← 12 июля 2025          14 июля 2025 →          А сегодня?

13 июля 2025 на Хабре были опубликованы 44 статьи.

Большое испытание кальциевых аккумуляторов, часть 2: недозаряд портит, а кипячение убивает

Привет, Хабр! Мы продолжаем проверять на прочность пару одинаковых новеньких аккумуляторов 6СТ-62L производства ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» путём многократного "кипячения" одного и недозаряда другого.

Есть мнение, что сульфатация кальциевых аккумуляторов необратима. Также есть мнение о губительности заряда при повышенном напряжении с выделением газов.

Настало время исследовать динамику воздействия этих факторов на свинцово-кислотные батареи путём всесторонних измерений.

Читать далее

Replit. Телеграм приложение за $170

Привет! Хочу поделиться опытом работы с агентом в Replit — тем самым GPT-помощником, который вроде как всё делает за тебя. Я сел попробовать, думал, сейчас он мне всё напишет, и я за пару дней выкачу MVP. Всё так и вышло, но есть нюансы. Особенно когда речь идёт про стоимость, архитектуру и тот самый вайб-дебаггинг.

Читать далее

Без(д)воз(д)мездно, то есть даром

Сегодня, мои дорогие читатели, хочу поговорить об экономике или почему за программы приходится платить.

Читать далее

[Перевод] От React всё также веет безумием, но все об этом молчат

Недавно работал над хобби-проектом, который описал в другой своей статье. В процессе его реализации у меня возникло желание чиркануть пару абзацев о том, почему React — отстой, но в итоге я не смог удержаться и решил высказаться по полной…

Так что вот она полноценная статья, ещё больше той, из которой она родилась. Здесь я подробно опишу все проблемы React и поясню, почему это может не быть виной разработчиков.

Читать далее

Новости кибербезопасности за неделю с 7 по 13 июля 2025

Всё самое интересное из мира кибербезопасности /** с моими комментариями.

На этой неделе новости про: почему не стоит трудоустраиваться в Макдональдс; Госдума против легализации белых хакеров; про ещё одну причину не покупать себе Мерседес; Android, наверное, стал безопасным и другие только самые важные и интересные новости из мира информационной безопасности.

Читать далее

Kubernetes на базе Deckhouse в облаке Linx Cloud: встроенный мониторинг, безопасность и управление сертификатами

Компания Linx — сервис-провайдер с дата-центрами в Москве и Санкт-Петербурге. Мы развиваем свою облачную платформу и недавно запустили Kubernetes as a Service на базе Deckhouse Kubernetes Platform (DKP).

DKP (№27871 в Едином реестре российского ПО) автоматизирует процессы администрирования и эксплуатации K8s-кластеров, связанные с аутентификацией и управлением доступом, мониторингом и логированием, работой с сертификатами и настройкой отказоустойчивости. В этой статье мы рассмотрим ключевые возможности решения и покажем интерфейс платформы. Будет полезно, если вы задумываетесь о том, чтобы попробовать Kubernetes как сервис из облака и хотите узнать больше о доступных на отечественном рынке вариантах.

Читать далее

Кремниевая революция по-китайски: как Пекин собирается обойти Тайвань и США к 2030 году

Китай, долгое время остававшийся в тени мировых лидеров вроде Тайваня и Южной Кореи, сегодня активно наращивает мощности. Аналитики из Yole Group прогнозируют, что к 2030 году Китай захватит 30% мирового рынка по производству полупроводников, обогнав Тайвань (23%) и Южную Корею (19%). Все вполне реально — в 2024 году Китай выпустил 8,85 миллиона кремниевых пластин за месяц, что на 15% больше, чем в 2023, и планирует увеличить этот показатель до 10,1 миллиона в 2025 году. Как Пекину удается так быстро сокращать разрыв, несмотря на санкции США и технологическое отставание? Об этом и поговорим.

Читать далее

Нейтрино

Даже позитрон и электрон в процессе аннигиляции превращаются в кинетическую материю двух гамма квантов представляющих собой возбуждение электрической материи.

Энергия каждого их этих квантов равна энергии покоя электрона или позитрона.

\mu_e C^2=h \nu

При этом энергия независимо от знака заряда частиц всегда положительна.

Теперь представим себе процесс, в котором два не очень энергичных кванта в момент рождения оказались на одной траектории. Квант на траектории это динамический объект.

Два объекта не могут занимать состояние со всеми одинаковыми параметрами. И эти два динамических объекта должны получить разные параметры. Наиболее подходящим для нашего случая считаем параметр — фаза возбуждения.

Одна линия возбуждения:

e — условный заряд в исходной системе.

E=\frac{e}{\lambda^2}*\cos(\omega t)

Вторая линия возбуждения:

E=\frac{e}{\lambda^2}*\cos(\omega t+\pi)

2E=\frac{e}{\lambda^2}(\cos(\omega t+\pi)+\cos(\omega t))

Такая конструкция не может взаимодействовать с зарядами и быть обнаружена по этому признаку.

Но материя никуда не исчезла.

Если теперь определить величину E2 , то

2E^2=\frac{e^2}{\lambda^4}(\cos^2(\omega t+\pi)+\cos^2(\omega t))

Эта запись аналогична следующей:

2E^2=\frac{e^2}{\lambda^4}(\cos(2\omega t)+1)

Умножим обе части на2\lambda^3 :

A\lambda=\frac{A\lambda_{max}}{2}(\cos(2\omega t)+1)

Теперь в канале возбуждения пульсирует некоторая энергия зависящая от первоначальной длины волны электрического возбуждения 2\omega с частотой вдвое выше первоначальной частоты возбуждения в одном канале и вдвое меньшей длиной волны \lambda/2. Энергия пульсирует от нуля до 2, имея среднее значение 1.

Через релиденс (об этом термине написано в прошлой статье) нейтрино можно вычислить её скорость

V=C \sqrt{1-\frac{ e^2}{C^4 \lambda^2}}

Обычные средства вычисления не позволяют увидеть отличие от скорости света, хотя оно и есть.

Относительно превращения нейтрино из одного типа в другой (осцилляции) есть сомнения. Спин при превращениях изменяться не может. Нейтрино могут иметь спин ± ?.

Читать далее

Свой ChatGPT на документах: делаем RAG с нуля

Всем привет! Наверняка у вас были ситуации, когда нужно быстро найти что-то в длинном документе-договоре, инструкции или отчёте. Сегодня я покажу, как сделать своего помощника, который будет отвечать на такие вопросы автоматически. Соберем RAG с нуля: загрузим документы, "нарежем" их на куски, проиндексируем в векторной базе данных Qdrant и подключим LLaMA.

Если вы увидели незнакомые слова — не пугайтесь, далее я расскажу об этом подробно.

Читать далее

Продолжаем делать реализацию LISP на Python. Часть 1: структуры

Да. Спустя наверно 3 дня я решил сделать это. Долго конечно, но что тут поделаешь.

Также если нужно, можете посмотреть на первую статью об этом лиспе.

Читать далее

Как я пришёл в open source в 2025-м (с утилитой для бекапа PostgreSQL), чуть не потеряв проект на ~$1500\мес в 2023-м

Однажды я столкнулся с проблемой, когда почти потерял коммерчески успешный пет-проект из-за устаревших резервных копий БД (ещё до того, как он стал коммерчески неуспешным). При этом, даже после частичного восстановления, все-таки потерял ~30% прибыли от проекта, много нервов и времени.

Это подтолкнуло меня на разработку своего открытого инструмента для бекапа PostgreSQL. С разными хранилищами, уведомлениями при сбоях и health check'ом. Собственно, о том, как я потерял деньги и затем разработал проект — хочу рассказать в статье ниже.

Читать далее

Управление проектами: дайджест публикаций #36

Модель Кано, фреймворки, отсутствие ТЗ, отпуска на проекте, много гайдов по инструментам и всё интересное, что писали за последние 2 недели про управление проектами. Мы прочитали все публикации и выбрали для вас самые крутые и полезные. Читайте, сохраняйте и применяйте!

Читать далее

[Перевод] Новый рекорд по упаковке сфер неожиданно пришёл из геометрии

В математике поиск оптимальных моделей никогда не заканчивается. Не является исключением и задача упаковки шаров — как максимально эффективно запихнуть шары в коробку (с большим числом измерений). Она привлекает математиков уже несколько столетий и имеет важные приложения в криптографии, дальней связи и многом другом.

Это обманчиво простая задача оборачивается чрезвычайно сложной. В начале XVII века физик Иоганн Кеплер показал, что, укладывая трёхмерные сферы так, как укладывают апельсины в продуктовом магазине, можно заполнить около 74% пространства. Он предположил, что это наилучшее возможное расположение. Но математикам потребовалось почти 400 лет, чтобы доказать это.

Читать далее

Commodore 64 Ultimate: возрождение легенды в 2025 году

Commodore 64 возвращается — в 2025 году выходит новая версия легендарного домашнего компьютера. Модель под названием Commodore 64 Ultimate — не просто ретро-гаджет, а современное переиздание с поддержкой оригинальных картриджей, джойстиков и игр, плюс удобства вроде Wi?Fi, HDMI и механической клавиатуры с подсветкой. На нём можно запустить классику вроде The Last Ninja, играть на старом джойстике или загружать тайтлы с флешки. В статье расскажу, чем интересна новая модель и что она умеет.

Читать далее

Алгоритмы для работы с большими данными в Go: HyperLogLog и Count-Min Sketch

Алгоритмы для работы с большими данными

Всем привет! Для начала давайте разберем что такое вообще Алгоритмы для работы с большими данными, основная суть алгоритмов для работы с большими данными  — это эффективная обработка огромных объёмов информации при минимальных вычислительных ресурсах (памяти, CPU, диске). Их суть — жертвовать точностью ради скорости и масштабируемости.

Читать далее

Vue: Composables и TS это вам не Mixins и JS. С ними сложнее

Пришел к хитрому паттерну. Делюсь.

Будет полезен тем кому нравиться или приходится работать с Vue.
В подходящей ситуации он сэкономит кучу времени и поможет избежать дублирования кода.

Поехали!

Настраиваем роутер и WiFi с VLAN в тоннель

На некоторые устройства не очень удобно или вообще невозможно поставить приложения, которые позволяют создавать тоннели или изменять роутинг.

Можно создать в сети несколько VLAN и на точке доступа WiFi на каждую создать свой SSID (имя точки) и иметь несколько "виртуальных" WiFi точек с разными маршрутами и тоннелями.

Здесь мы рассмотрим настройку такой схемы с роутером на pfSense, точкой доступа на OpenWRT и отдельным линуксом для тоннеля в VM на Proxmox. Эти идеи можно использовать и в других комбинациях железа и софта.

Читать далее

Конфаундинг, или как аналитику попасть в ловушку

Вы построили свою модель: p-value в порядке, R? впечатляет, вот только эффект — мнимый. Причина? Иногда вы упустили какую-то переменную. Иногда добавили лишнюю. Иногда включили ту, которая полностью поменяла ваш вывод. Настало время познакомиться с самым изощрённым убийцей аналитических выводов — конфаундингом.

Читать далее

Применение языка Python в инженерной практике. Точность измерений и вычислений. Погрешности и неопределённости

В предыдущем туториале "Единицы измерения физических величин" было сказано, что результат любых инженерных измерений и расчётов не имеет никакого смысла, если не указаны две его основные характеристики: единица измерения и точность. Как использовать единицы измерения при вычислениях на Питоне мы уже обсудили - теперь перейдём к точности и связанным ней понятиям погрешности и неопределённости

Погрешность измерения — это отклонение измеренного значения величины от её истинного (действительного) значения. Погрешность измерения является характеристикой точности измерения. Выяснить с абсолютной точностью истинное значение измеряемой величины, как правило, невозможно, поэтому невозможно и указать величину отклонения измеренного значения от истинного. Это отклонение принято называть ошибкой измерения. Возможно лишь оценить величину этого отклонения, например, при помощи статистических методов. На практике вместо истинного значения используют действительное значение величины x_Д, то есть значение физической величины, полученное экспериментальным путём и настолько близкое к истинному значению, что в поставленной измерительной задаче может быть использовано вместо него. Такое значение обычно вычисляется как среднестатистическое значение, полученное при статистической обработке результатов серии измерений. Это полученное значение не является точным, а лишь наиболее вероятным. Поэтому при записи результатов измерений необходимо указывать их точность. Например, запись T = 2.8 \plusminus 0.1 \; s \\; \; P = 0.95 означает, что истинное значение величины T лежит в интервале от 2.7 s до 2.9 s с доверительной вероятностью 95%. Количественная оценка величины погрешности измерения — мера сомнения в измеряемой величине — приводит к такому понятию, как неопределённость измерения. Синонимом термина "погрешность измерения" (англ. measurement error) является "неопределённость измерения" (англ. measurement uncertainty). Таким образом мы плавно и ненавязчиво подошли к названию модуля языка Питон, которому посвящён настоящий туториал - uncertainties (неопределённости).

Читать далее

«Хочу, но боюсь и не делаю»: что делать со страхом того, что не получится?

Несколько лет подряд я занималась различными проектами в айти: запускала и продавала стартап, работала трекером, делала продуктовые исследования — все это была проектная работа. А потом проекты внезапно закончились. Заказчики перестали звать, клиентов быстрыми способами (написать в несколько дружественных чатиков о том, что ищу проекты) найти не удалось, и я оказалась перед выбором: устраиваться все-таки на постоянное место работы или продолжать жить проектами и искать клиентов уже более сложными для меня способами. Например, аутрич в Линкедин и много других идей. 

Но я никак не могла выбрать, в какую сторону двигаться? Прилагать усилия по поиску проектов или то же самое по поиску работы? В голове роилось много мыслей, тревога и страх просто сжирали, а при любых делах меня хватал паралич. И пока я не поставила сама себе диагноз, ситуация не сдвинулась с места.

Меня зовут Аня Миро, я продакт, бизнес-психолог и исследователь предпринимательского поведения. Я расскажу об одном страхе, который есть не только у меня. 

Дисклеймер. Эта статья, скорее всего, будет интересна тем, кто сейчас переживает или в прошлом переживал какие-то изменения, и это было совсем непросто. Вероятно, неинтересно будет тем, кто не испытывал психологических проблем в жизни: выгорание, депрессию, никогда не переживал мощный страх или тревогу. В общем, статья написана для простых людей со своими проблемами, которых хотелось бы испытывать поменьше.

Что за страх?

Как мы анализируем сетевые аномалии с помощью Suricata и машинного обучения

Suricata — это мощный движок IDS/IPS и сетевого мониторинга с открытым исходным кодом. Он может анализировать сетевой трафик в режиме реального времени и генерирует структурированные события в формате eve.json.

Однако при работе с большим потоком событий становится ясно: просто фиксировать отдельные аномалии недостаточно.

Аналитикам нужно видеть взаимосвязи, агрегированные отклонения и комплексное поведение сети.

Читать далее

Скоро без нас: когда роботы окончательно отберут нашу работу?

Роботы уже вытесняют людей со складов — и это не футуризм, а реальность 2025 года. Amazon, Walmart, DHL и FedEx массово автоматизируют логистику, лишая рабочих не только физического труда, но и рабочих мест. Изучаем, как это происходит прямо сейчас — и есть ли шанс сохранить рабочие места.

Читать далее

Как дизайн Kaspersky Thin Client пережил подростковый бунт (и что из этого вышло)

Представьте, что ваш продукт — это человек. Сначала он делает первые шаги, потом переживает подростковый кризис, учится на ошибках и, наконец, становится взрослым. Я расскажу, как дизайн помог нашему продукту вырасти — от первых набросков до зрелого решения.

Меня зовут Вера, я продуктовый дизайнер в KasperskyOS. Работаю над дизайном операционной системы тонкого клиента Kaspersky Thin Client, или коротко: KTC. Это небольшое устройство, которое подключается к удаленной рабочей среде и заменяет полноценный компьютер: пользователь получает доступ к удаленным системам, а все подключения и настройки контролирует администратор организации.

Дизайн сыграл во взрослении KTC важную роль. Конечно, у нас не все шло гладко — мы не раз ошибались, переосмысляли и переделывали. У нас были первые шаги, подростковый бунт и, наконец, время осознанности. Сейчас все расскажу.

Читать далее

Шифрование на основе хешей

Пишем свой алгоритм шифрования с помощью хеш-функции xxHash со скоростью 6.4 Гбит/с и обгоняем AES и DES (почти).

Читать далее

Кладбище криминальных экшенов. Почему почти все клоны GTA провалились, а студии закрылись

В свое время релиз GTA III перевернул игровую индустрию, задав новый стандарт для игровой индустрии. Естественно, успех был настолько большим, что нашлось много студий, которые решили, что могут точно так же.

Ведь на первый взгляд у ранних частей 3D-вселенной GTA достаточно простая формула: нужен город, машины, NPC, которых можно убивать, и, главное, сюжет про криминал, который подается через миссии примерно одного и того же формата «доедь до места/убей врагов/доедь до места за определенное время/итп».

Понимание (ошибочное) простоты этой формулы породило целый пласт игр, которые со временем стали называть «клоны GTA», хотя номинально это были просто экшен-адвенчеры в открытом мире, но флер серии Rockstar и обидное клеймо потопило много подобных проектов, а иногда и целые студии. Насколько это заслуженно? Разберемся на нескольких  примерах.

Читать далее

Пример работы современной антропологии и краниометрии

Да да, краниометрия не придумана нацистами, в подвалах гестапни. Краниометрия это часть краниологии. Ещё в 1700 - 1800 годах люди подметили факт - черепа животных и людей не абы какие, а явно укладываются в определённые наборы размеров, образно говоря от 100 до 120. Бывают патологии, когда колебания достигают от 93 до 128, но большая часть черепов животных уложится в определённый набор размеров. Для каждого вида он свой, но внутри вида - разбег размеров почти стабильный.

Собственно от большей части животных, через миллионы лет остаются именно части черепа и зачастую всю видовую принадлежность и внешность твари можно определить только по черепу или вообще по нескольким осколкам от всего скелета. Этим занимается антропология и палеонтология - измеряет все кости, измеряет все соотношения между всеми костями всех доступных организмов и получаются гомологические ряды - ряды похожих друг на друга животных. Если измерить одну мышку и её череп, это ничто, а если измерить сотни мышек, то внутри одного вида обязательно будут разные размеры черепов, причём в тех размерах, которые не зависят от возраста - кости уже выросли так и так, просто разные черепа.

Например тираннозавр. Металлические скульптуры черепов тираннозавров, наглядно демонстрирующие внутривидовое разнообразие этих животных.

Читать далее

Мобильная разработка за неделю #593 (7 — 13 июля)

В этом дайджесте снова про фоновую работу в Android и обрезку Text в SwiftUI, про опыт внедрения Kotlin Multiplatform и как сделать любую задачу интересной, про акторы, структуры, программы раннего доступа, роботов Hugging Face и многое другое. Заходите!

Читать далее

Алгоритм Диница: как найти максимальный поток в сети (для начинающих)

Привет, будущие инженеры и программисты! Сегодня мы погрузимся в мир алгоритмов и разберём одну очень крутую штуку — алгоритм Диница. Звучит сложно? Не переживайте, мы разберём его по полочкам, как конструктор LEGO, и вы поймёте, как он помогает решать реальные задачи.

Представьте, что у вас есть город, и по его дорогам едут машины. У каждой дороги есть своя пропускная способность — сколько машин может проехать по ней за час. Ваша задача — понять, сколько всего машин может проехать из одной точки города (например, от завода) в другую (например, до торгового центра) за час, используя все дороги. Это и есть задача о максимальном потоке!

Читать далее

MES-система

Как управлять предприятием с помощью MES

Согласно данным публикации Industry Week, использование программного комплекса MES приводит к увеличению прибыли предприятия в четыре раза. В статье мы рассматриваем детали программного комплекса MES и факторы, способствующие росту прибыли в производстве.

Что такое MES или как правильно управлять производством.

MES (Manufacturing Execution System) представляет собой систему, которая управляет производственными операциями и включает в себя комплекс программных и аппаратных средств. Она предназначена для эффективного выполнения задач производства, а также для отслеживания и контроля процессов на производственной линии.

Эта система обеспечивает повышение прибыльности и эффективности предприятия любого масштаба, предоставляя необходимую информацию и управляя производственными процессами. Она особенно важна для отраслей, таких как производство пищевых продуктов, медицинского оборудования, напитков, фармацевтики, аэрокосмической и оборонной промышленности, авиации и биотехнологий, где требования к прослеживаемости продукции очень строгие. Важно иметь определенные процедуры во время производства, их документирование и возможность легкого отзыва продукции, если это необходимо.

Функциональные задачи MES-систем

Системы управления производством, такие как системы управления производственными операциями, имеют обширный набор функций и охватывают почти все аспекты, процессы и объекты в производственной сфере. Среди основных функций, которые такое программное обеспечение выполняет:

Читать далее

Пеликаны, сарказм и логические игры: забавные LLM-бенчмарки

Новые нейронки появляются чуть ли не еженедельно и каждая борется за первенство в лидербордах. Но есть и другой способ оценить их — например, с помощью необычных тестов. Мы в beeline cloud подобрали креативные бенчмарки: от рисования птиц на велосипедах до игр в духе логических загадок.

Читать далее

Опыт ? меньше денег: за что в ИТ мы на самом деле платим

Недавно под одной из моих статей на Habr разгорелся спор («Как малому бизнесу автоматизировать продажи с минимальными вложениями на базе 1С»). Один читатель отметил, что за решение типовой задачи по 1С франчайзи запросил 4000 рублей в час, тогда как в другой облачной системе аналогичное действие обошлось бы в 500 рублей. Другой участник дискуссии возразил свое мнение касательно озвученной проблеме:
“Вы действительно считаете, что если задача решается за 5 минут, она должна стоить 333 рубля? Это как у врача: зашёл, получил диагноз за минуту, но платишь всё равно за приём”.

Этот пример оказался показательной иллюстрацией куда более широкой и глубокой темы: Должна ли стоимость ИТ?услуг определяться временем, трудоёмкостью, квалификацией или ценностью результата?

Историческая модель: «часы = деньги»

В ИТ (как и в большинстве сервисных профессий) по умолчанию используется почасовая или проектная модель оценки стоимости услуг. Это удобно:
Во?первых — легко считать бюджет,
Во?вторых — просто сравнивать подрядчиков,
Ну и, в?третьих, укладывается в парадигму «трудозатраты ? стоимость».

Однако с ростом зрелости отрасли и распространением узкой экспертизы этот подход начинает давать сбои. Почему я так считаю?

Потому что часы не отражают ценность.

Простая иллюстрация: две команды, один результат

Предположим, перед компанией стоит задача интеграции с внешней системой.
• Команда А из трёх человек без профильного опыта берёт 1500 ?/час, работает 30 часов.
• Команда B из одного эксперта берёт 6000 ?/час и справляется за 5 часов.

Читать далее

Как выйти из IT?.. и пойти слесарем на завод. Моя попыточка дауншифтинга [1\4]

Видя рекламу "Как войти в IT" все шутят про попытки "выйти из АйТи".

Я решил провернуть этот фокус в реальности и почувствовать на собственной шкуре. Боль, унижение, катарсис - в литературном русском языке не найдётся столь ярких слов, что бы описать мой экспириенс. С такой дичью я не сталкивался даже работая эникейщиком в бухгалтерии библиотеки.

Пойти работать на завод...

Японские ретро тетрисы, которые учат нас думать по-другому

История культовой игры «Тетрис» берет свое начало в 1984 году и связана с именем советского программиста Алексея Пажитнова. Изначально перед ним стояла задача создать утилиту для проверки производительности советских компьютеров, а параллельно и стрессоустойчивость, и многозадачность операторов ЭВМ. Но вскоре разработка Алексея привлекла внимание коллег, которые увидели в ней своеобразное развлечение.

Несмотря на то что тетрис был советской разработкой, со временем с игрой смог познакомиться и весь мир, что в итоге привело к копированию и созданию отличных от оригинала вариантов тетриса. Привлекла внимание новая игра и японских разработчиков, которые под впечатлением в начале и середине 90-х создали немало тетрисов со своим японским колоритом и модифицированными правилами.

К чему это привело?

У игроков, регулярно играющих в классический тетрис, складываются определенные схемы, воспроизводя которые, они с легкостью добиваются успеха в игре. В свою очередь, японские тетрисы ломают привычные схемы и заставляют игроков думать немного или даже сильно по-другому. Как именно? Расскажу в этой статье!

Читать далее

О графике в Unity: Графический конвейер

Всем привет! Меня зовут Григорий Дядиченко, я уже что-то разрабатываю на Unity десять лет. Давно ничего не писал, и тут собрался с силами и решил, что хочу написать про компьютерную графику. А точнее пройтись по её базе в контексте Unity. Если интересуетесь темой — добро пожаловать под кат!

Читать далее

Глава 3: Мышление и философия продакта

Что такое продуктовое мышление и как его тренировать? Почему важно не просто понимать пользователя, а чувствовать его? Как не бояться неопределённости и строить решения, даже когда данных мало?

В этой главе — не очередной список фреймворков, а философия: взгляд на продукт как на систему, эмпатия как навык и честный разговор о том, что мы часто боимся не знать.
Да, будет и про CJM, и про юнит-экономику — но с фокусом на смыслы, а не на термины.

Читать далее

[Перевод] Как забытый парсер ссылок привел к XSS на Reddit: Уязвимость на $5000, которая скрывалась в редакторе постов Reddit

В этой статье разбирем XSS уязвимость, обнаруженную в парсере Reddit, который при определенном условии (запланированных постах)  не очищал гиперссылки. Уязвимость была не в живом контенте — она скрывалась в редакторе. Эта находка принесла $5000 вознаграждения.

Уязвимость за 60 секунд  

Цель: Запланированные посты на Reddit
Вектор: Вредоносная гиперссылка, встроенная с использованием javascript
Триггер: Редактирование запланированного поста через интерфейс  
Влияние: XSS на привилегированных пользователей (администраторов/модераторов) в один клик

Читать далее

[Перевод] Как ваш полет домой поможет инопланетянам определить местоположение Земли

Каждый раз, когда вы вылетаете из Хитроу, приземляетесь в аэропорту имени Кеннеди или пролетаете через любой крупный аэропорт, вы можете непреднамеренно оповещать инопланетные цивилизации, находящиеся на расстоянии до 200 световых лет, о существовании человечества. Новое исследование показывает, что радарные системы, обеспечивающие безопасность нашего неба, одновременно передают в дальний космос мощные сигналы, которые могут служить космической рекламой самого нашего существования.

Читать далее

No Cars Allowed? Что с трендом на улицы без авто

Я более 17 лет работаю «цифровым» страховым агентом и изучаю не только новые моделистрахования и технологические стартапы (раздва) в данной области. Но сегодня хотел бы поднять еще одну релевантную тему — посмотреть на развитие инициатив, связанных с «пешеходизацией» городов. Кажется, что такие инициативы давно стали нормой — их обсуждают все реже и реже.

Но в мире происходит много интересного — тренд развивается. Так, например, во Франции продолжают переделывать автомобильные улицы в пешеходные, в Великобритании строят целые поселки с инфраструктурой, заточенной под велосипедистов, а в столице Колумбии центральные улицы становятся пешеходными каждые выходные. Решил обсудить, что происходит.

Читать далее

Как “по-быстрому” сделанная игра затянула меня в геймдев на 20 лет и какие выводы я из этого сделал

Я уже делал серию постов об истории flash-игр (раз, два, три), а сейчас пришла пора рассказать как я сам оказался в этой индустрии.

Ещё после поступления в ИТМО я решил, что не мешало бы поизучать какую-то модную на тот момент технологию, и купил в переходе диск “Самоучитель по Flash MX”. А когда уже сносно программировал - захотелось сделать и свою игру. Писать какие-то аркады было не интересно, и я замахнулся аж на целый авиасимулятор (да, в программе для создания 2D анимаций). Но в целом у меня получилось! Геймплей был ужасен, графика ещё хуже, но были и воздушные бои, и даже миссии по уничтожению наземки. Игра была показана друзьям и заброшена на полку, но через пару месяцев я узнал про Newgrounds - это тогда была самая большая тусовка флешеров, куда все кому не лень выкладывали свои игры и мульты.

Читать далее

Как собрать друзей на игру и не сойти с ума: мой бот для геймеров

Я занимаюсь разработкой уже 10 лет, большую часть времен... Так, это из прошлой статьи. Давайте заново.

Я играю в игры уже 27 лет, большую часть времени играю один, но пару раз в неделю собираюсь играть с друзьями и каждый раз, чтобы собраться, нужно пройти 10 круг опросов: кто, когда, во сколько, на сколько, во что и 1001 другой вопрос. В какой-то момент я понял, что больше так жить нельзя и решил использовать свои навыки программиста, чтобы решить эту проблему.

Читать далее

[Перевод] Нелинейная динамика маркеров старения человека

Старение — это сложный процесс, связанный практически со всеми заболеваниями.

Понимание молекулярных изменений, лежащих в основе старения, и определение терапевтических мишеней для лечения возрастных заболеваний имеют решающее значение для увеличения продолжительности здоровой жизни.

Хотя во многих исследованиях изучались линейные изменения, происходящие в процессе старения, распространённость возрастных заболеваний и риск смертности возрастают после определённого периода времени, что указывает на важность изучения нелинейных молекулярных изменений.

Читать далее

Vibe Coding: Заглянем под капот Claude Code. Часть 1

В этой статье мы погрузимся во внутреннее устройство Claude Code - агента для помощи в разработке от Anthropic. Мы проанализируем его с точки зрения архитектуры, рассмотрим доступные инструменты и разберем системные промпты, которые определяют его поведение.

Читать далее

Digital Twin. Часть 2. Инструментальный Цифровой двойник

Вторая часть посвящена проблеме адекватности обоих двойников и путей её решения. Именно неадекватность модели – это основная преграда, о которую спотыкаются практически всё, выдаваемое сегодня за «Цифрового двойника».   

В первой части [DT1] были рассмотрены проблемы современного «Цифрового двойника» \ Digital Twin (ЦД \ DT) и общие подходы к его идентификации, в первую очередь, его «Трехкомпонентный состав DT» («три кита» двойника): реальный объект (физический двойник, «физик», Physical Twin, PT), его модель (собственно сам DT) и обратная связь – как передача эксплуатационных данных объекта в контекст его модели (в идеале двухсторонний обмен). В идеале должен быть не только двухсторонний обмен по эксплуатационным данным, но и обмен по состоянию самой структуры объектов (синхронизация структуры), что будет подтверждать актуальность используемой модели (структурную адекватность обоих двойников). 

В большинстве случаев предлагаемые «примеры DT» представляют собой незамысловатый ребрендинг привычных (обычных) систем, т.е. скорее являются Pseudo Digital Twin \ Digital Impostor, а не Digital Twin, при этом даже имея все три компонента DT могут содержать модель не адекватную своему физическому близнецу («as-is» vs «as-really-is").

Кроме маскирования под DT обычных SCADA - систем и CASE \ BPMS типа ARIS (см. первую часть [DT1]), включая Enterprise Architecture (EA, архитектура предприятия как цифровой двойник предприятия), красивую вывеску «DT» прикручивают к системам:

- ERP, например, dia$par,

Читать далее

BirdCLEF+ 2025: обзор соревнования и ключевые решения топ-5 команд

BirdCLEF+ 2025 — очередная часть ежегодного соревнования от Cornell Lab of Ornithology по распознаванию звуков дикой природы. В этом году участникам предстало предсказывать целевое животное на коротких фрагментах записи, балансируя между качеством моделей и жёсткими ограничениями железа.

Разобраться в псевдолейблинге...

← 12 июля 2025          14 июля 2025 →          А сегодня?