за 2 недели. Это долгий и тяжелый ежедневный процесс.
Оставляю ссылку, чтобы прочитав до конца, вы вернулись к началу - goga.zone
Читать далееПришествие Интернета в Россию. Часть 2: УНАС, ДЕМОС, МНОС и ИНМОС, или как «советизировали» UNIX

Итак, в начале 1984 года исходный код BSD-UNIX был выкачан советскими программистами и незамедлительно оказался в руках специалистов из Курчатовского института, которые занялись его изучением и адаптацией для работы на советских ЭВМ. Это стало отправной точкой для создания отечественной UNIX-подобной операционной системы ДЕМОС, адаптированной к «железу» производства СССР и стран СЭВ, а также к русскому языку. Параллельно с этим ещё несколько команд пытались реализовать те же идеи самостоятельно — по разным причинам и с разными успехами. Как это происходило, как об этом вспоминали участники, и почему в соревновании победил именно ДЕМОС? Читать дальше →
C палками, но без лыж. Куда меня привела северная ходьба (нет, не на пенсию) и почему ее стоит попробовать каждому

Привет, Хабр! Я Оля Жучкова, живу в Казани, в МТС работают Cluster lead Data Steward. А еще у меня есть любимое хобби — северная ходьба. Обычно, когда это говорю, собеседники улыбаются и записывают меня в пенсионерки. Вот поэтому сегодня хочу подробнее рассказать о своем увлечении и развеять миф о «бабушкином спорте».
Спойлер: северная ходьба не так проста, как может казаться со стороны. Правильная техника нагружает даже те мышцы, о существовании которых вы не подозревали, а эффект от хорошей прогулки не меньше интенсивного кардио в спортзале. Так что если ищете для себя серьезную, но полезную нагрузку, добро пожаловать, белые ходоки! Кстати, участников нашего клуба я называю красными ходоками, ведь это корпоративный цвет нашей компании.
Читать далееСоздание анонимного чата в Telegram: Бот с MiniApp интерфейсом. Часть 1 — Бэкенд на FastAPI, Aiogram, Redis и Centrifugo

Это первая статья из цикла, посвященного разработке телеграм-бота с MiniApp для случайных чатов. В этой части мы сосредоточимся на создании бэкенда, используя современные технологии: FastAPI для разработки API, Redis для хранения данных в реальном времени и Centrifugo для обеспечения мгновенного взаимодействия между пользователями. Сегодня мы подробно разберем архитектуру проекта, настройку серверов и реализацию логики бота.
В следующей статье мы переключимся на фронтенд и займемся разработкой MiniApp с использованием фреймворка Vue.js. Это позволит создать интуитивно понятный интерфейс для пользователей, где они смогут настраивать параметры поиска собеседника и общаться в режиме реального времени (Real time).
Читать далееКонструкция стика DualSense, запчасти и ремонт «дрифта»

История с поломками джойстиков Sony DualSense из-за «дрифта» стиков стала массовой сразу после его появления в 2020г. Многие владельцы жаловались на неисправность менее чем через полмесяца после покупки консоли. На Хабре в новостях об этом писал @maybe_elf.
Столкнулся с данной проблемой лично, делюсь изученной информацией об устройстве стика, причинах поломки и туториалом как все исправить в домашних условиях.
Читать далее[Перевод] Практическое руководство по выбору между ChatGPT, Claude, Gemini, Grok и Perplexity

Какой модели доверить свои задачи в 2025 году? От редактирования текста и кодинга до анализа видео с контекстным окном в 2+ миллиона слов — узнайте, какая модель решит именно ваши задачи и стоит ли платить за две подписки одновременно.
Читать далееReverse shell на Java или кошмар сисадмина

По итогам расследований нескольких инцидентов с безопасностью, рассказываю что еще из «зубастого и рогатого» бывает на свете. Еще один повод бросить это ваше ИТ и уйти в монастырь.
Читать далееКак один пост может поменять всю вашу жизнь

Начну с главного - не мою, но кажется, ближайшие пару дней вы из разных углов можете услышать, что кто-то гладит траву, чтобы зайти в соц сети. Почему?
Потому что новое iOS приложение "Погладь траву" только что вышло в App Store и стало в ТОП-10 бесплатных США, что говорит о том, что установок дофига.
В чем смысл прилы? Приложение, которое блокирует соц сети и чтобы разблокировать его вам нужно заснять на камеру, как вы гладите траву.
Почему оно стало популярным? Давайте вместе разберемся в этой статье. Меня зовут Юра, разработчик и фаундер нескольких продуктов, также пишу заметки о разработке своих и чужих продуктов в ТГ канале.
Читать далееКарликовый желтый гигант
Размышление о жизненных перспективах платформы 1С:Предприятие. Стиль изложения беглый профессионально?метафорический.
Читать далееЛампа для подсветки рассады или просто таймер. Конструкция выходного дня

Контроллер Лампы для Рассады
Умный контроллер освещения на базе ESP32 с управлением через Telegram бот. Проект выходного дня для любителей растениеводства.
Читать далееПервые шаги в BPMN. Типы диаграмм

BPMN — нотация, предназначенная для моделирования бизнес?процессов. В ней нет эталонного и единственно правильного способа смоделировать процесс. Вариантов описания много. При этом описываемые процессы будут с разными уровнями оптимальности и глубины.
Нотация — это свод знаков и правил их использования при описании процессов, или, другими словами, язык моделирования. Пользователи нотации, владея ее языком, находятся в едином информационном поле, что упрощает понимание.
BPMN считается гибкой нотацией, но как и у любого языка, у нее есть свои ключевые правила и элементы, которые, для полноценной коммуникации в рамках нотации, нужно знать.
Главное преимущество BPMN в том, что она понятна и бизнес?аналитикам, и программистам, и обычным сотрудникам — все могут смотреть на одну и ту же схему и понимать, как должен работать процесс.
Читать далееМини-ПК марта 2025: мощные новинки с Ryzen и AI-ускорением

Мини-ПК становятся все производительнее (хотя и не всегда, конечно), сохраняя компактность и энергоэффективность. В марте 2025 года в продажу поступили новые модели с процессорами AMD Ryzen Strix Point и Hawk Point, поддержкой искусственного интеллекта, высокоскоростными портами и улучшенными графическими возможностями. Короче, много всего интересного. В этом обзоре — свежие устройства от ACEMAGIC, MINISFORUM, Shuttle и Topton, которые предлагают передовые характеристики в миниатюрном формате.
Читать дальше →
[Перевод] Путь к масштабированию PostgreSQL: от теории к практике

"Postgres масштабируется" - нет других двух слов, которые вызывали бы больше споров. По крайней мере, в кругах, где я общаюсь, в подвале компании, где инфраструктурные эльфы заставляют Rails-приложение работать. Многие верят, вопреки всему и маркетинговым кампаниям Big NoSQL, что знакомая технология лучше, чем новый неизвестный инструмент, о котором только что рассказали на совещании руководства.
Честно говоря, я понимаю их позицию. Заставить Postgres писать больше данных может быть сложно. Вам нужно больше оборудования. В большинстве случаев его можно получить, просто нажав кнопку "Обновить". Но когда вы дошли до экземпляра r5.24xlarge
с 5 репликами такого же размера, и ваши процессы vacuum всё ещё отстают от графика, ситуация становится довольно пугающей.
Именно здесь начинается испытание для настоящего инженера. На пределе возможностей. Я говорю не о WebAssembly. Я говорю об инженерном духе, который смотрит на проблему под давлением руководства и вместо того, чтобы бежать к ближайшей команде продаж с большими обещаниями (но малым количеством фактов о вашем конкретном случае), решает её, используя базовые принципы.
А базовый принцип говорит нам, что нам нужно. У Postgres закончилась пропускная способность для записи. Либо из-за блокировок при работе с WAL, либо что-то застопорило vacuum. Вероятно, это та неактивная транзакция, которая открыта уже 45 секунд, пока приложение делает запрос к Stripe, но это не наша забота. Мы - инфраструктурная команда, и наша задача - заставить базу данных работать.
Читать далееПлановая экономика: что пошло не так?

Плановая экономика начинала довольно бодро, однако итог её всем известен. В какой-то момент становилось ясно, что она начала терять весь свой динамизм и управляемость. Когда это осознали и сами власти, плановая экономика закончилась.
Плановая система была не лишена многих проблем, над решением которых на протяжении многих десятилетий бились её сторонники, но не преуспели. Так что же пошло не так?
Ответы на эти вопросы — в статье.
Читать далее[Перевод] Вековая тайна геометрии раскрыта: математики нашли минимальный объем для вращения «карандаша» в 3D

Представьте карандаш на столе. Задача: повернуть его так, чтобы он указал в каждом возможном направлении ровно один раз, минимально соприкасаясь со столом. Можно вращать карандаш круговым движением вокруг середины, но существуют более эффективные способы.
По словам Джонатана Хикмана из Эдинбургского университета, эта проблема, хоть и кажется простой задачей о пересечении прямых, содержит удивительное богатство связей с другими математическими задачами.
Математики полвека искали оптимальное решение для трехмерной версии этой задачи: как направить карандаш во все стороны в пространстве, минимизируя объем, через который он проходит. Эта проблема не поддавалась решению даже выдающимся математикам и связана со многими нерешенными вопросами.
Читать далееКто воткнет свой флаг на Марсе?

Цвет флага каждый может определить для себя сам, речь о другом.
Сделаю свой прогноз на обозримое будущее пилотируемой космонавтики в отношении Луны и Марса.
Леопольд Ашенбреннер — бывший сотрудник OpenAI, специализирующейся на AGI:
«Итак, к 2027-2028 начнется эндшпиль. К 2028-2029 начнется интеллектуальный взрыв; к 2030 году мы увидим сверхразум во всей его мощи».
Я представляю себе этот эпический момент, когда человекоподобный робот с очень продвинутым ИИ в буквальном смысле слова выходит из спускаемого аппарата на поверхности Марса, произносит соответствующие пафосные слова о величии совершаемой человечеством миссии и втыкает флаг, а потом еще и, возможно, отдает честь под восторженные крики и обнимашки миллионов земных наблюдателей этой прямой трансляции.
Читать далее«Философия платформы TeqFW» или «Как усложнить себе жизнь, делая вид, что это инновация»

Аудитория Хабра, в силу своей айтишности и любознательности, отлично подходит для различного рода экспериментов . Этот документ - эксперимент. Создан мной в соавторстве с LLM и предназначен как для людей, так и для LLM. Хочу увидеть реакцию людей. Реакцию LLM я уже видел.
Всё изложенное касается только разработчиков на JavaScript (JS !== TS).
Философия Tequila Framework (TeqFW) — это мой личный взгляд на организацию разработки веб-приложений. Я, Алекс Гусев, сформировал этот подход, исходя из собственного опыта, который сосредоточен на модульных монолитах с одной базой данных. Этот документ отражает именно такой контекст и не претендует на универсальность.
Некоторые из представленных идей могут быть полезны в более широком смысле, но ряд принципов окажется нерелевантным или даже вредным вне сферы монолитных архитектур. Важно учитывать эту ограниченность при интерпретации материала.
Документ предназначен для формирования когнитивного контекста как у естественных интеллектов, так и у искусственных. В нём затрагиваются как специфические аспекты веб-разработки, так и более общие вопросы архитектуры ПО, с упором на снижение избыточной сложности, улучшение структурированности и адаптируемости к изменениям.
Читать далееКвантовый компьютер Willow и многомировая интерпретация квантовой механики

Эффект квантового превосходства остаётся самым очевидным и при этом труднообъяснимым преимуществом квантовых компьютеров над классическими. Квантовое превосходство наступает в момент, когда квантовый компьютер оказывается в состоянии выполнить вычисление, недоступное классическому компьютеру. Впервые квантовое превосходство было достигнуто в октябре 2019 года на компьютере Google Sycamore, для вычислений на котором используются 53 кубита. Этот эксперимент был подробно описан уважаемым Тимуром Кешелавой в статье «Квантовое превосходство», вышедшей по горячим следам эксперимента. Сегодня реальность квантового превосходства уже не вызывает сомнений, и учёные пытаются определить, чем можно объяснить этот эффект. Уважаемый @dionisdimetor ещё в 2023 году написал на Хабре подробную статью «Квантовый компьютер: его превосходство, несходство и недосходство в сравнении с классическим», и в этой статье упомянул одну экзотическую идею. По мнению ряда учёных, среди которых особенно заметен Дэвид Дойч, квантовый компьютер экспериментально свидетельствует в пользу многомировой интерпретации квантовой механики, предложенной Хью Эвереттом. Ранее на Хабре уважаемый @SLY_G публиковал на сайте перевод статьи «Многомировая интерпретация и мультивселенная — могут ли они оказаться одной и той же идеей» под авторством знаменитого физика Шона Кэрролла (род. 1966). Если вас интересует подробный разбор многомировой интерпретации с точки зрения квантовой и классической физики, рекомендую прочитать увлекательную книгу Шона Кэрролла «Квантовые миры», которую я в своё время перевёл на русский язык для издательства «Питер». Ниже попробуем разобрать, как с такой интерпретацией согласуется квантовое превосходство.
Читать далееNVIDIA в 2025: кризис или временный манёвр?

NVIDIA, долгое время остававшаяся лидером в производстве чипов для искусственного интеллекта, сталкивается с беспрецедентными вызовами. Налоги, запреты на продажи в Китай и растущая конкуренция со стороны AMD, Intel и китайских компаний ставят под вопрос её доминирование. В статье разбираем ключевые проблемы 2025 года, возможные сценарии развития событий и будущее технологического гиганта в условиях глобальных изменений. Читайте до конца, чтобы узнать, какие шаги NVIDIA может предпринять — и как это повлияет на индустрию ИИ.
Читать далееГлубокий разбор новых указателей в Go 1.24: слабые указатели и их реализация
Go 1.24 привнес в язык новый тип указателей – слабые указатели (weak pointers). В этой статье разберёмся, что они из себя представляют, как устроены внутри компилятора и runtime, а также как их использовать для оптимизации кода. Мы подробно изучим внутреннее устройство новых указателей, примеры их применения (например, для создания самоочищающихся кешей) и посмотрим, как они работают под капотом с точки зрения управления памятью и производительности.
Читать далееКатегорийный менеджмент и Искусственный интеллект – мы вместе или как?

Привет! Давайте порассуждаем, могут ли инструменты категорийного менеджмента и технологии искусственного интеллекта дополнять друг друга. Или все же искусственный интеллект (ИИ) будет замещать категорийных менеджеров?
Читать далееАвтоматизируй всё! Настройка CI-CD в Unity Часть вторая. Сборка Unity Cloud build

Привет, Хабр!
Собираешь билды вручную и теряешь кучу времени? Эта статья позволит тебе автоматизировать процесс сборок в с помощью Unity Cloud Build. Одна кнопка — и билд готов!
В этой статье мы по шагами пройдемся и настроим сборку на Unity Cloud build
Читать далее[Перевод] Трансформация клеток кожи в функциональные нейроны

Ученые Массачусетского технологического института разработали способ преобразования клеток кожи непосредственно в клетки мозга, что стало потенциально крупным прорывом в области регенеративной медицины. Трансформация протекает чрезвычайно эффективно, без необходимости проходить промежуточный этап преобразования в плюрипотентные стволовые клетки.
Читать далее