← 27 июня 2025          29 июня 2025 →          А сегодня?

28 июня 2025 на Хабре было опубликовано 57 статей

Мета-анализ Хабра 2024: так ли всё плохо?

Люди с самых древних времён интересовались тремя главными вопросами мироздания: почему горит огонь, какой формы земля и мёртв ли Хабр. На последний я постараюсь ответить. И если коротко - я понятия не имею. Быстрый сбор статистики и интерпретация результатов растянулась в несколько раз, ведь чем дальше тем становится всё больше и больше вопросов. А искать ответы - вообще и близко не моё любимое занятие, поэтому все данные будут опубликованы для открытого доступа и возможно кто-то сможет уменьшить количество этих чертовски важных вопросов.

Читать далее

Топ-5 нейросетей для работы с PDF: модели для бесплатного извлечения данных в 2025 году

Уже не сосчитать, сколько раз мы пытались найти в 50-страничном PDF всего одну цифру, а в итоге получали час бесконечного скроллинга и желание всё бросить. Про невозможность редактирования и копирования текста на многих устройствах даже молчим.

Помню, как иногда приходилось делать скриншоты нужных фрагментов и загружать их в Google Переводчик — чтобы хоть как-то выудить текст, который можно было скопировать.

Но если раньше мучиться приходилось в одиночку, теперь на помощь приходят алгоритмы.

В этой статье мы познакомим вас с пятью охотниками за информацией и протестируем их работу с таблицами, текстом, фотографиями и ссылками внутри этого нелюбимого большинством документа.

А чтобы обзор стал капельку интереснее, сегодня мы отправим нейросети в экспедицию на Эльдорадо. Посмотрим, какая из моделей сможет найти его в стоге PDF-сена.

Приятного чтения!

Читать далее

ТОП-5 сервисов и программ для бесплатного редактирования PDF-файлов

Когда-нибудь учёные признают PDF одним из самых коварных форматов в истории документов. Особенно если перед вами 120 страниц с таблицами, скриншотами и… одной крошечной ошибкой.

И всё бы ничего, но вам нужно просто заменить одну цифру. Одну! И тут начинается: скачивание шести разных программ, поиск очередного «лучшего PDF-редактора» — и где-то на десятой попытке рождается мысль: может, ну его? Распечатать, исправить ручкой и отсканировать обратно?

Но, к счастью, времена меняются! В этом обзоре мы собрали пять сервисов для различной работы с PDF-документами.

Более того, чтобы внести каплю приключений, мы вновь достаём старый тестовый файл — «Дорога к Эльдорадо», оставшийся с предыдущего обзора. Посмотрим, какой сервис сможет изменить его содержимое лучше.

Приятного чтения!

Читать далее

Visi On — предтеча Windows, о которой забыли


Если спросить любого человека, хоть немного знакомого с компьютерами, как называлась первая операционная система с оконным графическим интерфейсом для IBM PC, он наверняка скажет — Microsoft Windows. И это будет неправильный ответ. Ещё за два года до Windows 1.0 пользователям PC была доступна ОС с полноценным графическим интерфейсом, меню и окнами, управляемая при помощи мыши. Но про эту систему благополучно забыли… Почему? Сейчас разберёмся, а заодно узнаем, почему Билл Гейтс, увидев Visi On на выставке COMDEX в 1982 году, не поверил в её реальность.
Читать дальше →

Устройства, которые мы потеряли: редчайший японский ноутбук с MIPS-процессором

Пару лет назад я начал коллекционировать интересные гаджеты, в форм-факторе ноутбука. Особое место в моей коллекции занимают устройства на диковинных процессорных архитектурах — и нет, речь даже не об ARM, а о куда более редких MIPS и SH4. Недавно я исследовал китайский аналог Авито и наткнулся на очень интересный предсерийный прототип ноутбука Fujitsu Intertop CX300 всего за 3.000 рублей — и в сегодняшней ретроспективной статье, мы с вами посмотрим на это чудо японской инженерной мысли поподробнее!

Читать далее

Контроль версий для разработчиков оборудования

В мире разработки аппаратных решений, где даже маленькая ошибка может привести к сбоям, правильное управление версиями — это не просто удобство, а необходимость. Хотя системы контроля версий, такие как Git, давно стали стандартом для программистов, вопросы их применения в контексте аппаратных разработок остаются малоизученными. В этой статье мы рассмотрим, как Git и другие инструменты могут помочь аппаратным инженерам работать с прошивками, схемами и макетами, а также поделимся тем, как можно эффективно отслеживать изменения в бинарных файлах и поддерживать безопасность данных в таких сложных процессах.

Читать далее

7 лучших игр первой половины 2025 года в Game Pass

Подписка Game Pass с каждым годом набирает обороты, и в 2025-м она легко удовлетворит запросы даже требовательного геймера. В ней полно как шутеров и экшенов от 3-го лица, так и стратегий, различных симуляторов, ролевых игр, платформеров и представителей других жанров.

В этой подборке мы расскажем о главных новинках сервиса, которые вышли в первой половине 2025 года. Устраивайтесь поудобнее!

Читать далее

Суров закон, но он закон: как мы собрали RuTaR — датасет для оценки reasoning-систем в сфере налогового права

Этот пост для нашего тг-канала Pro AI написал мой коллега Александр Мигаль, специалист по компьютерной лингвистике и один из авторов RuTaR

Все привыкли к тому, что ChatGPT, DeepSeek, Llama и другие коммерческие LLM способны быстро и умеренно качественно генерировать текст практически любого стиля и содержания. Однако, потенциал использования языковых моделей давно не ограничивается лишь пресловутым копирайтингом и написанием курсовых за одну ночь. Современные модели?трансформеры всё чаще демонстрируют эмерджентные способности, выражающиеся в их способности к сложному пошаговому рассуждению.

Само устройство этих «рассуждений» (англ. reasoning) забавно перекликается с гипотезой лингвистической относительности Сепира?Уорфа. Её строгая версия предполагает, что человеческое мышление является формой «внутреннего монолога». Но если наш мозг оказался устроен несколько сложнее, чем думали Сепир и Уорф, то в случае с LLM всё буквально так — модель рассуждает, когда «говорит», т. е. генерирует текст.

На текущий момент мы уперлись в потолок развития LLM привычным путём. Данные для их обучения кончились ещё год назад, а продолжать наращивать и без того огромные вычислительные мощности попросту нет смысла. Поэтому самым перспективным направлением разработок в области ИИ выступает развитие того самого reasoning — умения модели рассуждать.

И хотя за последние полгода появилось множество систем, сделавших большой шаг в сторону продвинутого reasoning (например, DeepSeek R1, о1 от OpenAI), тестируются они всё так же — на математике, шахматных задачках и головоломках. А вот насколько хорошо они справляются с задачами в сфере права или, скажем, комплексного текстуального анализа никто не знает — в большинстве бенчмарков полностью игнорируется способность LLM рассуждать в плоскости гуманитарного знания.

Читать далее

[Перевод] Как я собрал ноутбук, который можно передать по наследству


Novena Heirloom — это созданная мной ограниченная серия кастомных корпусов для компьютера Novena с открытым исходным кодом, разработанного Эндрю Хуангом и Шоном Кроссом. Проект финансировался путем краудфандинга в сотрудничестве с компанией Crowd Supply из Портленда, штат Орегон.

Всего было разработано несколько прототипов. Рассматривался даже вариант конструкции в виде мольберта. После консультации эта идея все-таки была отвергнута в пользу более традиционной «раскладушки». Имелось важное требование: обеспечить доступ пользователя к внутренним компонентам. Так мы пришли к необходимости съемной клавиатуры, что в значительной степени определило конечный результат. Основная идея дизайна вдохновлена винтажными Hi-Fi системами, ярким представителем которых является Дитер Рамс. Надеюсь, наш труд станет данью уважения к его работам. Финальный дизайн в значительной степени остался верен первоначальному концептуальному прототипу.

Все подробности создания — под катом. Читать дальше →

ЭВМ и роботы на страницах советской научной фантастики. Часть 3: от утопии к реальности


В отличие от ранней советской фантастики, мало интересовавшейся вычислительными машинами, в конце 50-х годов авторы первых произведений «золотого века советской НФ» стали активно вводить ЭВМ и роботов в образы утопического завтра. И в романе «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова, и в сборнике «Полдень, XXII век» братьев Стругацких компьютеры и кибернетические устройства показаны как повсеместные и привычные людям будущего. Тем временем, компьютеры начинают всё больше проникать и в реальность — поначалу сугубо у «физиков». С рубежа 50-х и 60-х ещё недавно единичные ЭВМ начинают идти в серию десятками (БЭСМ-2) и сотнями (Урал-1) экземпляров, ими начинают оснащаться институты, инженерные и научно-исследовательские центры, программирование превращается в важную, всё более востребованную и дефицитную специальность. Ещё недавно компьютеры в фантастике были таким же признаком не слишком близкого будущего, как межзвёздные перелёты. Теперь же всё больше читателей НФ из числа технической интеллигенции и сами прямо или опосредованно имели дело с компьютерами. Как это отразилось на советской научной фантастике и в целом культуре этого времени? Читать дальше →

Рукоходы, вода, грязь — кайф! Почему я всем советую «Гонку героев»

Привет, Хабр! Меня зовут Никита. В МТС я ведущий продуктовый и дата-аналитик и помогаю улучшать уже существующие продукты компании. Живу в Ростове-на-Дону, работаю удаленно, но каждые три месяца гоняю в Москву в командировки. В один такой приезд этой весной я предложил коллегам: «А давайте соберемся и пойдем на „Гонку героев“ 19 апреля». Затянул в это дело своего продакта, позвал ребят из смежных команд, одна коллега мужа подтянула — так и набралась компания из 10 человек. Сегодня расскажу, что получилось в итоге и зачем это все нам вообще. А еще в комментариях можно скооперироваться и рвануть на «Гонку» вместе!

Читать далее

Играющий тимлид в 20. Личная история: где ошибался и чему научился

Привет! Я Андрей Дудин, мне 22 года, инженер-программист в iSpring, более 4 лет в разработке, из них почти 2 года в роли играющего тимлида.
Хочу поделиться с вами своей историей становления тимлидом.

Это не просто рассказа о переходе на новую роль. Я хочу поделиться опытом с теми, кто делает первые шаги к тому, чтобы стать тимлидом.

Расскажу об ошибках и какие выводы я из них сделал, поделюсь мыслями и тем, что вообще помогло мне так быстро добраться до роли тимлида.

Читать далее

Одноплатники лета 2025: интересные предложения производителей. Что сейчас можно найти?

image

Лето хорошо не только тем, что тепло (смотря где, конечно) и солнечно. Плюс еще и в том, что производители представили сразу несколько интересных одноплатников. Среди них модели, которые можно использовать как в DIY, так и в промышленности. Разные компании представили несколько нестандартных решений: от бюджетных маршрутизаторов с HDMI до x86-плат на Intel Twin Lake и экспериментальных FPGA?устройств. Посмотрим на пять новых моделей, чтобы разобраться, чем они интересны и куда могут вписаться.
Читать дальше →

Тяжело из болота тащить… трамвай

История Таганрогского трамвая до определённого момента текла в совершенно типичном русле: в очередном провинциальном городке тихо кончались остатки более развитой цивилизации. И вдруг — сказочное чудо, Золушка преобразилась в королеву бала. Но русские сказки не могут без нюансов

Читать далее

Гид по выбору идеальной палитры для сайта

Вы замечали, что одни сайты вызывают доверие с первого взгляда, а другие раздражают или кажутся ненадежными? Во многом это заслуга грамотно подобранных цветов.

В этой статье разберем:

- Как цвета управляют нашим подсознанием.

- По каким правилам сочетать оттенки, чтобы сайт выглядел гармонично.

- Где брать готовые палитры и как проверить, что цвета «не конфликтуют».

Читать далее

Принцип ставок — книга чемпиона по покеру Анны Дьюк о принятии решений

Thinking in Bets (Принцип ставок) - книга чемпиона по покеру Анны Дьюк о принятии решений, где покер используется лишь как сквозной образ для связывания ключевых идей.

Принятие решений, когнитивные искажения, иррациональное поведение, человеческая психология - Thinking in Bets охватывает их все — ясно и достаточно увлекательно.

Дьюк начинает с того, что наш мозг не эволюционировал для принятия повседневных решений оптимальным образом. Мы плохо понимаем вероятность и случайность, склонны видеть закономерности там, где их нет, и часто путаем качество решения с его результатом.

Читать далее

[Перевод] Rust 1.88.0: Цепочки let, naked-функции, булевы литералы в cfg и очистка кеша cargo

Команда Rust рада сообщить о новой версии языка — 1.88.0. Rust — это язык программирования, позволяющий каждому создавать надёжное и эффективное программное обеспечение.


Если у вас есть предыдущая версия Rust, установленная через rustup, то для обновления до версии 1.88.0 вам достаточно выполнить команду:


$ rustup update stable

Если у вас ещё не установлен rustup, вы можете установить его с соответствующей страницы нашего веб-сайта, а также посмотреть подробные примечания к выпуску на GitHub.


Если вы хотите помочь нам протестировать будущие выпуски, вы можете использовать канал beta (rustup default beta) или nightly (rustup default nightly). Пожалуйста, сообщайте обо всех встреченных вами ошибках.

Читать дальше →

Серое будущее цифровых компетенций

Сперва, в новостях, видел, что Ростелеком и Роструд, дескать, обучат, совместно, аж пять тысяч человек, каким?то там «цифровым профессиям». Без конкретики, что это такое и с чем это дело предлагается потреблять. Теперь, ещё и «яндекс?практикум» подтянулся и рапортует, мол обучит «почти десять тысяч», но уже, как будто, более конкретно — «ИИ».

Однако, это тот случай, когда «более конкретно» не означает полного понимания. Занавес, по?прежнему, опущен, только один край слегка приподняли — не просто «цифровые профессии», а с новомодным «ИИ».

Замечательно.

«Читать далее»

Как внедрить AI CHAT в существующий бизнес: пошаговый план для роста среднего чека и лояльности

Сегодня об искусственном интеллекте не говорит только ленивый. Но для владельца реального бизнеса — будь то сеть ресторанов, ритейл или сфера услуг — все эти разговоры часто звучат слишком абстрактно. Как конкретно взять AI и встроить его в уже работающие процессы, чтобы он начал приносить измеримую пользу: повышать средний чек, укреплять лояльность клиентов и делать их опыт по-настоящему персональным?

Читать далее

ИИ Агенты как новая киберугроза: бизнесы теряют деньги и данные, не понимая почему

С распространением ИИ-ассистентов и чат-ботов появляется новая категория угроз, о которой пока мало кто говорит, но бизнес уже несёт реальные убытки. Не хватало нам DDOS атак и клик фрода, как активно начали применять:

Читать далее

Настольные деревянные часы

Цифровых настольных деревянных часов как-то мало в продаже, в основном имитация пластика под дерево. Нет, не нужен WiFi и Bluetooth, радио и радужный дисплей, будильник и метеостанция. Просто часы, точно показывающие время. Так началась история разработки миниатюрных цифровых часов в деревянном корпусе. Нацелившись на результат, но больше ради процесса, был спроектирован описанный далее прибор для точного измерения времени.

Читать далее

Цифровой фильтр без умножения

Представлен цифровой фильтр без использования явной аппаратной или программной операции умножения, выполненный на основе двоичных сдвигов. Имеет дискретный ряд АЧХ, ФЧХ, при этом, эффективно реализуется на простейших контроллерах.

Читать далее

Как программист стал лицом бренда: PR-кейс Linus Torvalds и Linux, который изменил IT

Когда говорят о PR в IT, чаще всего представляют пресс-релизы больших корпораций, выступления CEO на конференциях, маркетинговые кампании новых гаджетов. Но один из самых влиятельных кейсов в истории IT-пиара — вовсе не про миллионы в бюджете или рекламные стратегии.

Это история о том, как один скромный разработчик из Финляндии — Линус Торвальдс — стал символом open-source-движения, а его проект Linux получил всемирную известность без классической рекламы. Только за счёт силы репутации, прозрачности коммуникации и умного PR внутри IT-сообщества.

Именно этот кейс — один из первых в истории технологий, когда репутация программиста, доверие сообщества и открытая коммуникация стали основой глобального продукта.

Читать далее

Когда гарантийный срок истёк

Основная проблема IT-отрасли, на мой непросвещенный взгляд, заключается в том, что жизнь обучает нас профессии примерно так же, как учителя начальной школы — арифметике. Сначала нам говорят: делить на ноль нельзя. А потом оказывается, что ещё в XVII веке один маркиз по имени Гийом Франсуа Лопиталь научился. Нам говорят: квадратный корень можно извлекать только из положительных чисел. А потом — хоба — оказывается комплексными бывают не только обеды. И так далее.

С чего начинается обучение компьютерным наукам? — С некоторого количества теории, которая скучная и непонятная, как и любая полностью оторванная от практики теория, — а потом — с примеров. Мы открываем REPL и некоторое время забавляемся с ней, как с калькулятором.

И тут — бац!

[Перевод] На сколько же медленнее произвольный доступ на самом деле?

Как вы, наверно, знаете, из-за наличия в компьютере различных кэшей (L1, L2, L3...) и того, что операции с памятью выполняются с линиями кэша размером примерно 64 байт каждая, для обеспечения максимальной производительности мы должны писать программы, обеспечивающие локальность.

(Разумеется, диск здесь не показан)

Но насколько хорошо вы это осознаёте? Допустим, у нас есть массив чисел с плавающей запятой и массив индексов первого массива. Есть программа, складывающая числа из первого массива в порядке, определяемом вторым массивом. То есть в этом примере мы будем складывать ? + ? + ? + ? + ? + ? в таком порядке:

Давайте рассмотрим всего два случая: индексы идут в порядке от первого до последнего или в произвольном порядке. До того, как я начал писать этот пост, я не мог ответить ни на один из следующих вопросов:

1. Насколько большим должен быть массив, чтобы разница производительности вычисления в двух порядках стала заметной?

2. Сколько в среднем тратится на каждый элемент в порядке от первого до последнего?

3. Насколько медленнее произвольный порядок последовательного в случае массивов, умещающихся в RAM?

4. Насколько медленнее произвольный порядок последовательного в случае массивов, не умещающихся в RAM?

5. Достаточно ли стандартного тасования Фишера-Йейтса для массивов перемешанных индексов для получения произвольного порядка?

6. Насколько медленнее порядок от первого до последнего в случае массивов, не умещающихся в RAM, при использовании файлов с отображением в память?

7. Максимально ли быстры файлы с отображением в память?

Если вы уже знаете ответы на эти вопросы, то это замечательно! Если же нет, то делайте ваши предположения и проверьте их, прочитав пост.

Читать далее

Как обновить n8n одной кнопкой

Сервис для автоматизации процессов n8n быстро развивается, обновления выходят раз в несколько дней. Часто для использования функционала, связанного с LLM, требуются последние версии. А обновление сервиса не так тривиально.

Мы рассмотрим два способа, один из которых универсальный, а другой позволяет обновить n8n одной кнопкой, но содержит ограничение по способу развёртывания.

Читать далее

Лучшие части Resident Evil чтобы подготовиться к релизу Resident Evil 9

Серия Resident Evil — это культовая франшиза, которая на протяжении почти трех десятилетий радует фанатов хорроров, экшена и запутанных сюжетов. С анонсом Resident Evil 9 многие игроки задаются вопросом: какие игры серии стоит пройти, чтобы быть готовым к новой главе? В этой статье мы разберем ключевые части Resident Evil, которые помогут вам погрузиться в лор, понять сюжетные линии и подготовиться к событиям Resident Evil 9.

Мы сосредоточимся на играх, наиболее важных для понимания истории, и общей атмосферы серии, с учетом того, что Resident Evil 9, вероятно, продолжит сюжетные арки последних игр.

Читать далее

ISPA Parser Generator

Разработка парсер генератора ISPA: что реализовано и какие планы на будущее.Гибкий парсер нового поколения с теми функциями, которых давно не хватает существующим решениям.

Читать далее

[Перевод] Каким мне видится Kubernetes 2.0

Примерно в 2012-2013 году в сообществе сисадминов стали много говорить о технологии под названием «Borg». Складывалось впечатление, что это какая-то система управления контейнерами, основанная на Linux и применяемая в Google — с её помощью они эксплуатируют свои внутренние ресурсы. Терминология по этой системе немного озадачивала; внутри кластеров, состоящих из «ячеек» (cells), в ней находились какие-то «борглеты», но суть уже на данном этапе начинала ускользать. В системе существовали концепции «сервисов» (services) и «заданий» (jobs), так, что приложения могли при помощи сервисов откликаться на пользовательские запросы, после чего система собирала задания в пакеты, и эти пакетные задания уже выполнялись достаточно долго.

Затем, 7-го июня 2014 года состоялся первый коммит в Kubernetes. Это греческое слово означает «кормчий», и в течение первых трёх лет существования этой технологии решительно никто не понимал, как его правильно произносить. Поэтому пришлось сдаться и позволить простым смертным обозначать его как k8s.

Читать далее

Как перестать сливать бабки в маркетинге

Помните этот священный ритуал B2B-маркетинга? Приходит новый директор по маркетингу, закатывает глаза и говорит: «Нам нужен контент-движок, нам нужен блог». И начинается: нанимается команда, пишется 100500 статей на тему “Как выбрать CRM”, “10 лучших приложений для [подставь свою версию]» и многое другое. Все это щедро посыпается ключевыми словами без разбора пользы и ценности, и компания садится ждать, когда органический трафик польется рекой.

Так вот. Эта шарманка с 2024 года больше не работает.

А если вы до сих пор верите, что ваш корпоративный блог на сайте – это главный генератор лидов, а экспертный контент в телеграм канале – это уникальность, то у меня для вас плохие новости. Это все стало commodity. И самый быстрый способ медленно, но верно сливать ваш бабки.

Это не мои домыслы. Это холодная, как сердце бывшего, реальность. Тенденция смерти SEO научилась уже давно. Многие успешные блоги зарубежный компаний, показывают стабильную стагнацию своих вложений в блоги.

HubSpot, империя входящего маркетинга, с 2024 года показывает замедленный рост органического серча на более 20%.

Читать далее

Работа с формами во Flutter

Работа с формами — неотъемлемая часть любого Flutter-приложения. В этой статье я расскажу о том, как создавать формы с помощью стандартных инструментов (Form, TextFormField, GlobalKey) и какие подводные камни возникают при их масштабировании.

Читать далее

[Перевод] Анатомия неудачного микробенчмарка

В новом переводе от команды Spring АйО подробно разбираются концептуальные, методологические и технические ошибки, на которые легко наткнуться при попытке протестировать такие механизмы, как synchronized и ReentrantLock. Автор объясняет, почему микробенчмарки часто измеряют не то, что вы думаете, и почему для получения осмысленных результатов лучше использовать макротесты или полагаться на экспертов.

Читать далее

Ansible, bash и я: три мушкетёра в мире автоматизации управления компьютерами на Linux

В мире, где биты и байты движутся в такт машинного кода, где каждый файл — как драгоценный камень, а каждая команда — словно заклинание, живут три героя: Ansible, Bash и их друг-администратор. Здесь каждый день приносит новые задачи, а каждая задача — захватывающее приключение.

Не стойте на пороге - читайте дальше!

Процессор на коленке ч.3. Алоритм быстрого деления



В прошлой части запустили тестирование производительности для нашего процессора, теперь будем его ускорять с помощью модуля аппаратного умножения и деления. Не хотелось повышать информационную энтропию, выкладывая очередную статью про деление столбиком, поэтому в результате двух недель исследований удалось собрать нечто красивое и потенциально очень быстрое. Предыстория в статье может быть сложной, но сам алгоритм прост.
Читать дальше →

Часть 2: Vision Transformer (ViT) — Когда трансформеры научились видеть

Представьте, что лингвист внезапно стал экспертом по живописи. Именно это произошло в 2020 году, когда архитектура для обработки текста — трансформеры — научилась "видеть" изображения. Vision Transformer (ViT) доказал: для понимания картинок не обязательны свёртки! Разберем "на пальцах" как она устроена и как изображения превращаются в предсказания.

Читать далее

Как не потерять 25 млн рублей в год на Яндекс Картах с ИИ-инструментом

Меня зовут Дмитрий Крапивницкий, CEO digital-агентства OMNIMIX. Вместе с командой мы заметили частую проблему — пины, кнопки и важные элементы пропадают с карточек компаний на Яндекс Картах, и обнаружить это можно не сразу. Как итог, одна пропавшая кнопка стоит 30 тысяч рублей в день, исчезнувший номер телефона лишает бизнес половины звонков, а невидимая витрина уносит 180 потенциальных клиентов. 

В материале рассказываю, как мы нашли решение для этой проблемы и усовершенствовали ИИ-инструмент, анализирующий карточки клиентов. 

Читать далее

[Перевод] Преобразование JSON в объекты C++ на этапе компиляции: демонстрация возможностей принятой в C++26 рефлексии

На прошлой неделе в Софии, столице Болгарии, закончилась работа над стандартом C++26, который помимо контрактов, std::execution и всего прочего теперь включает и рефлексию.

В этой статье будет продемонстрирован один из примеров её использования: преобразование строк в формате JSON в объекты C++ на этапе компиляции.

Читать далее

Как заставить LLM-модель исполнять твои запросы, если её обучали не делать этого

Намедни в своём канале я решил сделать эксперимент, получится ли почти с нулевым бюджетом сделать простой ИИ-сервис обёртку на трендовую тему, и чтобы это было за 4-7 дней.

В итоге мне скинули пару залетевших рилсов, где авторы стали пробовать смотреть физиогномику через GPT, хотя результаты у них там даже для ненаучной методики были так себе.

В итоге мы с партнёром решили быстро сделать такого ИИ-бота (соотносит черты лица и характер, ненаучно, развлекательный контент), который анализирует вероятный характер пользователя, как его воспринимают другие и так далее. Посмотреть его можно тут, он бесплатный на 1-2 раза.

Читать далее

Наш мозг — мартышка, или почему мы постоянно наступаем на одни и те же грабли

Давайте начнем с ошибки. Что это?

Непреднамеренное отклонение от правильных действий - не совсем. Ошибка — это часто результат того, что наше быстрое, интуитивное мышление (наша "внутренняя мартышка") берет верх в ситуации, требующей анализа дольше, чем сложить 2+2, или наше медленное, аналитическое мышление ленится. Почему так происходит?

Читать далее

HTML Builder: визуальный конструктор HTML-структур на Vue 3

HTML Builder — визуальный конструктор HTML-структур с drag-and-drop интерфейсом для библиотеки @vue-dnd-kit/components!

???? HTML Builder позволяет создавать HTML-структуры без написания кода
???? Включает рабочую область, палитру компонентов, дерево элементов и панель настроек
???? Сейчас это ранняя бета с минимальным функционалом, но уже можно оценить концепцию
Идеально подходит для создания прототипов и визуальных редакторов CMS.

???? Демо: https://zizigy.github.io/html-builder/
???? GitHub: https://github.com/ZiZIGY/html-builder

Ищу обратную связь по UI/UX и функциональности. Какие фичи хотели бы видеть? Что можно улучшить в интерфейсе? И тд тп.

Читать далее

Чего не понимают 90% интеграторов

Привет, меня зовут Иван. Мой карьерный путь довольно тернист: работал на производстве оператором станка, развозил суши курьером, затем перешёл в продажи и вырос от обычного менеджера до заведующего магазином.

Последнее время занимаюсь тем, что помогаю заказчикам интегрировать разные CRM: amo, Битрикс, 1С и другие. И ко мне периодически приходят клиенты, которые пытались работать с другими интеграторами, но стало только хуже, чем было. По одной простой причине: 90% интеграторов – это технари, которые не разбираются в бизнесе. 

Читать далее

Почему «витрина достижений» информационной безопасности работает далеко не везде

Долго собирался с духом, чтобы написать первую статью. В открытых источников СТОЛЬКО интересной и полезной информации, что вызывает восхищение уровень подготовленности коллег по цеху. 

Сразу предупрежу: вы не найдёте здесь сенсационных "ноу-хау", которыми можно поразить гуру информационной безопасности. Зато тем, кто только выстраивает защиту с нуля или топ менеджменту, эти заметки, я уверен, окажутся практичными.

Чем дольше наблюдаю за отраслью, тем чаще ловлю себя на мысли: публичные дискуссии о развитии SOC сводятся к витрине из мощных SIEM-ов, SOAR-ов и "прокачанных" ML-движков. Да, для компаний с крупным бюджетом и зрелой инфраструктурой это актуально. Но что делать тем, кто только выходит на рынок или просто не дорос до подобных затрат?

В большинстве материалов всё звучит примерно так: "нужно внедрить средства защиты, и ИБ обязана всё контролировать". А что означает это "всё"? Конкретные болевые точки команды безопасности остаются за кадром. Выходит, что советов много, но реальной опоры для тех, кто начинает с чистого листа - минимум.

И ещё одна ремарка. Дорогой и прокаченный софт - не "золотая пуля", а лишь инструмент, который помогает вам, если прежде проделана подготовительная работа: описаны процессы, понятна модель угроз и расставлены приоритеты. Без этого даже самый "умный" продукт рискует стать очередной дорогой коробкой в серверной.

Я не претендую на истину в последней инстанции. Многие из моих более опытных коллег и так знают всё, о чём пойдёт речь. Но если этот текст сэкономит время тем, кто только выстраивает ИБ-функцию, значит, задача выполнена.

Читать далее

Как оживить фото: Топ нейросетей для оживления фото и изображений

Мир искусственного интеллекта стремительно меняет представление о работе с изображениями. То, что раньше казалось фантастикой — например, оживить старый снимок, превратив его в реалистичную анимацию, — теперь доступно каждому. С помощью нейросети можно оживить фото за несколько секунд: достаточно загрузить изображение и выбрать параметры, чтобы получить динамичную версию, где картинка оживает.

В этом материале рассмотрим, как оживить фото с помощью нейросети, чем отличаются популярные онлайн-сервисы и какой инструмент подойдет именно вам — в зависимости от целей и качества исходного изображения.

Читать далее

AI-диалоги под контролем: как структурный подход улучшает архитектуру, аналитику и разработку

Как структурировать диалоги с LLM: шаблоны, интенты, статусы и архитектура ai-dialog-system, превращающая хаос в управляемую систему. Подход подходит для аналитики, CI и командной разработки.

Читать далее

“Блокировки которые никого не должны зацепить”.  Или как я восстанавливал работу Talkvio из-за блокировок Cloudflare

Немного предыстории, прежде чем начать — о том, что у меня за проект такой — Talkvio. Уже два года я в свободное от основной работы время разрабатываю свой пет-проект — Talkvio, альтернативу Пикабу, где всё должно быть лампово и плюшево.

Проект уже довольно сильно развился: там есть нейросети для проверки орфографии, автотегов и помощи в формировании контента и заголовков. Есть Android-клиент, а iOS-версия находится в разработке. Реализована похожая система кармы, как на Хабре, есть даже минусы (привет администрации Пикабу), и многое-многое другое.

У нас на ресурсе пользователи больше фокусируются на авторском контенте — всевозможных интересных статьях и т.п., помимо юмористического. То есть казалось, что ничего не предвещает беды.

Забегая вперед, чтобы читателю было интересно, ресурс НЕ использовал Cloudflare.

Читать далее

[Перевод] Прорыв на пути к миллиону кубитов: учёные создали чип для управления квантовыми компьютерами

Учёные из Австралии разработали революционный квантовый управляющий чип, который устраняет одно из ключевых препятствий на пути к созданию практичных и мощных квантовых компьютеров. Эта технология, над которой работали более десяти лет, впервые позволяет разместить миллионы кубитов и их сложные системы управления на одном устройстве.

Читать далее

Небольшая библиотека утилит на Rust для Python (FastPy-RS, Alpha)

Всем привет! Я пришёл из экосистемы Rust и недавно начал работать в Python. Я люблю Rust за безопасность и скорость, но влюбился в Python за простоту и быструю разработку. Это вдохновило меня создать что-то полезное для сообщества Python: FastPy-RS — библиотеку часто используемых функций, которую можно вызывать из Python, а реализация внутри написана на Rust. Цель — обеспечить высокую производительность и надёжность. Хотя многие Python-библиотеки используют C для ускорения, такой подход может нести риски безопасности.

Читать далее

Как правильно начать вайбкодинг-проект с нуля

Если вы решили вайбкодить новый проект, то самым первым шагом должен стать PRD (Product Requirements Document).

Что такое PRD?

По сути это краткая, но очень точная суть вашего проекта. В ней описано, на чём проект будет написан, какие задачи он решает, какие разделы в нём будут, а также как примерно выглядит архитектура.

После PRD хорошо бы сразу создать ещё два документа:

tasks.md — детализация задач вашего проекта. Этот файл может меняться и дополняться в процессе работы: сделали текущие задачи ? придумали новые ? обновили файл.

docs.md — более техническая документация, которая пишется параллельно реализации задач. Она не обязательна для маленьких проектов, поэтому подробнее о ней поговорим в следующем посте.
(md - это не домен, это файлы расширения Markdown)

Сам PRD обычно остаётся стабильным и только иногда дополняется новыми деталями. Но как его правильно и быстро сделать?

Читать далее

Детальный разбор архитектуры современных языковых моделей

Доброго времени суток, «Хабр»!

Сегодня мы погрузимся в мир современных языковых моделей, детально изучим их архитектуру и разберемся в принципах работы. Готовы к захватывающему путешествию в мир искусственного интеллекта? Тогда пристегните ремни — мы отправляемся!

Читать далее

Почему одни запахи необычайно приятные, а другие кажутся омерзительными

Случайно совпало два события. Менял утром в машине картриджи ароматизатора, а в обед нашёл в стандартном трёхкилограммовом мешке картошки одну гнилую. Вонизм от неё, правда, был, как будто полмешка сгнило, на всю кухню амбре стоял. Это и натолкнуло на мысль разобраться, почему одними запахами мы восхищаемся, а другие – просто ненавидим. Нос - один, молекулы, которые рецепторы слизистой принимают на себя, чтобы дать возможность мозгу разобраться в элементах запаха, тоже не блещут разнообразием. В какой же момент и где именно происходит разделение запахов на «хорошие» и «плохие»? И почему так?

Читать далее

Я разобрался с ELK в .NET, чтобы вам не пришлось

Вообще, эта статья — по сути краткий обзор современных инструментов логирования, которые часто используются в.NET. Но из?за того, что настройка ELK — относительно трудоемкий процесс, весь фокус по итогу сместился в сторону использования сего стека. Я просто смирился с этим. Надеюсь, мой опыт сэкономит время и силы читателю, желающему ознакомиться с ELK.

Читать далее

Программа для человекоподобного робота

В январе 2025 года я решил попробовать создать человекоподобного робота. Пока готова только одна рука без датчиков (рецепторов).

Читать далее

Психология разработки: За что на самом деле увольняют?

Переживание о том, что могут уволить, возникает и у новичков, и даже у профессионалов, которые склонны иметь синдром самозванца, что достаточно часто встречается в it-профессии.

Страх неудачи — распространённая проблема, когда ты начинаешь переживать: «я недостаточно знаю», «а что будет, если они догадались», «там все профессионалы, а я нет».

Но если задуматься, а за что увольняют людей? Простой ответ обычно под носом: об их работе часто все отзывались плохо, да и ревью их было всегда тем ещё удовольствием, а когда человек уходил, все разработчики выдыхали. Их уволили за некомпетентность.

Но если копнуть поглубже — всё становится не так очевидно. Сейчас покажу на примерах

Читать далее

Настройка MSDP и PIM на примере сети из Cisco 7200 в GNS3

Эта статья появилась из-за недостатка комплексных материалов по теме. Конечно, в интернете можно найти качественные статьи, описывающие работу мультикаста, например в знаменитом цикле "Сети для самых маленьких", однако взаимодействие с BGP и MSDP рассматривается в единичных источниках. Предлагаю вашему вниманию простой и базовый пример настройки передачи маршрутов ТВ-трафика через BGP-стык при помощи протокола MSDP.

Читать далее

Торт или не торт?

К написанию этих размышлизмов автора сподвигли несколько статей (Социальный эксперимент: проверяем, торт ли Хабр о деградации Хабра, Хабр мёртв и некоторые другие разных лет выпуска и градуса эмоциональности) и собственный небольшой опыт писательства статей на Хабр и в Пикабу ????

Читать далее

Отзыв на курс «Дизайнер интерфейсов» от Яндекс.Практикум спустя 2 года после получения диплома

2,5 года назад я работала 5/2 за за ниже 30тыс в месяц с переработками, и знакомые посоветовали - иди в ИТ. Я посидела, подумала, вспомнила свой опыт 3d моделирования в 2018-м и подумала - хочу в дизайн!

Читать

Жонглирование памятью: арены в Golang

Интересовались ли вы как работают арены изнутри? Или их использование, для чего применяются и их плюсы... В данной статье мы разберем основные аспекты арен в Golang...

Читать далее

← 27 июня 2025          29 июня 2025 →          А сегодня?