← 26 июня 2025          28 июня 2025 →          А сегодня?

27 июня 2025 на Хабре было опубликовано 108 статей.

Протон-Импульс. Самый защищённый оптический домофон

Приветствую всех!

Несколько раз я уже рассказывал об оптических домофонах. И вот сейчас ко мне в руки попал третий тип оптических электронных ключей. Помимо того, что эти домофоны выпускались на предприятии, изначально никак на них не специализировавшемся, они примечательны ещё рядом свойств. Какими же? Давайте разбираться.



Итак, в сегодняшней статье поговорим про домофоны «Протон-Импульс». Узнаем, чем же они так примечательны и как же они устроены. Традиционно будет много интересного. Читать дальше →

Онлайн миграция системного диска Enterprise Linux на другую СХД

Иногда бывает, что наступает EndOfLife систем хранения данных (СХД) и их нужно выводить из работы, т.к. заканчиваются запчасти.

В нашем случае оказалось, что неcколько хостов с Enterprise Linux загружены с этой СХД и необходимо их плавно перевести на другую.

Подключить две СХД через SAN к серверам достаточно просто, но как перетащить систему так, чтобы это прошло с минимальным влиянием на бизнес-процессы?

В прошлой статье в блоге Bercut я знакомил читателя с утилитой fsarchiver, сегодня мы рассмотрим другой вариант миграции с pvmove и qaucli.

Читать далее

Фонтан фантазий: читательские концепции игр в журнале «Великий Dракон»

Как читатели российского журнала сочиняли сюжеты и концепции для игр, а также предвосхищали появление известных хитов.

Как-то я рассказывал об инди-игре, созданной по мотивам рисунка из российского журнала «Великий Dракон» (выходил с 1995 по 2003 год). От другой игровой прессы издание отличалось огромным разнообразием тематик — половина материалов в журнале была написана не редакцией, а обычными читателями. По большей части «Великий Dракон» напоминал фэнзин, где мог опубликоваться любой человек, умеющий связно рассказывать про игры. Журнал жил за счёт читательских писем, рисунков и комиксов.

Для них было создано несколько постоянных рубрик, но нас интересует именно раздел «Фонтан фантазий», в котором и был опубликован тот самый рисунок. В этой рубрике читатели сочиняли собственные сюжеты для игр, продумывали игровые механики и рисовали схемы уровней.

Читать далее

Защита от DDoS или как нам «впаривают» страх

Вокруг DDoS-атак и защиты от них сформировался целый рынок страха, где услуги нередко продаются втридорога, а реальная потребность большинства сайтов в дорогих анти-DDoS-решениях сильно преувеличена. В этой статье я разберу, как устроены DDoS-атаки, почему большинство сайтов не нуждаются в дорогостоящей защите и как можно эффективно и недорого обезопасить свой ресурс.

По полочкам:
- Чего действительно стоит бояться, а что — просто маркетинг;
- «Бесплатный анти-DDoS» — провайдер защищает себя, но, типа, нас;
- 1000 скачиваний одной картинки — это и есть DDoS от которого падают наши сайты;
- Как отсеивать HTTP-бото-мусор одной проверкой JavaScript;
- Как развернуть страницу верификации на своем сервере и эффективно отсеивать ботов;

Читать далее

От BlueBorne до LE Secure: как Bluetooth выжил после самых громких дыр

Bluetooth десятилетиями связывал наши устройства «по воздуху» — от беспроводных наушников до умных замков. Но за это время протокол пережил ряд катастрофических уязвимостей: от BlueBorne, позволяющей атаковать устройства без единого клика, и цепочки дыр в BLE Secure (KNOB, BLESA и другие) ломало защиту на корню. 

Как же за эти годы эволюционировали механизмы безопасности, чтобы сегодня Bluetooth оставался надёжным фундаментом для миллиардов устройств? Подробности — далее.

Читать далее

TIG сварка в домашней мастерской, знакомство. Часть 3. Подключение, электроды


Продолжим погружаться в восхитительный мир тонкой и качественной сварки любых металлов средствами TIG процесса — работа неплавящимся вольфрамовым электродом в среде аргона, оборудование для которого может быть сравнительно простым, доступным и ремонтопригодным, вплоть до самодельных установок. Исходные условия: любительская домашняя мастерская, невеликий бюджет, нуль опыта. В части №1 мы уже познакомились со средствами защиты и газобаллонной частью дела; в части №2 коснулись сварочных аппаратов и горелок. Читать дальше →

Архитектура PERA для построения промышленной сети

Промышленные сети на многих предприятиях развиваются достаточно хаотично, как правило, вырастая как дополнение к корпоративной сети. Однако такой хаотичный рост зачастую приводит к появлению слабых мест в сетевой топологии: отсутствию резервирования, использованию общего с корпоративным сегментом оборудования, узким местам в пропускной способности каналов связи и многому другому.

В этой статье мы рассмотрим архитектуру Purdue Enterprise (PERA), в рамках которой была разработана эталонная модель для потоков данных в промышленных сетях, где производственные процессы полностью автоматизированы. Будучи разработанной еще в начале 90х, эта модель стала стандартом для построения сетевой архитектуры с учетом требований безопасности, разделяя уровни сети для поддержания иерархического потока данных между ними.

Читать далее

Как перевести bluetooth в headset_head_unit на raspberry pi даже если последняя против


Иногда при подключении bluetooth устройства к raspberry pi данное устройство по каким-то причинам не хочет записывать аудио через bt, хотя такая возможность на самом устройстве предусмотрена. Это касается bt наушников, гарнитур, у которых имеется режим headset_head_unit.
Читать дальше →

Путеводитель по Ktor JWT auth на стороне сервера

Документация Ktor по server-jwt неполна. Если необходимо сделать что-то за рамками «Hello world», придется лезть в исходники и городить костыли. Какой-то консистентности и предсказуемости ждать не стоит, возможно, не обошлось без заговорщиков.

Статья покроет необходимую базу для работы с JWT и убережет от множества подводных камней.

Читать далее

Сказал боту «люблю» — что теперь? Мой опыт работы с ИИ-компаньонами

Можно ли стать ближе к себе, разговаривая с алгоритмом? Я Ольга Титова – когнитивный психолог, AI продакт-менеджер в Wargaming и часть команды FemTech Force. Делюсь личным опытом работы с ИИ-компаньонами, и тем, как чат-боты помогают исследовать желания и состояние здоровья, справляться с одиночеством, и учиться говорить о важном (и какие есть подводные камни).

Читать далее

Подземелье и драконы: что общего между метро и разработкой

Привет, я Светлана Газизова, и, как несложно догадаться, я работаю в Positive Technologies. Занимаюсь я всяческим AppSec и всем, что к нему близко. Занимаюсь я этим серьезное количество времени — уже пятый год.

Сегодня хочу рассказать вам, насколько развитие AppSec и DevSecOps (да и вообще в целом практика безопасной разработки) похоже на то, как развивалось метро в Москве. Да?да, именно метро!

Мне кажется, многих это сравнение может немного смутить. Но на самом деле в этих двух явлениях обнаруживается большое количество похожих паттернов. Поэтому я думаю, что мы с вами сегодня вместе к этому придем.

Когда я только начинала работать в информационной безопасности, мне и в голову такое не приходило, но чем больше я погружалась в тему, тем отчетливее виделись эти неожиданные сходства. Пытаться понять мир безопасной разработки — как смотреть на схему метро: сначала кажется, что это хаотичное нагромождение линий, а потом вдруг понимаешь всю продуманность этой системы.

Так что устраивайтесь поудобнее — сегодня у нас будет необычная экскурсия. С одной стороны — в мир безопасной разработки со всеми его AppSec'ами и DevSecOps'ами. С другой — в московское метро с его кольцами, диаметрами и постоянно растущей сетью станций. Готовы? Тогда поехали!

Читать далее

Как нейросети стали лучшими подружками домохозяек

Когда-то уборка казалась моей жене бесконечной каруселью: только пропылесосила — снова грязь. Протёрла пол — уже капли воды на стекле. Хоть стой на месте и плачь. Но технологии не стоят на месте! И вот теперь на сцену выходят... нейросети. Да-да, те самые, которые писали научные работы, выигрывали конкурсы красоты роботов и пугали нас восстанием машин. Теперь они помогают нам в доме так, что остаётся только удивляться. Рассказываю, что и как.

Читать далее

А так ли хорош TOGAF?

Модель архитектуры предприятия TOGAF была разработана много лет назад и в определенной степени стала стандартом, описывающим различные варианты создания архитектуры. Но помимо сторонников TOGAF у нее есть также и свои противники и в этой статье мы попробуем рассмотреть и ответить на некоторые доводы, которые они приводят.

Но для начала я напомню суть модели архитектуры TOGAF.

Читать далее

HackTheBox Labs (Starting Point) — Fawn

Доброго времени суток всем!
Это вторая статья из серии Starting Point на HackTheBox. В ней попробуем разобраться в работе FTP-протокола и выполним несложные задачи.

Внимание!!!
Я настоятельно рекомендую сначала попробовать решить задачу самостоятельно, а в случае затруднений обратиться к подробному пошаговому руководству. Это позволит вам лучше понять процесс и развить собственные навыки. Также вы можете изучить различные подходы к решению и логику мышления.

Читать далее

Fleet&Osquery — швейцарский нож для ИБ, или Как мы сами себя успешно ддосили

Всем привет, меня зовут Денис, и я старший инженер инфраструктурной безопасности в Ozon. Эта статья — продолжение цикла про osquery и Fleet.
Предыдущие статьи вы можете почитать здесь и здесь.

В статье хочу поделиться радостью и «болью» опыта эксплуатации связки Fleet и osquery в масштабе e-commerce/highload.
Этот опыт будет полезен тем, кто ещё только думает об этой связке и планирует её внедрять, а также тем, кто уже внедрил и эксплуатирует.
Osquery мы эксплуатируем на рабочих станциях и серверах под управлением операционных систем MacOS, Windows и Linux.
Для начала стоит напомнить, что такое osquery и Fleet и почему они так классно друг друга дополняют.

Osquery — opensource, написанный на С++, представляет собой агента, запущенного на хостовой (и не только) ОС, который может предоставить большое количество информации о вашей системе и событиях в виде СУБД.

Также osquery имеет два вида запросов:

Читать далее

Портирование фреймворка ROOT на архитектуру e2k

Современная наука невозможна без компьютерных вычислений — от обработки результатов измерений до моделирования процессов. Одним из наиболее широко используемых инструментов для вычислений в ядерной физике и физике высоких энергий является фреймворк ROOT, разрабатываемый в CERN.

Собственная архитектура e2k с очень длинной машинной командой VLIW не позволяет отечественным процессорам Эльбрус без портирования нативно запускать программное обеспечение, в том числе и ROOT.

В статье рассмотрим "айсберг" проблем, с которыми пришлось столкнуться в ходе портирования ROOT, а такжк сферу и примеры его применения.

О портировании и тестах ROOT читайте далее

Ранний взгляд: как ИИ научился видеть то, что врачи не замечают

Сегодня расскажу о проекте, который выглядит вроде бы несложно, но может предотвратить десятки тысяч госпитализаций и сэкономить миллиарды в здравоохранении.

А еще припомню несколько схожих ситуаций: о том, как ИИ уже помогает врачам и пациентам.

Читать

Собирали франкенштйена из mdadm, LVM и bcache? Теперь попробуйте ZFS


Привет! Меня зовут Ваня, я системный администратор в Selectel. Представьте, что вы используете mdadm для отказоустойчивости, bcache — для ускорения медленных HDD, cryptsetup — для шифрования данных, LVM — потому что нужно создавать в рейде несколько блочных устройств, и btrfs — за любовь к сжатию и снапшотам. А теперь прихожу я и говорю, что все это можно заменить одной файловой системой — ZFS. Как именно? Под катом разберемся в ее устройстве, но без излишнего погружения — не будем превращать статью в «простыню». Читать дальше →

Гонка терабайт: как изменятся объемы SSD-накопителей к 2027 году

В 2024 году рынок SSD-накопителей вступил в новую фазу развития — SK Hynix и Samsung представили накопители с объемом 61,44 ТБ, а Solidigm начала продажи SSD D5-P5336 рекордной емкостью 122,88 ТБ.

Попытки создать сверхъемкие SSD предпринимались и раньше. В 2018 году компания Nimbus Data анонсировала ExaDrive DC100 — накопитель емкостью 100 ТБ для корпоративного сегмента, который начал продаваться в 2020 году. Однако его цена в 40 000 долларов и ограниченная доступность сделали его скорее технологической демонстрацией, чем массовым продуктом. Сегодня же высокоемкие SSD становятся всё более доступными.

В этой статье проанализируем, как будет развиваться емкость SSD-накопителей в ближайшие годы, какие объемы хранения данных станут доступны к 2027 году и сможет ли SSD окончательно вытеснить HDD в корпоративном сегменте.

Читать далее

Оно живое, и оно растет: новый материал из цианобактерий для связывания углерода



Наука всегда была основным инструментом поисков ответов на вопросы обо всем, что нас окружает. Помимо этого, наука становится первопроходцем когда речь заходит о поисках нового чего-либо: новых источниках энергии, новых лекарств, новых материалов и т. д. Список можно продолжать очень долго, ведь общество, технологии и, как следствие, потребности развиваются, тем самым порождая необходимость в более эффективных, производительных, экологичных системах. Говоря о материалах, ученые из Швейцарской высшей технической школы Цюриха разработали новый и весьма необычный материал, который буквально живет свое жизнью и растет, в процессе поглощая CO2. Из чего сделан этот материал, как именно он функционирует, и где может применяться? Ответы на эти вопросы мы найдем в докладе ученых. Читать дальше →

Как мы с помощью FreeSwitch сделали IP-телефонию по принципу Lego и с ассистентами вместо человечков

Привет, Хабр! Меня зовут Илья Волынкин, я CTO платформы МТС Exolve. Когда мы говорим про VoIP-телефонию, первая ассоциация — Asterisk. Это open-source ПО захватило рынок и его аналоги не так популярны. На True Tech Day я рассказал про наш опыт с FreeSwitch — инструментом, решающим гораздо более масштабные задачи. 

Благодаря ему мы смогли построить платформу, которая позволяет реализовывать сложные сценарии, добавлять разные модули (например, с AI под капотом), и собирать себе системы телефонии по принципу Lego. Под катом: рассказ про то, как сейчас усложнилась инфраструктура для звонков, какие есть варианты реализации VoIP и как это может развиться в будущем. 

Читать далее

Как я использовал ИИ для создания трейлера книги: опыт без дизайнера

Буктрейлер это видос от 90 до 180 секунд про книгу, как в кино, ну только не про кино.

Сначала я честно пытался найти исполнителя, ну как это обычно бывает, решил делегировать задачу. Они (исполнители) существуют, найти очень просто, но те примеры работ, что выложены в рамках портфолио, ну мягко говоря, напоминают презентации из 90х. Закат сменяется ночным небом, описание в стиле начальных титров из “Звездных войн” (ну те, которые под 45% уходят вверх экрана) и в конце колхозный Mockup самой книги. 

Читать далее

IT-расклад для стажеров: пять направлений для твоей будущей карьеры

Привет, Хабр! Это команда стажировок Авито и мы подготовили простой тест для стажеров, которые не знают, как выбрать направление в IT. 

На стажировке в Авито начинающие инженеры могут за полгода дорасти до уровня junior в QA или Frontend-, Backend-, Android- и iOS-разработке. С первых дней на программе ты сможешь работать над реальными задачами рука об руку с более опытными коллегами. А что именно нужно будет делать и как подобрать наиболее подходящее направление развития — узнаешь из этой статьи. 

Читать далее

SPC против Microsoft. Как PowerPoint убил Harvard Graphics: история упущенного будущего


Когда мы говорим «презентация», сразу же представляем себе PowerPoint. Эта программа стала абсолютным стандартом, хотя она была далеко не первым инструментом для создания последовательности слайдов, содержащих текст, графику и художественные элементы оформления. Задолго до появления PowerPoint и буквально через год после выпуска Windows 1.0 на свет появилась программа Harvard Graphics, которая имела все шансы занять место безальтернативного лидера в сфере электронных презентаций. Но — не сложилось. Почему?
Читать дальше →

Ryzen 5 5500X3D: лучший бюджетный процессор для игровых ПК или старье под AM4?

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан, а каждый бюджетный геймер, совершенно того не желая, живет в вечном поиске компромиссов. Ведь производительность сборки почти всегда прямо пропорциональна цене компонентов, которые лежат в ее основе. А когда денег немного, прямо скажем, особо не развернешься. Поэтому остается жить и надеяться на удачу. Интересно, тянет ли на эту роль новый процессор Ryzen 5 5500X3D?

Читать далее

Доморощенный OSINT для соискателя. Краткая инструкция

Это всё о том, сколько чудесного и неожиданного можно узнать о потенциальном работодателе из открытых данных, и что делать, чтобы не проработать месяц-два бесплатно и не обмануться с другими ожиданиями. Спойлер: увидеть можно многое — от потенциального банкротства компании до дела о мошенничестве. 

Никто из работодателей не напишет на сайте или в описании вакансии: «Ну да, так-то у нас иногда кассовые разрывы бывают, но мы тут держимся». Вместе этого будет: «Мы — признанные лидеры там-то и сям-то, нам доверяют, мы меняем мир, мы —  динамично развивающаяся компания с сильным корпоративным духом (да, такие описания и кислотой не вытравить) и прочие «выше нас только горы». 

Самое замечательное может начаться, если найти 10-15 минут времени и всмотреться в эту бездну успеха. 

Где и что искать

Вымогатели подали претензию: F6 обнаружила новые атаки группы Werewolves

Аналитики Центра кибербезопасности компании F6 обнаружили новую волну вредоносных рассылок от киберпреступной группы Werewolves. Злоумышленники направляют фейковые досудебные претензии с вредоносными вложениями от имени завода спецтехники, веб-студии и базы отдыха.

Читать далее

Что делает enumerate() и почему это лучше, чем range(len(...))

Привет, Хабр!

Сегодня коротко, но по существу разберёмся, зачем вообще нужен enumerate() в Python и почему он почти всегда лучше, чем старый добрый range(len(...)).

Читать далее

[Перевод] Как мог бы выглядеть Kubernetes 2.0

В сообществе наделала шума свежая статья о том, каким мог бы быть Kubernetes, если бы его создавали с учётом всего, что мы знаем сейчас — почти десятилетие спустя после выхода версии 1.0. В ней DevOps-инженер Мэт Дугган предлагает заменить etcd и YAML (на HCL!), а также размышляет про новый пакетный менеджер вместо Helm и IPv6 по умолчанию. 

Перевели текст для тех, кому хочется посмотреть на предложенные идеи и обсудить их, а читать на английском не очень комфортно. 

Читать далее

Будущее ИИ — формальные грамматики

Почему даже самая мощная LLM иногда выдаёт бессмысленные фразы и противоречия? Всё дело в экспоненциальном росте вариантов (N^M) и свободном копировании человеческих ошибок. Читайте статью, чтобы узнать, как мы с помощью формальных грамматик превращаем хаотичную генерацию в управляемый синтез, усиливая роль семантики и соблюдая структурные правила.

Читать далее

Конвейер цифровых сервисов: как создавать и предоставлять услуги без сбоев и стресса

Если внедрять и поддерживать ITSM-систему, обязательно столкнешься с заявками по ошибочно выбранным услугам и прочими неприятностями.

Привет, Хабр! Я — Ксения Попова, младший бизнес-аналитик в ITSM 365. Сейчас расскажу, как мы минимизируем проблемы в предоставлении сервисов.

Читать далее

Эффективный инференс множества LoRA адаптеров

LoRA — популярный метод дообучения больших моделей на небольших датасетах, однако на этапе инференса низкоранговые адаптеры работают неэффективно, а их объединение с весами требует хранения отдельной полной копии модели для каждого адаптера.

MultiLoRA решает эту проблему, позволяя одновременно выполнять инференс с несколькими адаптерами на основе одной базовой модели.

В статье мы сравним производительность MultiLoRA-инференса в двух популярных фреймворках — vLLM и TensorRT-LLM. Тесты проведём на готовых релизных Docker-образах, оценивая, какой фреймворк эффективнее обрабатывает батчи запросов в сценариях, близких к офлайн и асинхронному инференсу.

Читать далее

Как ChatGPT удалил в нашем чате 555 спам-сообщений с точностью 98,38%

Небольшой православный телеграм-канал на ~4 тыс. чел., где я состою в числе редакторов, ежедневно атакуют спамеры. Ввиду его тематики к обычному спаму прибавляется еще и разный специфический, о чем я скажу позже. Поэтому без бота-модератора нам не обойтись.

Сначала я написала простого бота на aiogram, который фильтровал сообщения по ключевым словам. Но этого оказалось недостаточно...

Код на Python, скрины и цифры

Как я делал LoRa + GPS-трекер для соревнований по спортивному ориентированию

Привет, меня зовут Павел, я программист-эксперт в отделе разработки серверных решений ЮMoney. Это не первая моя статья для блога компании на Хабре — уже выходило два текста о том, как и во что эволюционировали наши конечные автоматы (Часть 1 и Часть 2), вы их очень тепло приняли. В этот раз речь пойдёт про неожиданные проявления моего увлечения программированием. Когда-то у меня получилось сделать GPS-трекер для соревнований по спортивному ориентированию. Хочу поделиться этой историей и рассказать, во что этот GPS-трекер превратился за 17 лет.

Читать далее

Локальный чатбот без ограничений: гайд по LM Studio и открытым LLM

В этой статье мы не только установим локальный (и бесплатный) аналог ChatGPT, но и сделаем обзор нескольких открытых LLM, разберёмся в продвинутых настройках LM Studio, подключим чатбота к Visual Studio Code и научим его помогать нам в программировании. А ещё мы посмотрим, как можно тонко настраивать поведение модели с помощью системных промптов.

Читать далее

[Перевод] В какой момент у младенцев пробуждается сознание?

Джеффри Лоусон родился недоношенным в феврале 1985 года. Вскоре после этого новорождённому пришлось перенести операцию на сердце без анестезии. Он оставался в сознании на протяжении всей операции, и ему дали только павулон, мышечный релаксант, чтобы он не двигался. Через пять недель он умер.

После смерти Джеффри Лоусона его матери сказали, что её сын был слишком мал, чтобы перенести анестезию. А анестезиолог попытался заверить её, что нет никаких доказательств того, что недоношенные дети чувствуют боль.

История семьи Лоусон, ставшая знаменитой в области исследования боли, не была чем-то исключительным. До 1980-х годов хирургические операции на младенцах регулярно проводились с минимальной анестезией или вообще без неё. Даже явные защитные реакции на болевые раздражители считались простыми рефлексами.

Читать далее

Наводим порядок в загрузке данных Angular с помощью резолверов

Всем привет! Сегодня хочу разобрать кейс, с которым сталкивается почти каждый Angular-разработчик на существующем проекте.

Часто в компонентах можно встретить такой код:

Читать далее

Эволюция: перегонит ли ИИ человечество?

Ажиотаж вокруг нейросетей и искусственного интеллекта поутих, а значит, можно немного поделиться своими мыслями на тему. Итак, приготовим щит от тухлых яиц да гнилых помидоров и приступим.

Читать далее

Треть века в ящике. За что мы всё еще любим электронную почту и почему она будет жить вечно?


Глубокая ночь, ритмичный перестук набирающего номер модема в тишине. Ароматный пар из кружки только что сваренного кофе — нужно сохранить бодрость до рассвета, когда закончится действие льготного ночного тарифа. Из динамика раздается пронзительный писк, шипение, и значок E-Type Dialer наконец зеленеет — я запускаю Outlook Express, чтобы проверить почту. Так начинался каждый мой сеанс работы в интернете двадцать семь лет назад. Впрочем, примерно так же он начинается и сейчас, разве что вместо стандартного почтового клиента из Windows 98 у меня теперь Thunderbird. Скорости соединения многократно выросли, до неузнаваемости изменился софт, да и интернет стал совсем другим, но электронная почта по-прежнему остается основным средством общения для миллионов юзеров, живущих в разных уголках планеты, — несмотря на появление соцсетей и всех этих «Телеграммов» с «Вотсапами». И, кажется, я знаю причину её долголетия.
Читать дальше →

Как коммуницировать, чтобы подписать договор на своих условиях?

На сегодня 99% коммуникации по подписанию договоров происходит письменно. Но несмотря на то, что перед написанием комментария в договор или сообщения потенциальному заказчику можно перепроверить вложенный в текст посыл, все равно периодически возникают письменные конфликты.

Даже в ситуации, когда, казалось бы, обе стороны заинтересованы в продолжении общения и заключении договора.

(иначе зачем они вообще общаются?)

? Знаете, что сильнее всего мешает в переговорах по договорам?

???? Эмоции.

???? Мне кажется, периодически люди слишком активно воспринимают позицию другой стороны на свой счет. И ошибка тут может прятаться в том, что по большому счету мы можем вообще не знать, какова в принципе позиция с той стороны.

Бывает, что письменная коммуникация настолько не развита, что из сообщения другой стороны считывается всё, что угодно, но только не реальное положение вещей.

То есть нам что-то написали, а мы отреагировали не взрослой реальностью, а какими-то внутренними тревожными кнопками, которые "Здравствуйте, Варфоломей!" воспринимают, как начало конфликта.

???? Другая ошибка, на мой взгляд, кроется в том, что если другая сторона переговоров перегибает палку в своих формулировках (а такое тоже бывает), мы достаточно быстро теряем из поля зрения цель переговоров и окунаемся в алгоритм «в интернете кто?то не прав, сейчас я ему всё докажу!».

Чем я руководствуюсь при согласовании договоров?

Читать далее

Файлы под контролем: наш путь к эффективной организации данных на примере одного проекта

Рано или поздно любой разработчик мобильных приложений сталкивается с необходимостью внедрения в приложение работу с файлами. В этой статье я хочу рассказать о нашем опыте взаимодействия с файловой системой в рамках разработки приложения «Автоматизированная система управления мобильными бригадами».

Читать далее

«Крестный отец» машинного обучения Амари Шуничи получил Премию Киото. Повод вспомнить, что это за ученый

Японский ученый и один из основоположников исследований в сфере машинного обучения и искусственного интеллекта Амари Шуничи стал лауреатом Премии Киото. Согласно официальному пресс-релизу, он «провёл новаторские исследования в области искусственных нейронных сетей и стал основателем направления информационной геометрии, изучающей статистические модели с помощью методов дифференциальной геометрии, предложив множество важных теорий. Его вклад как в теорию, так и в практику, оказавший влияние на различные области науки, имеет огромное значение».

10 ноября в Киото (Япония) Амари получит премию, включающую диплом, золотую медаль и денежное вознаграждение в размере 100 миллионов иен (около 700 000 долларов).

Читать далее

Как мы приручили обратную связь с клиентами через Битрикс24

Привет! Меня зовут Александра, я системный аналитик в компании, которая помогает бизнесу автоматизировать процессы с помощью Битрикс24.В этом кейсе я расскажу о небольшом проекте по внедрению системы сбора клиентской обратной связи в службе поддержки, и почему это стало важным звеном в цепочке клиентского опыта.

Читать далее

Domain-Driven Design: ошибки, которые не описаны в книгах

Всем привет! Меня зовут Андрей, уже несколько лет я работаю тимлидом/техлидом в разных компаниях и различных проектах. В последнее время подход Domain Driven Design у всех на слуху. Хотя этот подход развивается уже много лет (с 2003), только сейчас на него обращают активное внимание и многие команды пробуют внедрять его у себя.

В этой статье я бы хотел рассказать об ошибках, возникших в процессе внедрения DDD в проектах с моим участием, и рассказать о подводных камнях, с которыми мы столкнулись при реализации, и о которых, к сожалению, мало говорят в книгах и руководствах. Возможно, это поможет вам правильно построить процесс внедрения и развития проектов с использованием подхода DDD.

Читать далее

Прочитал «Чистый код», чтобы вам не пришлось

Пересказываю культовую книгу Роберта Мартина "Чистый код" с примерами на C#. Узнайте, как создавать код, который читается как проза: от магии имен переменных и идеальных функций до безупречных тестов и архитектуры, которая не рухнет при первом требовании заказчика. Полный гид, ваш код станет предметом гордости, а не источником кошмаров.

Читать далее

Адаптация по-арабски: технологии для печати этикеток товаров

Меня зовут Сергей Меркулов и я старший консультант Fix Price. Наши магазины работают уже в 10 странах мира. И это значит, что каждый товар, который представлен на наших полках в зарубежных магазинах, обязательно имеет этикетку на иностранном языке. Для понимания масштабов: в нашей сети примерно 32 тысячи наименований локальных кодов (или SKU, то есть единиц складского учета). В среднем у одного локального кода — 3 штрихкода. То есть фактически у нас 96 000 различных этикеток! И сегодня я расскажу вам о том, как мы научились эффективно работать с ними на рынке ОАЭ.

Читать далее

70 лучших игр по скидкам с летней распродажи в Steam

Стартовала 16-я летняя распродажа в главном игровом магазине современности. Как всегда, тысячи игр получили большие скидки, включая относительно свежие. Это лучший повод, чтобы отблагодарить любимых разработчиков или хорошенько закупиться электронными развлечениями на сезон отпусков!

В нашей подборке — самые вкусные предложения с распродажи в разных жанрах.

Читать далее

Первые 8 лет в IT

Меня отчисляют из колледжа и кажется что жизнь на этом закончилась и дальше только мести улицы.

В один из дней я познакомился с человеком который сказал что в IT можно работать без образования и это меня зацепило, мне всегда нравилось решать логические задачи и получается это работа мечты для меня. Первые 2 месяца изучения были особо без результата, казалось что очень много информации нужно узнать и привычка со школы что учиться чему?то это скучно сильно мешали нормальному росту. Через 2 месяца я уже мог подвинуть и изменить кнопку и это был результата и сам факт что из строчки кода появляются элементы просто взрывал голову, это была магия.
Но пока я сидел и читал надо было платить за гараж и я нашел подработку грузчиком, где смены были 12 часов, но все же была зп.

Эта работа была самой сильно мотивацией потому что работая с пьяницами, зеками и наркоманами ты понимаешь что либо ты сейчас забьешь на все страхи и продолжишь учить, либо ты будешь на этом уровне очень долго.

Читать далее

ERC721C против несправедливости: как Limit Break решает проблему роялти

Создатели NFT всё чаще теряют доходы: маркетплейсы не платят роялти, пользователи ищут обходы, а стандарты вроде ERC-2981 ничего не гарантируют. ERC-721-C пытается это изменить. Новый набор контрактов от Limit Break предлагает механизмы жёсткого контроля за передачей токенов, валидаторы, whitelist’ы и маршрутизацию через Trusted Forwarder. Но вместе с защитой приходит и риск централизации. В этой статье — полный разбор архитектуры ERC721C, её плюсов, минусов и сценариев использования.

Читать далее

Метод кросс-энтропии: простейшая эвристика для сложнейших задач

Сколько эвристик вы знаете? Муравьи, отжиг, генетика, рой частиц, пчелы, светлячки, кукушки, гуси, совы, летучие мыши, осьминоги, дельфины, киты, шимпанзе, гориллы, львы, слоны, гравитация, электромагнетизм, вода, музыка… количество эвристик уже давно перевалило за полсотни. Все они вдохновлены природными процессами и явлениями, что делает их наглядными и понятными.

Но есть и строго математические методы, например, Байесовская (регрессия Гаусовских процессов) или информационно-геометрическая. Однако, есть один математический метод, выделяющийся на фоне абсолютно всех эвристик своей невероятной простотой и гибкостью, которая оказывается незаменимой в решении самых сложных комбинаторных задач и задач стохастического программирования — это метод кросс-энтропии.
Читать дальше →

Чужой напротив IT-шников

Аз есмь

В эпоху AI стало модно писать посты, используя его возможности. Однако, я - старовер и до сих пор доверяю прежде всего своим мозговым извилинам и пальцам, которые с ними связаны мириадами нервных волокон, а также синапсами, пропускающими посредством нейромедиаторов через себя сообщение, куда именно следует какому пальцу ткнуть, чтобы на экране появилась нужная буква.

Читать далее

Проектирование Информационных систем. Часть 10. Разработка требований 10.2. Формирование спецификаций требований

Вследствие кропотливой, многоэтапной работы проектировщиков и всей команды проекта на свет появился некий результирующий продукт - Требования к целевой Информационной системе. На каждом этапе в качестве входящих ресурсов мы использовали результаты предыдущих, наращивая шаг за шагом понимание и представление о том целевом продукте, который мы должны получить, в результате реализации проекта.

Теперь наступил момент кульминации, когда мы можем специфицировать Требования, взяв за основу все те артефакты, которые получили в процессе проектирования.

Для чего это необходимо делать?

Все полученные артефакты складываются в стройную и полную модель прототипа целевого продукта только в реальности проектировщиков. Если же взглянуть на результат проектирования отстраненным взглядом команды, которой предстоит воплощать эту модель в коде, то окажется, что в общей картине не хватает множества разъяснений, стыковок, структурированности, последовательности исполнения и тому подобного.

Опять же часто команда разработчиков не в полном объеме обладает способностью чтения диаграмм в разных нотациях. А потому их содержание должно быть переведено в более понятное представление, по возможности систематизированное в форме, близкой к структуре задач, поэтапное выполнение которых командой и приведет к тому самому целевому продукту.

Читать далее

Мир игровых консолей: начало пути

Сегодня мы хотели бы начать рассказ об истории игровых консолей. Наши предыдущие статьи, посвященные ZX Spectrum и Amiga вызвали живой интерес к технике прошлого и мы решили продолжить вспоминать былое и написать цикл статей, посвященных истории игровых консолей, от самых первых до современных моделей.

У многих из нас в детстве были игровые приставки. От китайских нонеймов и восьмибитных Денди до Sega Mega Drive, Super Nintendo и Xbox. Для этих устройств было разработано множество игр. Отличительной чертой всех этих консолей было то, что это были достаточно компактные консоли, которые можно было подключить к телевизору (да, во времена восьмибитных приставок этот процесс мог представлять некоторые сложности) и играть дома столько, сколько тебе хочется. Но более пятидесяти лет назад все было совсем по-другому. Тогда уже были большие игровые автоматы, но возможность поиграть во что-либо дома перед своим телевизором тогда казалась фантастикой.

Сегодня мы расскажем об истории первой игровой консоли Magnavox Odyssey.

Читать далее

Мир игровых консолей: Atari выходит на сцену

Продолжаем наш цикл статей, посвященный истории игровых консолей. В прошлой статье мы рассказали об истории создания первой игровой консоли Magnavox Odyssey. Сегодня мы продолжим наш рассказ и вспомним гиганта игровой индустрии Atari и его разработки. Также сегодня мы поговорим о том, каким была игровая индустрия до того, как приставки обосновались рядом с домашними телевизорами.

Мне, как наверное, и многим читателям название Atari знакомо из детства. Он присутствовало на заставках многих компьютерных игр, в которые мы все так любили играть. Без сомнения, эта компания заложила фундамент современной индустрии видеоигр, и несмотря на последовавшие затем бесчисленные слияния и поглощения, стала неотъемлемой частью истории этой индустрии.

Читать далее

Toshiba T1800: ноутбук из 90-х, который побывал под водой и запустился

В начале 1990-х годов ноутбуки только начинали завоевывать популярность, переходя из категории «очень нишевый девайс» в повседневные инструменты для профессионалов и энтузиастов. Toshiba, уже зарекомендовавшая себя как пионер в области портативных компьютеров, в 1992 году выпустила модель T1800 — один из первых представителей своей знаменитой серии Satellite.

Сам по себе ноутбук — уже интересный объект для изучения. Но мне в руки попался уникальный экземпляр — он побывал под водой и выжил. Помните мою публикацию про утонувший робот-пылесос? Тут у нас такой же «аквалангист», но живой. Я его разобрал и, честно говоря, остался в глубоком шоке. Почему? Сейчас все расскажу и покажу.

Читать далее

Себе посоветуй [Вела лекцию для предпринимателей и на своем примере показывала, как не надо]

В начале июня в местном молодежно-бизнесовом центре читала лекцию — «Как предпринимателям рассказывать о себе».

Там была база:

...что писать, чтобы было понятно, чем вы занимаетесь и как с вами связаться;

...чем ваша подача может запомниться потенциальным клиентам;

...какой контент лучше всего продаёт (к НЕСЧАСТЬЮ, это КЕЙСЫ));

...и как эти кейсы выстраивать, чтобы была не похвальба, а реалистичная история для эмпатичного читателя.

Мясо, то есть то, как делать другим, я дала хорошо, но вот, когда надо было представиться, рассказать о себе и своем агентстве, этим же советам не соответствовала ни в одном из пунктов.

Советую себе

Почему GitHub звёзды лучшая метрика вклада разработчика

Внутри компании ваши усилия часто теряются в процессах, бюрократии и субъективных оценках. А на GitHub ваш вклад получает отклик напрямую от тех, кому он действительно помог. Это не просто метрика, это признание. Объясняю, почему звёзды важнее, чем кажется.

Читать далее

Почему SEO не работает: 5 технических причин, о которых редко задумываются

Когда бизнес инвестирует в SEO, он рассчитывает на стабильный рост трафика и увеличение заявок. Но бывает иначе: вроде бы и статьи пишутся, и ссылки закупаются, а эффекта нет. Возникает вопрос — в чём дело?

На самом деле, проблема часто кроется не в самом SEO, а в технической “начинке” сайта, о которой редко задумываются маркетологи и собственники. Ниже — 5 причин, по которым даже при качественном SEO-оптимизаторе результат может быть нулевым.

1. Проблемы с индексацией: поисковик не видит сайт

Поисковики, как и пользователи, должны «видеть» сайт. Но из-за технических ошибок страницы могут просто не попадать в индекс — и никакое SEO не поможет.

Что может пойти не так:

Читать далее

Как стать дизайнером в IT и сохранить баланс между креативом и технологиями

Сегодня обсудим, как работать с цифровыми продуктами, и почему дизайн — это не только про красоту, но и про удобство, структуру и командную работу. Будет немного практики и советов для тех, кто задумывается о карьере дизайнера в IT. Поехали!

Меня зовут Яна и я Тeam Lead Designer в компании «Оптимакрос». Я начинала как дизайнер в рекламных агентствах и типографиях, занималась графикой, брендингом и оформлением различных объектов, работая с каждым клиентом индивидуально. Со временем мне захотелось более масштабных и технологичных задач, поэтому я решила попробовать себя в IT.

Читать далее

Где работать в IT в 2025: YADRO

Наша рубрика «Где работать в IT» — это интервью с интересными IT-компаниями, в которых они делятся подробностями о процессах своей работы. Представители индустрии отвечают на вопросы о найме, условиях, командах и технологиях.

В этом выпуске мы расскажем о компании YADRO, которая c 2014 года создаёт, производит и поддерживает фундаментальные для российского рынка продукты, начиная от серверов и заканчивая собственной базовой станцией. В компании работает более 7 тыс. человек, а её R&D-центры расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Минске. Есть собственное производство в Московской области и инновационное производство полного цикла в городе Дубна.

Читать далее

«Ты подсматривал!!!» или как повесть «Нажмите ВВОД» опередила своё время

Начало 1980-х — момент, когда домашние компьютеры перебрались из гаражей в гостиные. Apple II и Commodore 64 мигали своими курсорами, модемы на 300 бод шипели в телефонных трубках, TCP/IP уже связывал университетские сети с военной ARPANET, а журнал Byte спорил, хватит ли 64 КБ «на всю жизнь». Именно тогда Джон Варли публикует повесть «Нажмите ENTER» (1984).

Повесть начинается с того, что ветеран Вьетнамской войны Вик Апфель отправляется проведать своего эксцентричного соседа Чарльза Клуга — маскирующегося под «хакера?отшельника» программиста, собирающего архаичную технику и незаконно присоединяющего к телефонной сети. Но все, что он находит, это тело своего соседа с пулей в голове.

Нажмите ВВОД

Для обычных людей, а не биороботов: 6 историй про простые системы продуктивности

Хочется стремиться к здоровому рабочему балансу. Мы в Clevertec спросили коллег:

Какие личные системы помогают не выгорать?
Как они планируют время, как отдыхают?
И вообще когда можно считать себя продуктивным?

Читать далее

Telegram как игровая платформа

Привет, Хабр! Сегодня поговорим про мессенджер Telegram как игровую площадку, займемся бета-тестированием отечественной TG-игры и разберемся, почему всё больше разработчиков выбирают «Телегу» в качестве стартового инструмента для запуска видеоигровых направлений.

Читать далее

Как Red Dead Redemption заставил миллионы полюбить вестерны

Я провел за этой игрой часов 200, если не больше. Кажется, что я больше всех в мире ждал выхода продолжения, долгих 8 лет (хотя, очевидно, речь идет о миллионах геймеров по всему миру). Ни один игровой проект так меня не увлекал. И после выхода второй части я засел поосновательнее: наиграл уже больше 500 часов и останавливаться не собираюсь (правда, обновление Elden Ring, похоже, заставит меня это сделать).

Но уверен, что большинство читателей этой статьи могут рассказать в комментариях примерно такую же историю, что и я. Почему же мы с вами проводили в играх серии RDR столько времени? Почему продажи насчитывают десятки миллионов копий? И уверен, третья часть, если она выйдет, разлетится со скоростью, сравнимой с продажами разве что другого детища Rockstar — франшизы GTA.

Посмотрим на историю создания, не побоюсь этого слова, легенды, и узнаем, как она повлияла на развитие целого жанра игр в открытом мире. 

Читать далее

GEO вместо SEO: что принёс обновлённый «Поиск» от Яндекса, почему Google не даст нам «отписаться»

У Яндекса — обновлённый «Поиск с Алисой», у Google — AI Overviews. Вместо ссылок теперь пользователю поиск даёт готовый ответ: текст, картинку, видео, таблицу, и с ним можно поговорить. Это не будущее, это уже интерфейс по умолчанию.

Информационный контент, который вы писали ради SEO, перестаёт работать по старым правилам. Чтобы его увидели — он должен стать частью ответа нейросети. Чтобы он стал частью ответа — нужно внедрять GEO. Или еще есть аббревиатура AIO.

Читать далее

Агенты & Агентная экономика

Большой Дайджест Недели. Интересные мысли и инсайты.

Дайджест по материалам зарубежных медиа. Минимум булшита, максимум инсайтов.

=> По словам Марка Бениофф (бессменного CEO Salesforce) ИИ прямо сейчас делает у них до 50% всей работы.

=> 15 новых ИИ-профессий ближайшего будущего предлагает ZDNET.

=> Более 40% проектов в области прикладного ИИ будут закрыты к концу 2027 года

Читать дайджест

Что такое OLTP: просто о сложном

Часто начинающие разработчики сталкиваются с проблемой непонимания принципов работы устоявшихся решений или технологий. А старшие товарищи простыми словами не могут объяснить, как им кажется «простых истин». Это произошло и с OLTP, так что я решил простыми словами объяснить принципы работы важнейшей для современной экономики технологии.

Что же такое OLTP?

Заказали сайт / приложение у фрилансера или компании: как не потерять деньги и права на результат

Разработку сайтов и приложений компании и предприниматели часто доверяют фрилансерам – специалистам, которые удаленно выполняют вверенные им задачи, либо компаниям, специализирующимся на этой деятельности. Иногда даже договор не составляют – это основная ошибка. 

Наличие письменного соглашения между сторонами, кстати, тоже не всегда гарантирует, что все будет гладко, а сайт или приложение реально станут собственностью заказчика. На практике знаю, что каждый третий заказчик сталкивается с ситуацией, когда оплаченный продукт юридически ему не принадлежит.

Читать далее

Малоиспользуемые возможности ES: векторный поиск

Всем привет! Хочу поделиться опытом применения одной из редко используемых, но полезных функций Elasticsearch, которую успешно применили в одном из проектов. Речь пойдет о векторном поиске...

Читать далее

Как использовать ChatGPT в SEO: идеи и инструкции, от генерации ТЗ до PBN-сайтов

В SEO много рутинной работы, с которой нейросети из-за своей производительности могут справиться быстрее обычного сеошника. Почему бы это не использовать? В 22-м выпуске подкаста Деда Лайна я побеседовал с Александром Рахманиным, Head of SEO в банке «Точка». Он внедрил ChatGPT в рабочий процесс, и сейчас отдаёт ему большую часть задач по SEO.

Александр рассказал, как именно он использует нейросети, поделился лайфхаками и инструкциями. А ещё он был приглашённым экспертом для моего курса по SEO и нейросетям, о котором тоже расскажу.

Читать далее

Созерцаем электропривод

Разработка инверторов и систем управления для электроприводов очень непростое, как может показаться на первый взгляд дело. На это есть несколько причин. Дело в том, что приходится работать с электромеханической системой, которая может накапливать энергию одновременно в нескольких местах.

Читать далее

Как мы построили высоконагруженную систему для обработки ставок в реальном времени: Кейс по разработке Bucalsport.net

В процессе разработки платформы Bucalsport.net мы столкнулись с задачей создания высоконагруженной системы для обработки ставок в реальном времени. Нам необходимо было обеспечить низкие задержки, высокую доступность и отказоустойчивость, а также безопасность и масштабируемость на всех уровнях. В этом посте расскажем о ключевых технологических решениях, которые мы использовали для реализации платформы.

Читать далее

Чтение на выходные: «Новый Восток. Антарктида» Ольги Стефановой, Елены Кудрявцевой и Оксаны Прилепиной

Пшш, приём. На связи редакция. Надевайте валенки, мы отправляемся на самый сухой и холодный континент планеты Земля.

Восток — российская станция в глубине Антарктиды. Её первые строения уже давно спрятались под толстым слоем снега, а на замену им построили Новый Восток — тот самый зимовочный комплекс с триколором на фасаде и двуглавым орлом на крыше, который вы наверняка видели в новостях. Кавычки в названии станции отсутствуют не случайно: в мире полярников принято писать так. Как почти семьдесят лет назад, так и сейчас, для участников экспедиций это место становится домом и площадкой для исследований на долгие месяцы.

Читать далее

Как пройти сквозь фильтры HR-систем и выйти на оффер

Рекрутеры тратят в среднем 30 секунд, чтобы принять решение: пригласить вас на собеседование или направить в отказ. Тех, кто проходит дальше, отличают два важных навыка: они умеют адаптировать резюме под описание вакансии и обходить ATS фильтры. Для этого есть вполне понятные рабочие инструменты, которыми я хотел бы с вами поделиться. 

Читать далее

Космические пылесосы: как в СССР инженеры оборонных заводов «монетизировали» запуск первого спутника

Первые пылесосы в СССР появились в начале 1930-х годов. Это были небольшие партии, созданные по образцам зарубежных агрегатов. Зимняя война с Финляндией и Великая Отечественная война прервали развитие гражданского производства. Для сравнения, в 1950 году (через 5 лет после победы) в СССР было произведено всего 1100 пылесосов, в то время как в США — более миллиона. Отсутствие дизайнеров и акцент на военной продукции существенно тормозили развитие гражданского сектора.

Однако послевоенное восстановление потребовало не только возрождения городов и заводов, но и повышения качества жизни советских граждан. Инженеры-конструкторы взяли на вооружение метод, позднее широко распространенный в Китае: «реверсивный инжиниринг». Они закупали зарубежные образцы (в основном Electrolux и Hoover), разбирали их, изучали конструкцию, разрабатывали техническую документацию и создавали собственные аналоги, часто добавляя собственные усовершенствования. Например, унификация гнезд входа и выхода позволила использовать пылесос как компрессор, например, для покраски – весьма продуктивная инновация!  Этот подход применялся и в других отраслях, например, в автомобилестроении, позволяя быстро наращивать объёмы производства, накапливать опыт и развивать необходимые технологии.  Сначала — «догнать», затем — «перегнать».

Вернемся к заводам, выпускавшим послевоенные пылесосы. Самыми крупными из них были:

Читать далее

Особенности SUMMARIZECOLUMNS в DAX

Привет, Хабр! В аналитическом языке DAX одной из важных функций является SUMMARIZECOLUMNS. Эта функция готовит данные для дашбордов, также реализует декартово произведение полей группировки (если поля группировки из разных таблиц). Для понимания DAX полезно ознакомиться с особенностями SUMMARIZECOLUMNS, интересующимся деталями SUMMARIZECOLUMNS — добро пожаловать под кат :)

Читать далее

Пирамида Минто в ИТ: как быстро добиваться результата в разговоре с коллегами?

Что делать, если ваш руководитель не может найти для вас 5 минут?

Привет, Хабр! Меня зовут Мария Архипова, я работаю в департаменте информационных технологий РСХБ-Интех и активно занимаюсь развитием soft skills в ИТ. Иногда ИТ-специалисты сталкиваются с трудностями в коммуникации как внутри своих команд, так и с другими отделами. Я начала исследовать различные подходы к улучшению коммуникаций на примере своей команды в РСХБ и в этой статье хочу поделиться опытом.

Читать далее

Модуль для 1С, который интегрирует Яндекс Пэй и Сплит в кассы офлайн-магазинов

Расскажу про модуль, который интегрирует Яндекс Пэй и Яндекс Сплит в кассовые системы 1С. Он был разработан и запатентован в 2023 году. Эта интеграция позволяет магазинам принимать платежи через приложение Яндекс без сложных доработок.

А еще расскажу историю про владельца сети автозапчастей, который поставил условие: «Почините модуль за 48 часов — или расторгаю договор».

Читать далее

Обзор ноутбуков для незрячих пользователей

Сегодня каждый из нас использует компьютер или ноутбук. Люди с инвалидностью по зрению — не исключение. С помощью программ экранного доступа (скринридеров) они активно пользуются компьютерами или ноутбуками, чтобы работать, учиться, общаться, саморазвиваться и просто отдыхать, например, играя в компьютерные игры.

Подбор подходящей модели — процесс сложный: не все ноутбуки могут подойти и для повседневных задач, и для работы.

Чтобы лучше разобраться в нюансах моделей и выбрать подходящий компьютер,  специалисты Платформы цифровой грамотности для незрячих детей и подростков провели сравнительное тестирование ноутбуков.

Читать далее

Когда офис — планета: как управлять распределенными командами

Удалённая работа в IT давно перестала быть чем-то необычным. Но одно дело — собрать распределённую команду, и совсем другое — сделать так, чтобы она работала комфортно для учатников и результатов.

Внутри статьи — рассказ про распределенные команды с гибкой культурой, доверием и свободой, и о том как мы к этому пришли.

Читать далее

[Перевод] Кибератаки с использованием технологий мобильной связи, осуществляемые разведывательными агентствами США (ч. 1)

Число пользователей мобильных устройств по всему миру огромно. Согласно отчёту Facts and Figures 2023, опубликованном Международным союзом электросвязи (МСЭ) в ноябре 2023 года, доля владельцев мобильных телефонов среди населения мира в возрасте 10 лет и старше составляет 78%, а охват мобильной широкополосной связью 3G и выше среди всего населения мира составляет 95%. Смартфоны больше не ограничиваются традиционной коммуникационной функцией операторов, а становятся основным средством для ежедневных покупок, развлечений, социального взаимодействия, учебы и бытовых услуг. Они также являются узлами для мобильных офисов и даже идентификационными токенами для доступа к различным государственным и корпоративным сетям.

Но в то же время мобильные смарт устройства, такие как мобильные телефоны, таят в себе огромные риски кибербезопасности. По сравнению с традиционными ПК, они обладают более широкими возможностями распознавания и оснащены высокоточными датчиками, а также устройствами сбора информации, такими как камеры и микрофоны. Посредством сбора и анализа источников данных на устройстве можно проводить целенаправленный, точный портретный анализ личной трудовой и жизненной деятельности, поведенческих привычек, психологических характеристик, социальных отношений и окружающей среды, и даже управлять мобильным телефоном посредством использования уязвимостей и доставки вредоносного ПО, чтобы осуществлять всестороннее прослушивание телефонных разговоров и скрытое наблюдение за его владельцем. Скомпрометированный мобильный телефон — это как «жучок на ногах». Куда бы он ни пошёл, никакие секреты не могут быть сохранены: всё прозрачно для нападающего, смотрящего с позиции «Всевидящего ока». Смарт-устройства, таких как мобильные телефоны, которые используются в окружении мобильных офисов, однажды будучи скомпрометированными, могут привести к утечке чувствительных данных всей сети. Более того, они могут стать точкой входа и трамплином для вторжения во внутренние сети государственных и корпоративных структур.

Читать далее

Чем рейлган отличается от гаусс-гана?

Иногда мы хотим воспользоваться неким крутым оружием, чтоб оно было с электрическими полями, искрами и энергетическим свечением и прочими свистелками. Учёные придумали две технологии, как поставить эти поля на службу созидания разрушений: гаусс-ган и рейлган. Фантасты пихают их примерно на одну и ту же роль “крутой электрической пушки”. Но давайте разберёмся, что это такое, чем эти штуки отличаются, и как с этим в современном мире.

Читать далее

Мировой договор об ИИ: начало пути или утопия?

Дмитрий Сыцко, директор по информационным технологиям БКС банка

На фоне стремительного развития цифровых технологий всё актуальнее становится вопрос о международном регулировании искусственного интеллекта в информационной сфере. Возможно ли это? В теории — да, и более того, в этом направлении уже предпринимаются конкретные шаги.

Одним из ярких примеров является принятие Европарламентом закона об искусственном интеллекте (AI Act), который устанавливает правовые рамки для разработки и применения ИИ. Документ фиксирует потенциальные риски, связанные с использованием таких технологий, и регулирует взаимодействие между разработчиками, пользователями и государственными структурами. Этот прецедент свидетельствует о начале движения к правовой определённости в сфере ИИ.

Тем не менее, как и раньше, международное регулирование, скорее всего, будет формироваться на основе практики отдельных стран. Исторически сложилось так, что сначала появляются национальные инициативы, а затем, по мере их сближения и анализа, возникает потребность в создании наднациональных инструментов. Вероятно, именно этот путь ожидает и искусственный интеллект.

Таким образом, международные нормы регулирования ИИ в медиасфере вполне возможны. Однако путь к ним, скорее всего, будет постепенным — через накопление практического опыта в разных странах, обмен мнениями, согласование позиций и, возможно, конфликты интересов. Главное — этот процесс уже начался.

Читать далее

Как подключить Ton Connect 2.0 к проекту на Unity

В рамках данной статьи будет рассмотрена библиотека Uniton Connect, с помощью которой можно быстро реализовать подключение TON кошельков и отправку транзакций.

Читать далее

Синдром тревожного анализатора и разработчика-заложника

Мы просто смотрим на экран. Один варнинг. Один, но он красный. Он "орёт". Не получается сразу понять, в чём дело. Условный рефлекс срабатывает, и уже открывается Git. Сейчас пофиксим, а потом подумаем. Даже если предупреждение касается чего-то безобидного, один красный прямоугольник на фоне зелёных строчек может парализовать внимание.

Читать далее

Интеграция ChatGPT в Java: распознаём автомобиль по фото

Искусственный интеллект активно внедряется в повседневную жизнь — от обработки текста до генерации изображений и звука. Однако потенциал ИИ особенно интересен в сфере разработки, где он может существенно упростить реализацию сложных задач и расширить функциональные возможности приложений.

Поскольку помимо разработки электронных устройств я также занимаюсь разработкой мобильных приложений, сугубо в любительских целях, вся дальнейшая программа будет написана на языке Java.

В этой статье я поделюсь опытом интеграции ChatGPT Vision API в программу Java, которую потенциально можно использовать для Android приложения. В рамках проекта реализован функционал, позволяющий определить параметры автомобиля по его изображению: марку, модель, стоимость, год выпуска и т. д.

Читать далее

Склад в 1C:ERP (2 часть)

В предыдущей статье мы рассмотрели основные настройки подсистемы Склад и доставка, а также провели обзор по созданию складских операций. В данной статье продолжим изучать складской функционал. В частности, проведем обзор функциональных возможностей ордерного и адресного склада.

Перейдем к настройкам ордерного склада в 1С ЕРП.

Настройка ордерного склада в 1C:ERP

Ордерный склад используется для разделения финансовых и складских документов.

Общие системные настройки ордерного склада были рассмотрены в предыдущей статье.

Читать далее

Как мы позвали весь диджитал рисовать маскота для IT-забега RUNIT — и что из этого вышло

Мы уже шестой год делаем фестиваль RUNIT. Это такое большое событие на стыке спорта и IT, где собираются айтишники со всей страны, бегают, общаются и отдыхают. Фестиваль рос, становился масштабней. «У каждого серьезного фестиваля всегда есть свой маскот», — подумали мы и объявили конкурс на создание маскота для RUNIT.

Кинули клич по всему диджитал-сообществу, позвали в жюри классных экспертов, участники прислали 200+ работ, и теперь у фестиваля RUNIT есть свое лицо. Какое — покажем в этой статье. А еще расскажем, как и зачем мы всё это провернули.

Читать далее

Антикризисный PR в IT: что говорить, когда случился баг, утечка или сбой

Кейс-подход и чеклист для тех, кто не хочет терять доверие

У вас всё работало. А потом — перестало.

Сбой. Баг. Утечка. Ошибка обновления. Сайт лёг, база поехала, юзеры в панике.
Поддержка не справляется. Пишут в Telegram, метят в X, звонят клиентам.
И тут у фаундера или СТО два варианта:

Читать далее

Apple Foundation Models Framework: обзор и первые шаги

На конференции разработчиков WWDC 2025 Apple представили Foundation Models framework — встроенную в устройства LLM, работающую локально и без доступа к интернету. Модель не увеличивает размер приложения, имеет три миллиона параметров и, по словам Apple, оптимизирована для выполнения специфических задач, таких как обобщение, информирование и классификация, однако не подходит для продвинутых рассуждений. У модели также есть ограничения на контент, описанные на сайте Apple.

Читать далее

Почему Битрикс24 тормозит и как ускорить его работу

В мире, где каждая минута на счету, зависания и тормоза корпоративного портала — это не просто технические сбои. Если каждый клик в Битрикс24 оборачивается ожиданием в 10–20 секунд, компания теряет около часа рабочего времени на одного сотрудника в день. А в штате из 100 человек это уже более 2200 часов в месяц, которые не приносят результата. Итог — срывы сроков, потеря фокуса, раздражение в команде.

Корень проблемы — не в самой системе. Чаще всего виноваты неудачные настройки, неэффективное внедрение или необдуманные доработки.

Хорошая новость: даже если всё выглядит плохо, ситуацию можно изменить. Расскажем, почему Битрикс24 начинает «тормозить» и что с этим делать, чтобы вернуть ему прежнюю скорость и стабильность.

Читать далее

Виртуальные ассистенты: обзор самых «умных» нейросетей для ответов на вопросы

Ни для кого не секрет, что спрос на AI-ассистентов только растёт с каждым днём, причём растёт он практически во всех сферах жизни человека. Нейросети используют в копирайтинге, в бизнесе, ими пользуются программисты, у них ищут спасения студенты и школьники, когда материал непонятен или когда огромный текст нужен срочно, — словом, эти виртуальные помощники плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Ну а в современной повседневной жизни новые вопросы возникают порой быстрее, чем мы успеваем найти верный и полный ответ на предыдущие, и было бы прекрасно знать, какие же нейросети наиболее умные, чтобы использовать их для ответов на вопросы, согласитесь.

И сегодня мы с вами сравним 7 нейросетей и выделим из них топ-3.

Читать далее

Путь к технофеодализму: Алгоритмические платформы и фрилансеры

Задача: поиск исполнителей для конкретных задач (нутрициолог, электрик, массажист, репетитор.. хоть мастер маникюра).

Традиционные решения:

Читать далее

Мой набор для Django

Обнаружил у себя довольно внушительный набор инструментов, разработанных для Django в разное время и для разных целей. Все инструменты под лицензией LGPL, и почти все так или иначе используются в активных проектах. Возможно, какие-то из них окажутся полезны вам, поэтому хочу рассказать о них в этой - кратко, - и возможно, последующих подробных статьях по каким-то из инструментов отдельно.

Читать далее

Установка Windows через CMD

Приходилось ли вам устанавливать современные версии Windows? Если да, то вам точно знаком установщик, каждый этап которого прогружается несколько секунд, и который яростно навязывает вам использование аккаунта Microsoft, с каждым обновлением делая использование локального аккаунта всё труднее и труднее.

Но существует альтернативный способ установить Windows — более быстрый, не требующий подключения к интернету и не навязывающий никаких сервисов — ручная установка с использованием CMD.

Читать далее

[Перевод] ИИ в классических фильмах про кунг-фу

Когда речь заходит об искусственном интеллекте, большинство людей, согласно нескольким опросам, делятся на два диаметрально противоположных лагеря.

Есть те, кто считает, что это не что иное, как технологическая революция, которая существенно изменит все аспекты нашей жизни, и те, кто относится к этому как к новым одеждам для императора, как к экологически безответственной, не готовой к прайм-тайму несбыточной мечте, которая порождает изобилующую ошибками прозу и тошнотворные попытки иллюстрировать.

Недавнее объявление Китайского фонда кино и его партнёров о проекте «Наследие фильмов о кунг-фу» напомнило мне, почему я отношусь ко второй группе.

В некоторых конкретных, в основном академических и научных, случаях ИИ может сократить бессмысленную рутинную работу и ускорить получение результатов.

Но эту технологию, особенно её «генеративное» подмножество, следует держать подальше от всего, что напоминает искусство.

Планы Китайского фонда кино, представленные на Шанхайском международном кинофестивале, включают в себя две основные инициативы, основанные на искусственном интеллекте.

Во-первых, организация представила то, что было заявлено как первый полнометражный анимационный фильм, полностью созданный с помощью ИИ, под названием «Лучшее завтра: Киберграница». Это переосмысление новаторского фильма Джона Ву 1986 года «Лучшее завтра». Я не понимаю, почему кто-то захочет увидеть продолжение/ремейк классического боевика почти 40-летней давности, но это их выбор. Но «Киберграница» вызывает беспокойство так же, как и все фильмы с искусственным интеллектом, о которых мы постоянно слышим: потому что они заменят людей-сценаристов, актёров, художников и других мастеров автоматизированными, бездушными машинами.

Читать далее

Настройка межсетевого SSH-доступа в многосегментной сети Cisco и MikroTik в среде GNS3

Всех приветствую! В этой статье разберем базовую настройку защищенного удаленного доступа к сетевым устройствам через SSH в учебной лабораторной работе на эмуляторе GNS3. В сети будут задействованы два маршрутизатора - Cisco и MikroTik, а также виртуальные машины с Windows 10 и Kali Linux, что позволит максимально приблизить работу к реальным условиям. В ходе работы настроим IP-адресацию, обеспечим маршрутизацию между подсетями и организуем безопасное управление оборудованием через SSH.

Полный список команд для настройки Cisco, MikroTik и ПК, с краткими комментариями к каждой команде можно посмотреть здесь. Подробно разбирать каждую из них мы не будем, чтобы не растягивать материал, но обязательно сделаем общий разбор ключевых этапов настройки и поясним логику, чтобы было проще понять, зачем выполняется та или иная команда.

Читать далее

ORM на три звена. В 120 раз быстрее SQL?

Нет, речь не про кэш в памяти. Так было бы слишком просто. У нас сегодня будет препарирован ORM, который честно запрашивает данные у реляционной СУБД, маппит в объекты, подключает связи и отдаёт в логику приложения в виде объектов. И всё на порядки быстрее, чем прямой запрос из кода приложения.

Да, здесь есть нюанс. Об этом нюансе, а также о том, зачем я написал в пятый раз кастомный ORM и будет эта статья. Эта разработка тесно переплетена с моей личной историей, когда я переходил с одной работы на другую, а затем был уволен. Я не хочу оставлять сухой технический текст, поэтому эта статья будет скорее рассказом моей работе в этой компании.

Код в статью я старался включать по минимуму. Он точно не полный и возможно ошибочный, потому что дорабатывался по мере написания статьи. Полный и исправленный вариант будет доступен по ссылке в конце статьи.

Читать далее

Собственный контент-фильтр на базе LLM: от эксперимента до стабильной системы

Привет! Меня зовут Миша Мартьянов, я инженер по исследованиям и разработке в red_mad_robot. Моя работа — искать новые идеи, проверять гипотезы и улучшать продукты. На этом пути иногда приходится изобретать уникальные решения. Например, мы создали собственный фильтр, чтобы отсеивать нежелательный контент с помощью LLM. Рассказываю, как мы к этому пришли и с какими сложностями столкнулись.

Читать далее

Метавселенная и виртуальные миры: технологии создания и перспективы развития

Метавселенные представляют собой следующую ступень эволюции цифровой жизни. Они переходят от текстовых сайтов и закрытых экосистем к взаимосвязанным виртуальным мирам, в которых пользователи могут взаимодействовать через свои аватары.

Читать далее

Проверка времени: действительно ли искусство дорожает с возрастом?

Недавно команда проекта MyInvest.Art обратилась к нашей ML-группе с амбициозной задачей: проверить, действительно ли возраст произведения искусства определяет его ценность. Как руководитель, я привык опираться на данные, а не на предположения. Поэтому я поручил команде глубоко погрузиться в аукционные данные — как российские, так и мировые, чтобы дать четкий ответ: стоит ли инвестировать в искусство, и если да, то как это делать с умом.

Общепринятое мнение гласит, что старые работы ценятся выше. Но подтверждается ли это реальными данными? Команда проанализировала 54 994 аукционные сделки (все сделки на российском рынке в базе данных, у которых была известна цена продажи). 

Уникальных произведений искусства: 49351 (Количество уникальных ID в БД) 

Количество повторных продаж (уникальных artwork_id, встречающихся более одного раза): 3925

То есть лишь 8% произведений выходят на рынок повторно. Уже на этом этапе становится понятно: вторичный рынок искусства в России работает не так уж активно.

Для точности анализа мы убрали из выборки работы с отсутствующими ценами, а также тиражную графику (medium_type != 'prints'). Кроме того, между двумя продажами одной и той же работы должно было пройти не менее года, иначе это, скорее всего, тоже будет относиться к тиражной работе.

В финальном датафрейме — 1 389 работ, которые реально перепродавались через аукционы. Именно их ценовая динамика поможет нам понять, действительно ли возраст влияет на стоимость произведений искусства.

Читать далее

Telegram Web съел 30% моего 16-ядерного процессора. Расследование странного поведения, или Призрак майнера в браузере

Всем привет! Сегодня я хочу поделиться историей одного странного и затянувшегося расследования, главным героем которого стал мой компьютер, а антагонистом — веб-версия Telegram. Эта история не только о поиске прожорливого процесса, но и о глубоких аномалиях в поведении современных веб-приложений, которые вызывают серьезные вопросы.

О, нука че там

NAVIS — многоцелевой быстросборный беспилотный катамаран

Создание быстросборного маломерного беспилотного судна с возможностью быстрой интеграции различных полезных нагрузок для решения задач на воде и под водой в автономном режиме.

Читать далее

Темная магия JavaScript: Укрощаем неявное приведение типов

Привет, Хабр! У каждого JS-разработчика есть своя история. История о том, как он впервые встретился с этим. Сидишь, пишешь код, всё логично, всё под контролем. И тут, чтобы проверить одну мелочь, открываешь консоль и из чистого любопытства пишешь:

[] + {} // Получаешь: "[object Object]"
// Хм, ладно, массив привел себя к строке, а объект стал... объектом. Логично.

{} + [] // Получаешь... 0 ???
// ЧТО?!

Стоп. Как это вообще возможно? Мы только что поменяли местами два операнда и получили совершенно другой тип данных. Кажется, будто язык издевается над нами.

Разобраться с этим!

Где все игры про граффити? Обзор лучших и забытых проектов

Не так давно в порыве ностальгии я решил установить все игры из своего детства и вспомнить, как это было круто. Для чего же еще нужен современный мощный компьютер, как не для установки третьих героев старых игр.

Первыми пошли Готики — хороши до сих пор (я из тех людей, кто больше любит третью). Потом горячо любимая Neverwinter Nights (в преддверии выхода Baldur's Gate 3), но, к сожалению, сейчас в нее играть было довольно скучно. А следом шел Морровинд — ох уж эта боевая система (miss, miss, miss).

И тут я дошел до одинокого забытого бриллианта. Игра, взбудоражившая умы и сердца подростков так же сильно, как легендарный фильм Ямакаси. После нее все заборы города были измалёваны однотипными надписями дешевой краской. И я про Marc Ecko's Getting Up: Contents Under Pressure.

Читать далее

Метод синтеза синусоидальных колебаний, используя цифровой колебательный контур

Добрый вечер, уважаемые коллеги. Статья будет короткой и возможно натолкнет кого-то на реализацию. У меня получилось.

Недавно разрабатывал код, который рассчитывает значения sin(x), cos(x) и квадратного корня из x, на arm. По сути это была апроксимация рядом Тейлора. Но код написан на Assembler и выполнялся относительно быстро. Изначально предполагалось использовать его для своего станка. Немого позже задался вопросом одновременной генерации sin(x) и cos(x) как сигналов для свертки с исходным. Некоторые предлагали cordic, но я пошел другим путем.

Изначально, моделировал систему дифференциальных уравнений, использующих два умножения и разности для получения sin(x) / cos(x) на каждый, временной отсчет. Фактически, это отклик диффкренциального уравнения на дельта-функцию (единичный импульс) который запускает колебательный процесс. "Синусойды" получились не ортогональными при небольшом количестве отсчетов на период из-за неточности вычисления сдвига фазы. Однако, при использовании длительных последовательностей данный метод может заменить классические методы генерации sin(x)/cos(x) поскольку конечные разности становятся небольшими.

Кроме того на вход дифференциального уравнения можно подать сигнал, который будет раскачивать его как реальный контур. Например, у Вас возникнет желание свернуть сигнал с длинноволновыми последовательностями. В этом случае, можно, просчитывать каждый отсчет sin(x)/cos(x), а можно просто подать входной сигнал с АЦП на вход такого дифференциального уравнения и получить "синхронный интегратор", настроенный на определенную частоту.

Читать далее

Готовимся к собеседованиям с помощью нейросети: опыт создания AI-интервью

В своей прошлой статье я рассказал, как создал небольшой проект, который генерирует курсы и обучающие материалы с помощью LLM - AI Тютор. Было приятно получить порядка 130 новых пользователей, и один из них натолкнул меня на мысль о том, чтобы сделать AI тренажер, который бы имитировал собеседование на новую работу. Идея показалась мне интересной, и я решил ее реализовать.

Как это работает?

Для начала вам надо найти подходящую вакансию, в идеале, с конкретным описанием того, что ждут от кандидата, и какие задачи он будет решать на этой позиции.

Например: Разработчик Python (Junior+)

Читать далее

Большой разбор Слайсов, Типы и структуры данных Go

Привет, меня зовут Рома! Какое-то время назад я захотел изучить всю внутрянку Go, заглянуть в исходники языка и понять, почему все устроено так, как устроено. В этот самый момент я обнаружил, что на просторах интернета практически отсутствуют материалы, которые подробно разбирают типы данных, их вспомогательные функции, детали реализации runtime и так далее. Мной было принято решение сделать это самостоятельно. Изначально я занимался этим для себя, но позже решил, что стоит поделиться моими наблюдениями и выводами с миром.

Представляю вам первую статью из цикла «Типы и структуры данных Go»! Здесь мы познакомимся со Слайсами, разберем внутреннюю реализацию этого типа и его вспомогательных функций. Приятного аппетита!

Читать далее

← 26 июня 2025          28 июня 2025 →          А сегодня?